ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-19125/2021 от 23.03.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А41-19125/21

29 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ООО «Рассвет Подмосковья»: ФИО1 (дов. от 22.03.2022 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Комитета лесного хозяйства Московской области: ФИО2 (дов. № 28ДОВ-468 от 22.12.2021 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) ГБУ Московской области «Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ «Мособлгеотрест»: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) Рослесхоза: не явились, извещены;

от третьего лица ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;

от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;

рассмотрев 23 марта 2022 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области

на решение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2021 г.,

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2021 г.,

по делу № А41-19125/21

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рассвет Подмосковья»

к Комитету лесного хозяйства Московской области, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному бюджетному учреждению Московской области «Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ «Мособлгеотрест»

о признании незаконным бездействия,

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области,

УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Рассвет Подмосковья» (далее – ООО «Рассвет Подмосковья», общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1, расположенного по адресу: <...> м западнее ул. Советская, уч. № 136, площадью 284 031 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (далее – земельный участок).

Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 19 августа 2019 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее – ЕГРН) от 22 июня 2020 г. № 99/2020/334400635 и был образован из земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:79, общей площадью 29700000 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, предоставленного ОАО «Евсеевское» на основании постановления Администрации Павлово-Посадского района от 05 июля 1995 г. № 952 на праве бессрочного пользования и внесен в государственный кадастр недвижимости, как единое землепользование.

13 июля 2020 г. ООО «Рассвет Подмосковья» обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением, в котором просило привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре (далее – ГЛР) и материалах лесоустройства, в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1, границы которого установлены в ЕГРН, а также исключить из ГЛР и из материалов лесоустройства сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН (номер заявления Р001-2476145399-36360055).

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления, Комитетом лесного хозяйства Московской области было принято решение от 16 июля 2020 г. о приведении сведений ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН, которое будет отражено в публичной части Региональной геоинформационной системы Московской области (далее - РГИС МО).

Из полученного обществом градостроительного плана земельного участка от 19 января 2021 г. № РФ-50-3-50-0-00-2021-00686 стало известно, что земельный участок по-прежнему частично расположен в границах лесного фонда (сведения основаны на данных Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (далее – ИСОГД Московской области).

Ссылаясь на то, что до настоящего времени в ГЛР и ИСОГД Московской области не внесены достоверные сведения в отношении земельного участка, ООО «Рассвет Подмосковья» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, государственному бюджетному учреждению Московской области «Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ «Мособлгеотрест» (далее – ГБУ МО «Мособлгеотрест») со следующими требованиями:

признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в ГЛР в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 об отсутствии наложения на земли лесного фонда;

признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 об отсутствии наложения на земли лесного фонда и невнесении изменения в границы Ногинского, Рахмановского лесничеств;

признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД Московской области и РГИС МО в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 об отсутствии наложения на земли лесного фонда;

признать незаконным бездействие ГБУ МО «Мособлгеотрест», выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД Московской области и РГИС МО в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 об отсутствии наложения на земли лесного фонда;

обязании Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в ГЛР в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 о наложении на земли лесного фонда в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда;

обязать Федеральное агентство лесного хозяйства исключить сведения, содержащиеся в ГЛР в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 о наложении на земли лесного фонда и внести изменения в границы Ногинского, Рахмановского лесничеств об отсутствии пересечения границ земельного участка с границами лесного фонда в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда;

обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в ИСОГД Московской области и РГИС МО об исключении сведений, содержащихся в ГЛР в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 о наложении на земли лесного фонда в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда;

обязать Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД Московской области и РГИС МО, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 о наложении на земли лесного фонда в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда;

обязать ГБУ МО «Мособлгеострест» исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД Московской области и РГИС МО, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 о наложении на земли лесного фонда в течение 15 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее – ТУ Росимущества в Московской области) и Министерство имущественных отношений Московской области.

Решением Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2021 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2021 г., заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 об отсутствии наложении на земли лесного фонда. Суд обязал Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в ГЛР, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 о наложении на земли лесного фонда. В остальной части заявленных требований отказано. Также разрешен вопрос о распределении между сторонами судебных расходов.

