ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10АП-26582/2021
г. Москва
01 февраля 2022 года
Дело № А41-8310/21
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ГБУ Социальный дом «Луговой» – ФИО2 по доверенности от 27.09.2021,
от заинтересованного лица по делу - Администрации городского округа Дмитров Московской области – ФИО3 по доверенности от 22.12.2021,
от третьих лиц по делу:
от Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы – ФИО4 по доверенности от 04.05.2021,
от Департамента городского имущества города Москвы, КУИ Администрации Дмитровского городского округа Московской области, МУП «Некрасовский Водоканал», АО «Мособлгаз» в лице Дмитровской РЭС филиала АО «Мособлгаз» «Север», ПАО «Россети Московский регион" в лице Северные электрические сети, Министерства имущественных отношений Московской области – извещены, представители не явились.
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Дмитров Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу № А41-8310/21 по заявлению ГБУ Социальный дом «Луговой» к Администрации городского округа Дмитров Московской области о признании незаконным, третьи лица: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, КУИ Администрации Дмитровского городского округа Московской области, МУП «Некрасовский Водоканал», АО «Мособлгаз» в лице Дмитровской РЭС филиала АО «Мособлгаз» «Север», ПАО «Россети Московский регион" в лице Северные электрические сети, Министерство имущественных отношений Московской области
УСТАНОВИЛ:
ГБУ Социальный дом «Луговой» (далее истец, до переименования - Психоневрологический интернат N 3 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы) обратилось в Арбитражный суд Московской области, с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий (бездействие) органа местного самоуправления в лице Администрации городского округа Дмитров Московской области (далее - ответчик), выразившиеся в непринятии в муниципальную собственность жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: Московская область. Дмитровский район, пос. Луговой: жилой дом N 19: кв. 4, кв. 11, кв. 15; жилой дом N 2: кв. 57, кв. 56, кв. 2, кв. 14, кв. 5, кв. 32, кв. 54, кв. 16, кв. 31, кв. 34, кв. 42, кв. 43, кв. 46, кв. 60, кв. 45; жилой дом N 3: кв. 47, кв. 41, кв. 30, кв. 11, кв. 42, кв. 34, кв. 35, кв. 48, кв. 14, кв. 18; жилой дом N 1: кв. 51, кв. 50, кв. 45, кв. 38, кв. 6, кв. 5, кв. 28, кв. 10, кв. 58, кв. 57, кв. 30-1\2 доля, кв. 20, кв. 32 (всего 40,5 квартир), а также объектов инженерных коммуникаций, которые являются неотъемлемой частью объектов жилого фонда по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Луговой: арт.скважина 48,7 кв. м - 2 штуки, корпус станции перекачки 54 кв. м, подземные сливные резервуары для сжиженного газа (5 газовых емкостей 2,5 м3) с регистрационными номерами NN 68163,68164,68165, 53412,53413, наносная станция, общая площадь 48,7 кв. м, башня водонапорная, общая площадь 21,3 кв. м, поля фильтрации, общая площадь 24 кв. м, электролиния, протяженность 1600 м, водонапорная сеть, протяженность 2000 м, теплосеть, протяженность 4000 м, канализационная сеть, протяженностью 2800 м, газопровод, протяженностью 37 м.
