г. Москва
26.02.2024 Дело № А41-36415/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2024
Полный текст постановления изготовлен 26.02.2024
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – товарищества собственников недвижимости «Южные дачи» – ФИО1 (председателя правления по выписке из протокола от 21.11.2019), ФИО2 (представителя по доверенности от 16.01.2024),
от Администрации городского округа Серпухов Московской области – извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области – извещено, представитель не явился,
от Комитета лесного хозяйства Московской области – извещен, представитель не явился,
от товарищества собственников недвижимости «Южное» – извещено, представитель не явился,
от товарищества собственников недвижимости «Южные дали» – ФИО3 (председателя товарищества по выписке от 15.02.2024),
от товарищества собственников недвижимости «Офицерские дачи» – ФИО4 (представителя товарищества по протоколу от 10.02.2019),
от общества с ограниченной ответственностью «Петровские дали» – извещено, представитель не явился,
рассмотрев 08.02.2024 – 15.02.2024 (объявлялся перерыв) в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости «Южные дачи»
на решение от 02.08.2023
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 23.10.2023
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А41-36415/2023
по заявлению товарищества собственников недвижимости «Южные дачи»
к Администрации городского округа Серпухов Московской области
об оспаривании решения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, товарищество собственников недвижимости «Южное», товарищество собственников недвижимости «Южные дали», товарищество собственников недвижимости «Офицерские дачи», общество с ограниченной ответственностью «Петровские дали»,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости «Южные дачи» (далее – ТСН «Южные дачи», товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Серпухов Московской области (далее - администрация), в котором просило:
– признать незаконным решение от 11.04.2023 № Р001-5876475202-69910925;
– обязать предоставить бесплатно земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040131:701 в общую долевую собственность лицам, являющимися собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ТСН «Южные дачи».
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство имущественных отношений Московской области (далее – министерство), Комитет лесного хозяйства Московской области (далее – комитет), товарищество собственников недвижимости «Южное» (далее – ТСН «Южное»), товарищество собственников недвижимости «Южные дали» (далее – ТСН «Южные дали»), товарищество собственников недвижимости «Офицерские дачи» (далее – ТСН «Офицерские дачи»), общество с ограниченной ответственностью «Петровские дали» (далее – общество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.08.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к отзыву ТСН «Офицерские дачи» возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители ТСН «Южные дачи» поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители ТСН «Южные дали» и ТСН «Офицерские дачи» в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей не направили.
В приобщении к материалам дела отзывов ТСН «Южные дали» и ТСН «Южное» на кассационную жалобу товарищества отказано ввиду несоблюдения при подаче данного отзыва требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), а именно: не представлены документы, подтверждающие его направление всем другим лицам, участвующим в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ТСН «Южные дачи», ТСН «Южные дали», ТСН «Офицерские дачи», обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, дополнений к отзыву, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из обжалуемых судебных актов следует, что постановлением администрации от 19.12.2012 № 2646 на основании решения комиссии по проведению публичных слушаний от 24.09.2012 утвержден проект планировки территории дачного поселка «Южные Дачи», расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, район д. Петровское, на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0040131:0190, общей площадью 22,5 га.
В отношении земель общего пользования площадью 26 169 кв. м. осуществлен государственный кадастровый учет, образованному земельному участку присвоен кадастровый номер 50:32:0040131:701.
Товарищество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040131:701 в собственность бесплатно.
Решением администрации от 11.04.2023 № Р001-5876475202-69910925 в предоставлении государственной услуги отказано со ссылками на противоречивые сведения в заявлении и приложенных к нему документах и на предоставлении комитетом информации о наложении границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда.
Не согласившись, товарищество оспорило данное решение в судебном порядке.
При рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций признали недоказанным факт наложения испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда. При этом суды учли пояснения комитета о том, что согласно акту от 23.08.2021 № 01/2/18/00/2021/ЛА изменена документированная информация по лесничеству «Русский лес» на основании выписки из ЕГРН от 19.06.2021 № КУВИ-002/2021-74851584, в результате чего исключено наложение земельного участка на земли лесного фонда.
Вместе с тем суды указали на отсутствие оснований для передачи рассматриваемого земельного участка ТСН «Южные дачи» ввиду того, что он не предоставлялся товариществу для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до 31.12.2020, в том числе согласно проекту межевания территории; из выписки из ЕГРЮЛ следует, что ТСН «Южные дачи» зарегистрировано в качестве юридического лица только в 2009 г.
Отклоняя доводы товарищества, суды приняли утверждения общества, являвшегося собственником земельного участка, из которого впоследствии был образован земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040131:701, о том, что 29.09.2009 ИФНС № 46 по г. Москве было зарегистрировано дачное партнерство ДНП «Южные дачи» (с 2020 года – ТСН «Южные дачи»), целью регистрации этого ДНП являлось объединение граждан, приобретающих участки в первой очереди строительства поселка Южные дачи в некоммерческое партнерство для совместного решения социальных и хозяйственных вопросов, путем вступления в его ряды после покупки участков.