В кассационной жалобе Комитет лесного хозяйства Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов в части удовлетворения заявленных требований, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что Комитетом была инициирована процедура внесения изменений в ИСОГД Московской области путем направления в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области 22 сентября 2020 г. акта об изменении документированной информации ГЛР в отношении спорного земельного участка для отражения в ИСОГД Московской области соответствующих сведений, а невнесение указанных сведений в ИСОГД Московской области произошло со стороны владельца (Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области) и оператора (ГБУ МО «Мособлгеострест»).

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В заседании кассационной инстанции представитель Комитет лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО «Рассвет Подмосковья» против ее удовлетворения возражал.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, руководствуясь положениями статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 7, частью 1 статьи 8, частями 1, 3 статьями 6, 67, 68, 69, пунктом 10 части 1 статьи 83, статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 4.2, 4.6 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», частью 2 статьи 7, частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», частями 6, 7 статьи 10, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», пунктом 17 Решения Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 г. «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года», пунктом 12.33 постановления Правительства Московской области от 26 июня 2012 г. № 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области», Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом Московской области от 10 июля 2009 г. № 80/2009-ОЗ «О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации», пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившегося в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 об отсутствии наложении на земли лесного фонда, поскольку Комитетом, являющимся уполномоченным органом государственной власти в сфере лесных отношений на территории Московской области, не инициирована процедура по внесению изменений в сведения ГЛР в отношении спорного земельного участка.

При этом судами установлено, что сведения, содержащиеся в ГЛР в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 о наложении на земли лесного фонда, фактически не исключены.

Судами дана подробная оценка действиям Комитета лесного хозяйства Московской области относительно направления им в ГБУ МО «Мособлгеотрест», являющимся оператором ИСОГД Московской области в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 г. № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области» и внесения последним в один из слоев системы (ИСОГД Московской области) уточненных требований в отношении границ спорного земельного участка (акты от 07 августа 2020 г. № 23/2/11-9/2020/ЛА и № 02/2/11-12/2020/ЛА, зарегистрированные в системе 23 сентября 2020 г., переданные письмом от Комитета лесного хозяйства Московской области от 22 сентября 2020 г. за № исх-23945/19), однако внесение данных сведений частично не привело к внесению изменений в ГЛР.

Принимая во внимание, что в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30 января 2017 г. № 49/3 Комитет лесного хозяйства Московской области, являясь поставщиком информации, обеспечивает достоверность, актуальность и полноту данных РГИС МО, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС МО, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС МО, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС МО, суды пришли к выводу, что именно на нем лежит обязанность приведения сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН, путем изменения документированной информации, содержащейся в лесном реестре.

В части отказа в удовлетворении требований к Федеральному агентству лесного хозяйства, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области и ГБУ МО «Мособлгеотрест», судами указано следующее.

По требованию к Федеральному агентству лесного хозяйства с учетом положений статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 5.4.12, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, судами отказано в связи с тем, что Федеральное агентство лесного хозяйства с учетом установленных обстоятельств является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу.

По требованию к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области и ГБУ МО «Мособлгеотрест» судами указано на то, что согласно части 1.7 постановления Правительства Московской области от 25 марта 2016 № 231/9 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области» ИСОГД Московской области обеспечивает взаимодействие с РГИС МО для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (РГИС МО) и Единой информационной системой обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сферах аккредитации, лицензионной и разрешительной деятельности, планирования и учета результатов контрольных мероприятий, в том числе учета выявленных административных правонарушений (ИС ЛОД).

В приложении № 2 к Положению о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области содержится перечень органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления и государственных учреждений Московской области, обеспечивающих представление информации для размещения в ИСОГД Московской области.

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25 марта 2016 г. № 231/9 ГБУ МО «Мособлгеотрест» является оператором ИСОГД МО.

Поскольку Комитетом лесного хозяйства Московской области не было обеспечено фактическое внесение изменений в государственный лесной реестр в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021110:1 об отсутствии наложении на земли лесного фонда и своевременное предоставление данной информации для размещения в РГИС, у Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области отсутствовала возможность приведения в соответствие ИСОГД Московской области.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 24 сентября 2021 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2021 г. по делу № А41-19125/21 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи Р.Р.Латыпова

Е.Е.Шевченко