ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-7148/2021 от 22.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

29 марта 2022 года

Дело №А42-7148/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2029/2022) Администрации Терского района на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2021 по делу № А42-7148/2021, принятое

по заявлению Администрации Терского района

к Министерству природных ресурсов и экологии Мурманской области

3-е лицо: ГОКУ МО "Региональный центр лесного и экологического контроля"

об оспаривании предостережения

установил:

Администрация Терского района (ОГРН: <***>, адрес: 184703 Мурманская обл., <...>; далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (ОГРН: <***>, адрес: 183032, <...>; далее – ответчик, Министерство) о признании недействительным предостережения от 27.07.2021 №30-04/7100-СА о недопустимости нарушения обязательных требований.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное областное казенное учреждение Мурманской области «Региональный центр лесного и экологического контроля» в лице филиала «Терское лесничество» (ОГРН: <***>, адрес: 183038, <...>, далее – Терское лесничество, третье лицо).

Решением от 29.11.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, оспариваемое предостережение выдано ненадлежащему лицу, поскольку спорный земельный участок с кад.№ 51:04:0110020:26 относится к землям лесного фонда с видом разрешенного использования для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности и расположен на землях Госземзапаса, на распоряжение которыми у Администрации отсутствуют полномочия.

Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 15.07.2021 Администрация Терского района направила в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора сведения (исх. № 3664) о поступлении информации от жителей п. Умба о том, что в районе одного километра от деревни Кузрека, Терского района, дачники устроили в лесу свалку с мусором, и просила разобраться в возникшей ситуации.

Письмом от 20.07.2021 № 03/6739 Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора перенаправило вышеуказанную информацию в Министерство для рассмотрения по подведомственности, дополнительно указав, что согласно сведениям публично кадастровой карты РФ нарушение природоохранного законодательства происходит на земельном участке с кадастровым номером 51:04:0110019:6, кадастровый номер ЕЗП 51:00:0000000:9.

22.06.2021 по поручению Министерства (исх.№ 30-10/6746-СН от 21.06.2021) должностными лицами Терского лесничества произведен комиссионный осмотр земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка мусора, находящаяся в километре от деревни Кузрека. В ходе осмотра, проведенного в дневное время суток, при естественном освещении, установлено, что осматриваемый земельный участок расположен на землях Госземзапаса; на общей площади 205м? имеется бытовой и строительный мусор. Результаты осмотра зафиксированы в акте, с приложенными к нему фотоматериалами и выкопировкой с планшета. На выкопировке с планшета зафиксированы координаты точек расположения несанкционированной свалки.

Установив наличие на земельном участке с кадастровым номером 51:04:0110020:26 на территории Терского района Мурманской области трех свалок, которые расположены вне пределов лесного фонда, Министерство 27.07.2021 выдало Администрации предостережение № 30-04/7100-СА о недопущении нарушения обязательных требований, которым предложило принять необходимые меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления по очистке земельного участка с кадастровым номером 51:04:0110020:26 в одном километре от д. Кузрека территории Терского района от отходов производства и потребления. Уведомление об исполнении предостережения необходимо представить в срок до 30.09.2021.

Письмом от 04.08.2021 исх. № 3948 Администрация представила письменные возражения на предостережение, в которых указала, что земли Госземзапаса не могут использоваться Администрацией без специальных разрешительных документов, поскольку находятся в собственности Российской Федерации, кроме того, спорный земельный участок относится к категории земель – земли лесного фонда, с видом разрешенного использования для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.

Не получив какого-либо ответа на возражения, считая выданное предостережение незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного Администрации предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Согласно части 6 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии с абзацем первым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 7-ФЗ и пунктам 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорный земельный участок входит в границы территории муниципального образования Терского района.

Положениями статьи 4 Устава муниципального образования Терский муниципальный район Мурманской области, принятого решением Совета депутатов Терского района от 07.10.2010 № 231, установлено, что территорию муниципального района составляют городские земли, земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального района независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным государственного земельного кадастра.

Фактическое наличие несанкционированных свалок и их место нахождения заявителем не оспаривается.

В обоснование заявленных требований Администрация указывает на то, что оспариваемое предостережение выдано ненадлежащему лицу, поскольку спорный земельный участок с кад.№ 51:04:0110020:26 относится к землям лесного фонда с видом разрешенного использования для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности на подконтрольной территорий Терского лесничества и расположен на землях Госземзапаса, на распоряжение которыми у Администрации отсутствуют полномочия.

Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок представляет собой единое землепользование, которое включает в себя, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 51:04:0110020:26, на территории которого выявлено нарушение.

При этом согласно представленной заявителем выписки из ЕГРН, границы спорного земельного участка не определены, являются декларативными (координаты характерных точек местоположения границ земельного участка не установлены).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 ЛК РФ), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Согласно статье 6.1 ЛК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления) и нелесные земли (земли, необходимые для освоения лесов, и земли, неудобные для использования).

Частью 4 той же статьи предусмотрено, что границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Описание местоположения лесных участков, их границы определяются исходя из материалов лесоустройства.

В соответствии с положениями Приказа Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной документации» в перечень лесоустроительной документации входят лесоустроительные планшеты, выкопировка с которого является приложением к акту осмотра от 22.07.2021 (л.д.68-72).

На основании части 2 статьи 91 ЛК РФ документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.

Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ, ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ, ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

Органом, уполномоченным на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Мурманской области, является Министерство.

По сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, точки с координатами места выявления несанкционированных свалок не относятся к землям лесного фонда, что следует из представленной в материалы дела служебной записки начальника отдела лесного хозяйства Министерства (л.д.104-105).

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предостережение от 27.07.2021 №30-04/7100-СА не нарушает права и законные интересы Администрации (доказательства обратного в материалы дела не представлены).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным предостережения Министерства от 27.07.2021 №30-04/7100-СА.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Администрацией требований.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29 ноября 2021 года по делу № А42-7148/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Терского района Мурманской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Г.В. Лебедев

О.В. Фуркало