Признавая не подлежащим удовлетворению заявление товарищества, суды также указали, что фактически испрашиваемый земельный участок является дорогой, обеспечивающей проезд как жителей ТСН «Южные дачи», так и жителей ТСН «Южные дали», ТСН «Офицерские дачи» и ТСН «Южное».
По мнению судов, данные ТСН образуют единый населенный пункт «коттеджный поселок Южные дачи» согласно присвоенной адресации и сослались в связи с этим на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ).
Таким образом, как сочли суды, издание администрацией постановления от 19.12.2012 № 2646 «Об утверждении проекта планировки территории дачного поселка ДНП «Южные дачи» не являлось, по смыслу статьи 39.5 ЗК РФ и пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ), предоставлением ДНП «Южные дачи» земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, поскольку собственник земельного участка утверждал проект планировки территории для организации газоснабжения первой очереди строительства поселка и лишь отражал сложившуюся схему расположения индивидуальных земельных участков и подъездов к ним.
Суды указали, что территория была сформирована за счет имеющих смежные границы участков, реализованных физическим лицам, какие-либо дополнительные земельные участки в качестве имущества общего пользования в собственность ДНП «Южные дачи» не передавались, в связи с чем в 2014 году общество отказалось от права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040131:701 в пользу муниципального образования.
С учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040131:499, из которого впоследствии был образован участок с кадастровым номером 50:32:0040131:701, находился в частной собственности общества, суды указали, что предоставление ДНП «Южные дачи» по инициативе Главы Серпуховского муниципального района, созвавшего публичные слушания по вопросу проекта планировки территории дачного поселка ДНП «Южные дачи» и в дальнейшем утвердившего проект планировки, не являлось правомочным, так как Глава не вправе был распоряжаться данным земельным участком, а воля у собственника земельного участка на такую передачу из материалов дела не следует.
Кроме того, суды сочли, что с заявлением в администрацию обратился субъект, не имеющий права на его приобретение.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ, Закон) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.
Согласно части 1 статьи 22 Закона № 217-ФЗ предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Как указано в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2022 № 305-ЭС22-3429 по делу № А41-3814/2021, Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) статья 3 Закона № 137-ФЗ дополнена пунктом 2.7, которым регламентированы порядок и условия приобретения без проведения торгов в собственность бесплатно членами некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, земельных участков, предоставленных им до даты введения в действие Закона № 137-ФЗ (30.10.2001), предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства и распределенных членам этих организаций, а также условия приобретения земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
Установленные пунктом 2.7 статьи 3 Закона № 137-ФЗ упрощенные правила приобретения земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, образованных из земельного участка, предоставленного садовому товариществу до вступления в силу данного Закона, являются частью "дачной амнистии", направлены на стимулирование садоводов, огородников и дачников, которые используют земельные участки, предоставленные им до указанной даты, на основании членства в соответствующих товариществах и партнерствах, приватизировать бесплатно как личные участки, так участки общего пользования до даты, предусмотренной в названном пункте.
Правила пункта 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ не распространяются на отношения по предоставлению членам садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ земельных участков, образованных из земельного участка предоставленного такому товариществу после введения в действие Закона № 137-ФЗ.
При этом в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2022 № 305-ЭС22-3429 по делу № А41-3814/2021 разъясняется, что основания, порядок и условия (за плату или бесплатно) предоставления указанных земельных участков регламентированы в настоящее время положениями главы V.1 ЗК РФ, введенной в действие Законом № 171-ФЗ, и Закона № 217-ФЗ.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 39.5 ЗК РФ, составляющей главу V.1, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ «Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов», включенной в ту же главу ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
– осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (подпункт 5);
– подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (подпункт 6);
– заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 7).
Согласно статье 3 Закона № 271-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
– имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости и иные объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории (пункт 5);
– земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования (пункт 6);
– территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее – территория садоводства или огородничества) - территория, представляющая собой элемент планировочной структуры, в границах которой граждане осуществляют ведение садоводства или огородничества для собственных нужд (пункт 8).
Согласно части 1 статьи 4.1 Закона № 217-ФЗ «Территория садоводства или огородничества» в состав территории садоводства или огородничества входят садовые земельные участки или огородные земельные участки, а также земельные участки общего назначения.
При этом согласно части 2 статьи 4.1 Закона территория садоводства или огородничества может быть создана на землях сельскохозяйственного назначения или землях населенных пунктов.
В силу части 3 статьи 4.1 Закона местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории.
Согласно части 5 статьи 4.1 Закона в границы территории садоводства или огородничества при подготовке проекта межевания территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, включаются: 1) садовые или огородные земельные участки, находящиеся в собственности учредителей товарищества; 2) земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 9 Закона № 217-ФЗ товарищество может быть создано для целей, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона: 1) гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) гражданами, являющимися собственниками садовых или огородных земельных участков.
