ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
23 января 2024 года
Дело №А42-2157/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Новиковой Е.М., Пономаревой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиным А.Е.,
при участии:
- от истца: не явился, извещен,
- от ответчиков: 1. Сафиулина Р.Л. по доверенности от 28.12.2023,
2. не явился, извещен,
- от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38750/2023) Министерства имущественных отношений Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2023 по делу
№ А42-2157/2023,
принятое по иску некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» к
1. Министерству имущественных отношений Мурманской области;
2. государственному областному бюджетному учреждению «Имущественная казна Мурманской области»
3-и лица:
1) государственное областное казенное учреждение «Центр технической инвентаризации»;
2) фонд развития спортивной и военно-патриотической подготовки молодежи «Военно-патриотический фонд»;
3) Василенко Владимир Владимирович;
4) правительство Мурманской области;
5) государственное областное бюджетное учреждение молодежной политики «Региональный центр развития добровольчества и поддержки молодёжных движений»;
6) Пригодин Антон Витальевич
о взыскании,
установил:
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» (далее – истец, Фонд) обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Мурманской области, наименование которого определением суда от 01.06.2023 (л.д.141, 142 т.1) изменено на Мурманскую область в лице Министерства имущественных отношений Мурманской области (далее – ответчик, Министерство), о взыскании, с учетом принятых судом уточнений, 65 238,92 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за общий период с января 2020 года по ноябрь 2022 года.
Определением от 01.06.2023 (л.д.141, 142 т.1) суд по ходатайству истца (л.д.119, 120 т.1) привлек к участию в деле в качестве соответчика государственное областное бюджетное учреждение «Имущественная казна» (далее – ответчик, Учреждение).
Определениями суда от 04.05.2023 и 31.08.2023 (л.д.71, 72 т.1; л.д.61, 62 т.2) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
1)правительство Мурманской области;
2)государственное областное казенное учреждение «Центр технической инвентаризации»;
3)фонд развития спортивной и военно-патриотической подготовки молодежи «Военно-патриотический фонд»;
4)государственное областное бюджетное учреждение молодежной политики «Региональный центр развития добровольчества и поддержки молодёжных движений»;
5)Пригодин А.В. и Василенко В.В. (далее – третьи лица).
Решением суда от 05.10.2023 исковые требования к Министерству удовлетворены, в иске к Учреждению отказано.
Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы ссылается на необоснованность выводов суда о том, что именно Министерство обязано вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № 11 по ул. Душенова города Североморск. Полагает, что судом не принят во внимание факт закрепления данного помещения за ГОКУ «Центр технической инвентаризации» на праве оперативного управления с 12.05.2022, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Кроме того, судом не учтено, что помещение в многоквартирном доме №13/2 по пр-ту Кольский в Мурманске на основании договора ссуды от 26.03.2015 передано в пользование Фонду развития спортивной и военно-патриотической подготовки молодежи «Военно-патриотический фонд», который имел обязанность во внесению взносов на капитальный ремонт в период с 01.01.2020 по 21.06.2021.
Министерство также считает, что задолженность подлежала взысканию с Учреждения, к уставной деятельности которого относится содержание, обслуживание, эксплуатация объектов казны Мурманской области.
На основании изложенных доводов Министерство просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 11.01.2024.
Присутствующий в заседании с использованием системы веб-конференции представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, в собственности Мурманской области находились нежилые помещения:
– площадью 160,4 кв.м в многоквартирном доме № 11 по улице Душенова города Североморск Мурманской области в период с 17.02.2020 по 31.12.2021 (л.д.50-52, 55 т.1);
– площадью 135,7 кв.м в многоквартирном доме № 13, корпус 2 по проспекту Кольский города Мурманск в период с 01.01.2020 по 30.11.2022 (л.д.53, 54 т.1), что ответчиками не оспаривается.
Фонд капитального ремонта общего имущества в отношении названных многоквартирных домов аккумулируется на счете Фонда, который является региональным оператором, согласно постановлению Правительства Мурманской области от 30.07.2013 № 423-ПП.
В указанные периоды взносы на капитальный ремонт общего имущества указанных многоквартирных домов не вносились, в результате чего образовалась задолженность в сумме 65 238,92 руб., из которой:
– 27 378,62 руб. приходятся на помещение в многоквартирном доме № 11 по улице Душенова города Североморск Мурманской области;
– 37 860,3 руб. на помещение в многоквартирном доме № 13/2 по проспекту Кольский города Мурманск (л.д.53, 54 т.2).
Полагая, что Министерство и Учреждение являются лицами, действующими от имени собственника помещений, Фондом в адрес направлена претензия с требованием об оплате задолженности (л.д.12-18 т.1), которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда
в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что именно Министерство осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами казны Мурманской области, удовлетворил исковые требования к Министерству, в удовлетворении иска
к Учреждению – отказал.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) на собственника помещения возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взносы на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно частям 2 и 3 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Из части 1 статьи 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
При этом в силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 169 ЖК РФ установлено, что собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 названного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заёмные средства, привлечённые собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Частью 3 статьи 170 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонде капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16, 17 ЖК РФ.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 №168-ПП утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 годы.