Обязать Администрацию городского округа Дмитров Московской области в месячный срок осуществить фактический прием в муниципальную собственность жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: Московская область. Дмитровский район, пос. Луговой: жилой дом N 19: кв. 4, кв. 11, кв. 15; жилой дом N 2: кв. 57, кв. 56, кв. 2, кв. 14, кв. 5, кв. 32, кв. 54, кв. 16, кв. 31, кв. 34, кв. 42, кв. 43, кв. 46, кв. 60, кв. 45; жилой дом N 3: кв. 47, кв. 41, кв. 30, кв. 11, кв. 42, кв. 34, кв. 35, кв. 48, кв. 14, кв. 18; жилой дом N 1: кв. 51, кв. 50, кв. 45, кв. 38, кв. 6, кв. 5, кв. 28, кв. 10, кв. 58, кв. 57, кв. 30-1\2 доля, кв. 20, кв. 32 (всего 40,5 квартир), а также объектов инженерных коммуникаций, которые являются неотъемлемой частью объектов жилого фонда по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Луговой: арт.скважина 48,7 кв. м - 2 штуки, корпус станции перекачки 54 кв. м, подземные сливные резервуары для сжиженного газа (5 газовых емкостей 2,5 м3) с регистрационными номерами NN 68163,68164,68165, 53412,53413, наносная станция, общая площадь 48,7 кв. м, башня водонапорная, общая площадь 21,3 кв. м, поля фильтрации, общая площадь 24 кв. м, электролиния, протяженность 1600 м, водонапорная сеть, протяженность 2000 м, теплосеть, протяженность 4000 м, канализационная сеть, протяженностью 2800 м, газопровод, протяженностью 37 м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Администрация городского округа Дмитров Московской области не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Администрации городского округа Дмитров Московской области в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители ГБУ Социальный дом «Луговой», Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, которые в своих выступлениях возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствии представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ГБУ Социальный дом «Луговой» (до переименования - Психоневрологический интернат N 3 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы) предназначено для удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании и оказание услуг стационарного социального обслуживания получателей социальных услуг.
Учредителем Истца является город Москва. Функции и полномочия учредителя Истца в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы осуществляет Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. Собственником имущества Истца является город Москва. Полномочия собственника имущества Истца выполняет Департамент городского имущества города Москвы. Имущество Истца закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с действующим законодательством. Источниками финансового обеспечения уставной деятельности Истца являются субсидии, предоставляемые из бюджета города Москвы на возмещение нормативных затрат, связанных в выполнением государственного задания государственных услуг (выполнение работ). Истцу предоставляются субсидии из бюджета города Москвы на иные цели.
В соответствии с инвентарными карточками учета нефинансовых активов на бухгалтерском балансе Истца учтены объекты с входящими в их состав жилыми помещениями (квартирами), расположенные по адресу: Московская область. Дмитровский район, пос. Луговой: жилой дом N 19: кв. 4, кв. 11, кв. 15; жилой дом N 2: кв. 57, кв. 56, кв. 2, кв. 14, кв. 5, кв. 32, кв. 54, кв. 16, кв. 31, кв. 34, кв. 42, кв. 43, кв. 46, кв. 60, кв. 45; жилой дом N 3: кв. 47, кв. 41, кв. 30, кв. 11, кв. 42, кв. 34, кв. 35, кв. 48, кв. 14, кв. 18; жилой дом N 1: кв. 51, кв. 50, кв. 45, кв. 38, кв. 6, кв. 5, кв. 28, кв. 10, кв. 58, кв. 57, кв. 30-1\2 доля, кв. 20, кв. 32 (всего 40,5 квартир), а также объекты инженерных коммуникаций, которые являются неотъемлемой частью объектов жилого фонда по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Луговой: арт.скважина 48,7 кв. м - 2 штуки, корпус станции перекачки 54 кв. м, подземные сливные резервуары для сжиженного газа (5 газовых емкостей 2,5 м3) с регистрационными номерами NN 68163,68164,68165, 53412,53413, наносная станция, общая площадь 48,7 кв. м, башня водонапорная, общая площадь 21,3 кв. м, поля фильтрации, общая площадь 24 кв. м, электролиния, протяженность 1600 м, водонапорная сеть, протяженность 2000 м, теплосеть, протяженность 4000 м, канализационная сеть, протяженностью 2800 м, газопровод, протяженностью 37 м.
