ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А41-47796/2022 от 28.11.2023 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10АП-23246/2023

г. Москва

05 декабря 2023 года

Дело № А41-47796/22

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2023 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Коновалова С.А.,

судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии в судебном заседании:

от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры МО - ФИО2 по доверенности от 06.02.2023 года, паспорт, диплом;

от ООО «Промышленное предприятие железнодорожного транспорта города Лобня» - ФИО3 по доверенности от 28.11.2022 года, паспорт, диплом; ФИО4 по доверенности от 26.05.2023 года, паспорт, диплом;

от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры МО на Решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2023 по делу № А41-47796/22 по иску Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области к ООО "Промышленное предприятие железнодорожного транспорта города Лобня", третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, об изъятии,

УСТАНОВИЛ:

Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Промышленное предприятие железнодорожного транспорта города Лобня" с требованиями об изъятии для государственных нужд Московской области путем прекращения права аренды земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020105:749, об установлении размера возмещения в сумме 3660413 руб.

Решением Арбитражного суда Московской области от 08.09.2023 заявленные требования удовлетворены в части. Суд решил: Изъять для государственных нужд Московской области земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территории общего пользования, общая площадь: 1677 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <...> образованный из земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство промышленного предприятия железнодорожного транспорта, общая площадь: 90541 кв. м, кадастровый номер: 50:41:0020105:749, адрес (местонахождение) объекта: <...>

Установить размер возмещения рыночной стоимости права владения и пользования частью земельного участка площадью 1677 кв. м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020105:749 с учетом величины убытков составляет 91702000 руб., в том числе:

рыночная стоимость части земельного участка, составляет 3850000 руб., величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет 87852000 руб.

Установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права аренды ООО "Промышленное предприятие железнодорожного транспорта города Лобня" на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: территории общего пользования, общая площадь: 1677 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <...> образованный из земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство промышленного предприятия железнодорожного транспорта, общая площадь: 90541 кв. м, кадастровый номер: 50:41:0020105:749, адрес (местонахождение) объекта: <...>

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.

Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.

Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 20.10.2021 N 705-р принято решение об изъятии для государственных нужд части земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020105:749 площадью 1677 кв. м категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - строительство промышленного предприятия железнодорожного транспорта.

Выпиской из ЕГРН подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 50:41:0020105:749 предоставлен в аренду ООО "Промышленное предприятие железнодорожного транспорта города Лобня" по договору от 07.12.2015 N 65-15 сроком до 08.02.2037.

В границах земельного участка расположены объекты промышленного предприятия железнодорожного транспорта, принадлежащие ООО "Промышленное предприятие железнодорожного транспорта города Лобня".

Согласно отчету об оценке N 1-441/21 размер возмещения в связи с изъятием части земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020105:749 составляет 3 637 413,50 руб., и которых 23 000 руб. - величина убытков связанных с изъятием, 3 660 413,50 руб. - рыночная стоимость права аренды изымаемого участка.

В связи с тем, что в досудебном порядке ответчик не подписал соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Согласно части 3 статьи 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

Согласно части 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 Земельного кодекса и статья 279 Гражданского кодекса), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с положениями части 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 ЗК РФ (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 56.10 ЗК РФ), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Статьей 281 ГК РФ установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

В соответствии с пунктом 6 статьи 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Порядок изъятия земельных участков для государственных нужд установлен Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ).

Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области является уполномоченным органом исполнительной власти Московской области, принимающим решение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области в целях строительства (реконструкции) автомобильной дороги регионального значения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, в целях принятия решения об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд для размещения объектов федерального значения или регионального значения орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, осуществляет выявление лиц в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 15 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ после принятия Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области распоряжения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Московской области в течение семи дней копия указанного распоряжения направляется правообладателю изымаемого недвижимого имущества заказным письмом с уведомлением о вручении. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении, об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма или со дня направления письма на электронную почту.

Порядок возмещения убытков, причиняемых изъятием объектов недвижимого имущества для государственных нужд, определен статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, согласно которому после принятия решения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях строительства (реконструкции) автомобильной дороги проводится оценка рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиняемых изъятием для государственных нужд Московской области.

Выкупная стоимость изымаемого недвижимого имущества определяется по результатам оценки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", по заказу Министерства имущественных отношений Московской области на основании принятого распоряжения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных нужд, также не будет возмещена.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества, направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если в целях изъятия недвижимого имущества осуществляется образование земельного участка либо изменение или уточнение его границ в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества.

Согласно п. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.

Как указано в пункте 9 статьи 10 от 05.04.2013 N 43-ФЗ иск об изъятии недвижимого имущества может быть предъявлен в суд в течение трех лет со дня принятия решения об изъятии недвижимого имущества.