Постановлениями правительства Мурманской области от 12.10.2018
№ 462-ПП и от 18.12.2020 № 895-ПП установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, который для деревянных многоквартирных домов этажностью три и менее этажей в 2019-2020 годах составил 2 руб. на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, для прочих многоквартирных домов – 6 руб.
на 1 кв. м, а в 2021-2022 годах 3 и 9 руб. соответственно.
Расчет задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт произведен истцом в соответствии с указанным нормативным правовым актом Мурманской области, ответчиками мотивированно не оспорен (л.д.53, 54 т.2).
Согласно пункту 3 статьи 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
В силу пункта 1.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 31.01.2020 № 21-ПП, Министерство является исполнительным органом Мурманской области, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным имуществом Мурманской области, земельными участками на территории Мурманской области, государственная собственность на которые не разграничена. Министерство является исполнительным органом Мурманской области, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества Мурманской области по контролю за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Мурманской области, а также осуществляет функции по управлению и распоряжению объектами казны Мурманской области.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, именно Министерство, как государственный орган, реализующий полномочия собственника в отношении имущества, входящего в казну Мурманской области, на основании статей 210
и 214 ГК РФ обязано нести бремя содержания нежилых помещений, в том числе по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества за спорные периоды.
Министерство в апелляционной жалобе ссылается на закрепление на праве оперативного управления помещения, расположенного по ул. Душенова в Североморске, за ГОКУ «Центр технической инвентаризации» с 12.05.2022, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Как полагает Министерство, в силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт перешла к новому владельцу помещения.
Между тем, спорный период по названному помещению, согласно расчету задолженности, определен с 17.02.2020 по 31.12.2021.
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 51, т.1), названное помещение в период с 16.05.2018 по 17.02.2020 находилось в собственности Мурманской области, затем передано в собственность гражданину Василенко В.В. на основании договора купли-продажи от 17.02.2020. Впоследствии 12.05.2022 указанное помещение вновь зарегистрировано на праве собственности за публично-правовым образованием - Мурманской областью.
На основании части 3 статьи 158 ЖК РФ неисполненные обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с 17.02.2020 по 31.12.2021, возникшие в связи с их неуплатой Василенко В.В., перешли к Мурманской области, как к новому собственнику помещения.
Более того, решением Североморского районного суда Мурманской области от 26.07.2021 по делу № 2-1429/2021 (л.д.132-135 т.1), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 16.02.2022 (л.д.136-139 т.1), договор купли-продажиб/н от 04.02.2020, заключенный с Василенко В.В., признан недействительным.
Действительно, 12.05.2022 зарегистрировано право оперативного управления на помещение по ул. Душенова в Североморске за ГОКУ «Центр технической инвентаризации» (л.д. 52, т.1).
Вместе с тем, из части 3 статьи 158 ЖК РФ следует, что неисполненные обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт переходят к иному лицу при изменении собственника помещения (за исключением случаев неисполнения указанной обязанности публично-правовыми образованиями).
В рассматриваемом случае спорное помещение не перешло в собственность иного лица, соответственно, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по уплате 27 378,62 руб. взносов на капитальный ремонт за период с 17.02.2020 по 31.12.2021 на Мурманскую область в лице Министерства.
В отношении помещения, расположенного в многоквартирном доме № 13/2 по проспекту Кольский города Мурманск, задолженность в размере 37 860,3 руб. образовалась за период с 01.01.2020 по 30.11.2022.
Согласно выписке из ЕГРН от 07.11.2022 (л.д. 53, т.1), право собственности на помещение зарегистрировано за Мурманской областью 29.07.2014, имеется запись от 29.07.2014 о регистрации права оперативного управления на помещение за
ГОКУ «Управление капитального строительства Мурманской области», а также запись о регистрации прекращения права оперативного управления от 19.05.2015.
Иных записей в отношении данного помещения в выписке из ЕГРН
не содержится.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что спорное помещение на основании договора ссуды от 26.03.2015 передано во владение и пользование Фонду развития спортивной и военно-патриотической подготовки молодежи «Военно-патриотический фонд», который имел обязанность во внесению взносов на капитальный ремонт в период с 01.01.2020 по 21.06.2021.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, Фонд не имел обязанности по осуществлению контроля за тем, какое лицо фактически использует помещение и приняло на себя обязательство по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, поскольку Фонд не является стороной договора ссуды от 26.03.2015 (в силу пункта 3 статьи 308 ГК РФ).
Законом обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома возложена на собственника помещения, в данном случае – на Мурманскую область в лице Министерства.
В отсутствие доказательств оплаты задолженности следует признать выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований к Министерству правомерными и обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2023 по делу
№ А42-2157/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В. Савина
Судьи
Е.М. Новикова
О.С. Пономарева