Согласно части 4 статьи 24 Закона № 217-ФЗ «Особенности образования, предоставления земельных участков общего назначения, использования имущества общего пользования» земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
Согласно части 6 статьи 4.1 Закона в границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены территории общего пользования, земельные участки общего пользования и иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий» земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В данном случае, по заявленным доводам, рассматриваемый земельный участок в соответствии со сведениями ЕГРН относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», а не к категории «земли населенных пунктов».
Кроме того, согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, Кодекс) в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
– территория общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12);
– элемент планировочной структуры - часть территории поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 35).
Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 738/пр утверждены следующие виды элементов планировочной структуры:
1 Район; 2. Микрорайон; 3. Квартал; 4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 5. Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; 6. Территория транспортно-пересадочного узла; 7. Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения; 8. Улично-дорожная сеть; 9. Территория виноградо-винодельческого терруара.
По заявленным доводам, названный судами проект планировки территории, утвержденный администрацией, относит рассматриваемый земельный участок к территории ведения гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд, а не к территории какого-либо населенного пункта, и не к территории улично-дорожной сети.
Согласно части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 2 статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Как установили суды, Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области издано постановление от 19.12.2012 № 2646 «Об утверждении проекта планировки территории дачного поселка ДНП «Южные дачи».
По заявленным доводам, утвержденный проект планировки территории ТСН «Южные дачи» как нормативный правовой акт является действующим. Данный акт мог быть оспорен в ином порядке судопроизводства, при этом рассмотрение такого спора относится к компетенции другого суда. Оснований для признания его недействительным, недействующим по настоящему делу не имелось.
Как указано в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений. Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
Согласно пункту 2 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Таким образом, при рассмотрении спора должен быть учтен проект планировки территории ТСН «Южные дачи».
То обстоятельство, что через испрашиваемый товариществом земельный участок осуществляется проезд не только жителей ТСН «Южные дачи» к своим участкам на территории товарищества, но и жителей ТСН «Южные дали», ТСН «Офицерские дачи» и ТСН «Южное», не исключало предоставление данного земельного участка товариществу в случае его отнесения к земельному участку общего назначения территории ТСН «Южные дачи».
При соответствующих основаниях в отношении этого земельного участка может быть установлен сервитут для осуществления прохода, проезда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу пункта 3 статьи 274 данного Кодекса сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Согласно пункту 2 той же статьи Кодекса обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 ЗК РФ обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
Более того, по заявленный доводам, сервитут уже установлен в отношении рассматриваемого земельного участка.
Согласно пункту 6 ЗК РФ переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
По заявленным доводам, каждое из участвующих в деле ТСН имеет свои
земли общего пользования, кроме того, к ТСН «Офицерские дачи» имеется отдельный въезд на свою территорию.
Что касается содержащегося, как отметили суды, в пункте 6.1 выписки из протокола от 07.12.2020 № 25 поручения председателю правления ТСН «Южные дачи» подать заявление о передаче земельного участка в «общедолевую собственность ТСН «Южные дачи» (а не в собственность «лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории», по мнению судов, в числе которых помимо членов товарищества имелись «садоводы, ведущие садоводство без участия в товариществе»), то суды не рассмотрели вопрос о допущенной неточности при формулировании пункта 6.1 выписки и, по заявленным доводам, не оценили иные положения протокола. Нельзя признать обоснованным формальный подход при трактовке протокольных решений товариществ собственников недвижимости, садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ. Не учтено, что такого понятия, как общедолевой собственности товарищества собственников недвижимости, не существует.
Кроме того, по доводам товарищества, в пункте 6 протокола указан вопрос о принятии решения о безвозмездной передаче рассматриваемого земельного участка «общедолевую собственность ТСН «Южные дачи» со ссылкой на пункт 4 статьи 24 Закона № 217-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 24 Закона № 217-ФЗ «Особенности образования, предоставления земельных участков общего назначения, использования имущества общего пользования» земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.
Согласно той же части статьи 24 Закона предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
По утверждению товарищества, с учетом включения в принятое протокольное решение указания о передаче земельного участка именно в «общую долевую собственность в соответствии с нормами действующего законодательства» как одной из форм собственности, речь идет о передаче в собственность собственников земельных участков в границах ТСН, и пропущенные в контексте слова являются лишь неверным письменным изложением действительного волеизъявления участников голосования, не влияющем на существо принятого общим собранием решения. Такой недочет не может быть признан определяющим, поскольку из общего текста протокола следует его смысловая нагрузка, направленная приобретение в «долевую собственность» земель, условия и порядок приобретения которых прямо регламентированы законом.
Кроме того, по доводам товарищества, согласно протоколу о проведении собрания извещались и в собрании участвовали не только члены товарищества, но и садоводы, ведущие садоводство без участия в товариществе, о чем имеются соответствующие указание в этом протоколе.
Согласно части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.08.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 по делу № А41-36415/2023 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области
Председательствующий судья Е.Е. Шевченко
Судьи О.В. Анисимова
Ю.С. Петропавловская