Согласно пунктам 5 и 7 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Согласно правовой позиции сформированной в пункте 8 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

В настоящее время пунктом 5 статьи 56.8 ЗК РФ установлено, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об изымаемом земельном участке, для целей изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе для проведения оценки рыночной стоимости изымаемого земельного участка, видом его разрешенного использования признается вид разрешенного использования, соответствующий цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе, подтверждающем право на такой земельный участок, либо в случае отсутствия данного документа вид разрешенного использования, соответствующий назначению расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества (пункт 10 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).

Определением от 16.01.2023 суд первой инстанции назначил по делу оценочную экспертизу, проведение которой поручил ООО "Адэро", эксперту ФИО5

Перед экспертом поставлены следующие вопросы:

1) Определить стоимость права аренды части земельного участка площадью 1677 кв. м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020105:749 общей площадью 90541 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: строительство промышленного предприятия железнодорожного транспорта, адрес: <...> на дату проведения судебной экспертизы (исходя из нормы пункта 3 части 3 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации)?

2) определить размер убытков, причиненных арендатору изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (исходя из нормы части 8 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно выводам эксперта, рыночная стоимость права аренды части земельного участка площадью 1677 кв. м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020105:749 общей площадью 90 541 кв. м составляет 3 850 000 руб., размер убытков, причиненных арендатору в связи с изъятием – 87 852 000 руб.

Заключение эксперта от 24.04.2023, подготовленное ООО "Адэро" в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ обоснованно признано судом первой инстанции надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.

Согласно статье 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос инженерных сооружений, в размер возмещения не включается рыночная стоимость указанных сооружений. В этом случае при определении размера возмещения в него включаются: 1) стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут), за исключением случая выполнения работ по реконструкции инженерных сооружений за счет лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; 2) иные убытки, предусмотренные настоящей статьей.

При определении размера возмещения при изъятии земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, рыночная стоимость подлежащих прекращению прав на такие земельные участки устанавливается с учетом следующих особенностей: 1) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока - на сорок девять лет; 2) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка организации, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка; 3) в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.

При определении размера возмещения не подлежат учету: 1) объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, и неотделимые улучшения данных объектов (в том числе в результате реконструкции), произведенные вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком; 2) неотделимые улучшения земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, произведенные после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением неотделимых улучшений, произведенных в целях обеспечения безопасности такого недвижимого имущества в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до указанного уведомления разрешения на строительство; 3) объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство; 4) объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии; 5) сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Эксперт в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции пояснил, что размер убытков, связанных с перепроектированием объекта ввиду специфичности объекта (промышленное предприятие железнодорожного транспорта) определен, исходя из представленных в материалы дела фактических коммерческих предложений по проведению указанных работ.

Включение в размер убытков суммы неустойки, выплаченной ООО "Промышленное предприятие железнодорожного транспорта города Лобня" за досрочное расторжение договора строительного подряда от 21.06.2019 N 21/06-2019 ПГС, обусловлено заключением ответчика с ООО "Промгражданстрой" соглашения от 12.10.2022 о досрочном расторжении договора строительного подряда от 21.06.2019 N 21/06-2019 ПГС в связи со вступлением в силу нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти, на основании которых часть земельного участка с кадастровым номером 50:41:0020105:749 подлежит изъятию для государственных нужд.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что включение в состав убытков суммы неустойки неправомерно, так как договор расторгнут по причине издания акта государственного органа, соответственно неустойка начислена неправомерна и не должна включаться в состав убытков.

Между тем, согласно пункту 1 соглашения от 12.10.2022 о расторжении договора строительного подряда от 21.06.2019 N 21/06-2019 ПГС, договор расторгнут по соглашению сторон.

Согласно пункту 4 соглашения от 12.10.2022, заказчик обязан оплатить на расчетный счет подрядчика неустойку согласно пункту 12.7 договора, за досрочное расторжение договора в связи с вступлением в силу нормативных и ненормативных правовых актов государственной власти, препятствующих сторонам или одной из сторон выполнить свои обязательства по договору.

Поскольку издание распоряжения об изъятии спорного земельного участка по договору является основанием для начисления неустойки в случае расторжения договора, неустойка начислена правомерно и обоснованно включена в состав убытков.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования об изъятии с установлением размера возмещения стоимости подлежат удовлетворению, исходя из стоимости и размера убытков, установленных заключением ООО "Адэро" от 24.04.2023.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

При этом статьей 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 1).

Одновременно с документом, указанным в части 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (часть 2).

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 3).

Следовательно, осуществление государственной регистрации прекращения прав правообладателя изымаемого земельного участка (части земельного участка) и переход прав на такой участок (часть) при предоставлении на государственную регистрацию доказательств перечисления правообладателю возмещения за принудительное изъятие представляет собой дополнительную гарантию прав правообладателя изымаемого объекта. Иной порядок перехода прав на изымаемый земельный участок приведет к лишению правообладателя имущества - как в натуре, так и в денежном выражении (равноценное возмещение), что в силу прямого указания закона не допустимо.

Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 09.09.2023 по делу № А41-47796/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.

Председательствующий

С.А. Коновалов

Судьи:

Л.В. Пивоварова

В.Н. Семушкина