Как указывает истец и не оспаривает ответчик, принадлежность указанных помещений к жилым (квартирам) и объектов инженерных коммуникаций подтверждается техническими паспортами здания (строения). Данные жилые помещения (квартиры) не являются собственностью города Москвы, право оперативного управления на спорные помещения за Истцом не зарегистрировано. Земельно-правовые отношения на земельные участки под объектами оформлены в собственность города Москвы и не предоставлялись Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учтенные на балансе жилые помещения (квартиры) и недвижимое имущество - объекты инженерных коммуникаций не используются Истцом для удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании и оказание услуг стационарного социального обслуживания получателей социальных услуг. Жилые помещения (квартиры) занимают жители городского округа Дмитров Московской области (далее - Ответчик). В свою очередь Истец, несет налоговое бремя предусмотренное главой 30 НК РФ - налог на имущество организаций. Расходы на поддержание имущества в работоспособном состоянии (текущий ремонт и техническое обслуживание), выплату заработной платы персоналу, обслуживающих данное имущество. Истцу предоставляется субсидия из бюджета города Москвы на уплату налога на имущество организаций. Кроме того, за счет субсидий производит работы по устранению аварийных ситуаций на данных объектах.
10 декабря 2018 года Истец обратился (письмо N 2598 от 10 декабря 2018 года) в адрес Ответчика с требованием о принятии в муниципальную собственность выше указанных жилых помещений (квартир), а также недвижимое имущество - объекты инженерных коммуникаций, расположенных в границах городского округа Ответчика.
31 января 2019 года Ответчик (письмо N Вх-246 от 04 февраля 2019 года) в ответ на обращение Истца сослался на необходимость предоставления дополнительных документов (технической документации).
11 февраля 2019 года в адрес Администрации Дмитровского городского округа Московской области была предоставлена истребуемая документация.
Письмом Администрации Дмитровского городского округа от 03.10.2019 N 4270/06-6.3. сообщено, что будет создана комиссия по осмотру технического состояния имущества, принимаемого в муниципальную собственность. 27.12.2019 года Администрацией дан ответ, что комиссионный осмотр объектов недвижимости, планируемых к передаче в муниципальную собственность, планируется 27.01.2020 года. Указанного числа комиссионный осмотр объектов недвижимости проведен, до настоящего времени информации о принятии, либо об отказе в принятие в муниципальную собственность объектов коммунального назначения и жилого фонда по адресу: 141834 Московская область, Дмитровский район, п. Луговой в учреждение не поступало.
Поскольку заинтересованное лицо не совершило установленных законом действий по принятию имущества в муниципальную собственность, бездействие Администрации заявитель считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон об МСУ) предусмотрен перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований.
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" определено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
На основании п. 1 приложения N 3 к объектам муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-и 7% -иных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 обзора практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий (обзор N 15), утвержденного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11.06.1997, объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно пункту 9 Положения об определении по объектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп и действовавшего до 12.06.2006, для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов, в который могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к постановлению N 3020-I от 27.12.1991.
Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения N 3 к постановлению N 3020-I от 27.12.1991 подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.
В соответствии с пунктом 10 Положения от 18.03.1992 N 114-рп в случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Совета народных депутатов по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно-территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с названным Положением.
Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Ввиду того, что спорные объекты являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации, они являются объектами муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
При этом доказательств, подтверждающих нахождение спорных жилых помещений в собственности третьих лиц - жителей помещений, в материалы дела не представлено.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, является задачей местного значения и осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.
При этом, законодательство в области приватизации не ставит возможность передачи имущества в муниципальную (государственную) собственность в зависимость от соответствия таких объектов действующим на момент передачи градостроительным нормам и правилам, и его технического состояния.
Из материалов дела следует, что спорные объекты инженерных коммуникаций функционируют и обслуживают исключительно население, проживающее в жилых домах, расположенных в Дмитровском районе, пос. Луговой.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Техническая документация на указанные объекты неоднократно представлялась истцом в адрес ответчика, о чем свидетельствуют письма истца, имеющиеся в материалах дела.
Доказательств того, что после осмотра объектов 27.01.2020 администрацией у заявителя были запрошены какие либо документы, в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенное, требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2021 по делу № А41-8310/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий cудья
П.А. Иевлев
Судьи
Н.А. Панкратьева
Э.Г. Хомяков