ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-10475/2021 от 23.11.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

«25» ноября 2021 года Дело № А43-10475/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2021.

Полный текст постановления изготовлен 25.11.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Тольяттиазот» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.07.2021 по делу № А43–10475/2021,

принятое по заявлению публичного акционерного общества «Тольяттиазот» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным предписания Банка России от 30.12.2020 №С59-7-2-7/19819.

В судебном заседании приняли участие представитель Банка России – ФИО1 по доверенности от 07.04.2021 серия 33 АА № 2138381 сроком действия до 09.03.2026.

Публичное акционерное общество «Тольяттиазот», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителяБанка России, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Банком России (далее – Банк) по итогам рассмотрения обращения акционерного общества «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ», касающегося возможных нарушений публичным акционерным обществом «Тольяттиазот» (далее – Общество) требований законодательства Российской Федерации к раскрытию информации на рынке ценных бумах в форме сообщения о существенном факте выдано предписание от 30.12.2020 № С59-7-2-7/19819 об устранении нарушений.

В соответствии с выданным предписанием Обществу надлежало в течение 15 рабочих дней с даты получения данного предписания устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации; принять меры, направленные на недопущение впредь нарушений законодательства Российской Федерации аналогичных указанным в установочной части предписания; представить отчет об исполнении предписания.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Банка от 30.12.2020 № С59-7-2-7/19819.

Решением от 20.07.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Как поясняет заявитель апелляционной жалобы, предписание налагает на Общество обязанность в течение 15 рабочих дней с даты получения предписания раскрыть основание, в силу которого эмитентом не раскрываются лица, являющиеся сторонами сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, на совершение которых дано согласие Совета директоров эмитента, и их условия. Данное требование предписания нарушает право Общества не раскрывать указанные сведения, закрепленное в пункте 15.7 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2015 № 35989) (далее – Положение № 454-П) и налагает на Общество обязанность, не установленную законодательством.

Общество считает, что предписание противоречит законодательству, а именно, пункту 6 статьи 97 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункту 1 статьи 92Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах), а также пунктам 69.3, 12.3, 15.7 Положения № 454-П.

К апелляционной жалобе Общества приложены копии постановления от 07.07.2021 № ТУ-36-ЮЛ-21-1381 и сопроводительного письма от 08.07.2021, что судом расценивается как ходатайство о приобщении к материалам дела данных документов.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказывает в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.

Банк в отзыве не апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель Банка в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10.2 статьи 4, статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон №86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Согласно статье 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) Банк России вправе осуществлять проверки деятельности эмитентов, направлять эмитентам предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов по вопросам, находящимся в компетенции Банка России.

В соответствии с пунктом 30 Приложения 1 к структуре Банка России, утвержденной Приказом Банка России от 22.03.2019 № ОД-620 «Об утверждении структуры Банка России» (с изменениями), Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее также - Служба) является структурным подразделением центрального аппарата Банка России.

Согласно пункту 1.4. Раздела I Положения о Службе по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, утвержденного 12.07.2019 (далее - Положение), в состав Службы входят структурные подразделения, в том числе территориальные подразделения Службы, к которым относится Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Приволжском федеральном округе (далее - Управление), вынесшее оспоренное в настоящем деле предписание.

Управление действует на основании Положения об Управлении, утвержденного 02.08.2018 (далее - Положение).

Разделом II Положения определены задачи и функции Управления.

К задачам Управления относятся, в том числе, организация защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг (инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному, иных потребителей финансовых услуг (пункт 7.1 Положения), рассмотрение поступающих обращений потребителей финансовых услуг и инвесторов (пункт 7.2 Положения).

По результатам рассмотрения обращений (жалоб) в пределах своей компетенции направляет в адрес некредитных финансовых организаций, саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, эмитентов, акционеров предписания Банка России в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, а также осуществляет иные действия в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пункт 8.1.6 Положения).

Учитывая изложенное, Управление наделено полномочиями по вынесению предписаний Банка России. Оспоренное в настоящем деле предписание выдано уполномоченным органом.

По своей организационно-правовой форме заявитель апелляционной жалобы является публичным акционерным обществом.

На основании статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Согласно части 1 статьи 92 Закона об акционерных обществах публичное общество обязано раскрывать свои годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг, в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые Банком России.

Требования к составу, порядку и срокам обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах эмитента ценных бумаг определены Положением № 454-П.

В силу пункта 69.3 Положения № 454-П публичное акционерное общество обязано раскрывать сообщения о существенных фактах в соответствии с требованиями раздела V указанного Положения.

Согласно пункту 15.1 Положения № 454-П в форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о проведении заседания совета директоров (наблюдательного совета) эмитента и его повестке дня, а также о принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решениях, перечисленных в указанной норме, в числе которых решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделок, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.

Пунктом 15.4 Положения № 454-П предусмотрен перечень сведений, обязательных к раскрытию в сообщении о существенном факте, об отдельных решениях, принятых советом директоров эмитента, а именно в сообщении указываются:

- кворум заседания совета директоров эмитента и результаты голосования по вопросам о принятии решений, предусмотренных пунктом 15.1 Положения № 454-П;

- содержание решений, предусмотренных пунктом 15.1 Положения № 454-П, принятых советом директоров эмитента;

- дата проведения заседания совета директоров эмитента, на котором приняты соответствующие решения;

- дата составления и номер протокола заседания совета директоров эмитента, на котором приняты соответствующие решения.

Согласно статье 83 Закона об акционерных обществах к решению о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, применяются правила, предусмотренные пунктом 4 статьи 79 Закона об акционерных обществах.

В силу пункта 4 статьи 79 Закона об акционерных обществах в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся стороной (сторонами) такой сделки, выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет крупной сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.

Таким образом, при раскрытии информации о принятом советом директоров решении о согласии на совершении сделки, в которой имеется заинтересованность, в силу положений статей 79 и 83 Закона об акционерных обществах, а также пунктов 15.1, 15.4 Положения № 454-П должно быть указано лицо (лица), являющееся стороной (сторонами) такой сделки, выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет крупной сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения.

На основании пункта 15.7 Положения № 454-П в случае принятия советом директоров (наблюдательным советом) эмитента решения о согласии на совершение крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, до совершения сделки, сведения об условиях сделки, а также о лице (лицах), являющемся (являющихся) ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), могут не раскрываться, если это предусмотрено принятым решением о согласии на ее совершение. После совершения сделки, указанной в настоящем пункте, сведения об условиях сделки, а также о лице (лицах), являющемся (являющихся) ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), подлежат раскрытию в форме сообщения о существенном факте в соответствии с требованиями глав 44 и 46 Положения № 454-П соответственно.

В случае если размер сделки, указанной в настоящем пункте, не соответствует критерию, установленному пунктом 44.1 данного Положения для существенных сделок эмитента, или не соответствует нормативу, установленному пунктом 46.1 указанного Положения для совершенных эмитентом сделок, в совершении которых имелась заинтересованность, сведения об условиях такой сделки, а также о лице (лицах), являющемся (являющихся) ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), после совершения указанной сделки могут не раскрываться.

То есть пункт 15.7 Положения № 454-П действительно устанавливает случаи, когда сведения об условиях сделки могут не раскрываться эмитентом, в числе которых случай не превышения размера сделки 10 или более процентов балансовой стоимости активов эмитента на дату окончания отчетного периода (квартала, года), предшествующего совершению сделки.

Вместе с тем, пункт 2.13. Положения №454-П определяет, что в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением №454-П, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии сданным положением, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается.

Исходя содержания п.2.13. Положения №454-П, Общество должно опубликовать сообщение, опубликование которого является обязательным - в рассматриваемом случае это сообщение о существенном факте - принятии решения Советом директоров об одобрении сделки с заинтересованностью; указать информацию, раскрытие которой требуется в таком сообщении (в данной ситуации - это содержание решения об одобрении сделки с заинтересованностью), в том числе путем указания основания, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается (в рассматриваемом случае ими являются норма пункта 15.7 Положения №454-П и размер сделки, не превышающий 10% балансовой стоимости активов Общества).

Позиция Общество относительно того, что положения пункта 15.7 исключают применение положений пункта 2.13 Положения №454-П, ошибочна, поскольку Обществом не учитывается, что требования статей 92, 79, 83 Закона об акционерных обществах, пункта 15.4 Положения №454-П не обусловлены наличием или отсутствием оснований, при которых соответствующие сведения в сообщении могут отсутствовать. Раскрытие информации о существенном факте является обязательным.

Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, в сообщении о существенном факте относительно решений совета директоров (наблюдательного совета) Общества, опубликованном 28.09.2020 на его официальной странице в ленте новостей информационного агентства «Интерфакс», используемой для раскрытия информации (далее - Сообщение), раскрыто содержание решений совета директоров Общества согласно протоколу заседания совета директоров Общества от 25.09.2020. Сведения об условиях сделок, в отношении которых принято решение о согласии на совершение (содержащиеся в приложениях), не раскрыты.

При этом решение о не раскрытии сведений об условиях сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, предусмотренное пунктом 15.7 Положения № 454-П, советом директоров Общества на его заседании 25.09.2020 не принималось.

Условия сделок не подлежали раскрытию после их совершения, так как размер сделок не соответствует нормативу, установленному пунктом 46.1 Положения № 454-П, а именно составляет менее 1 % от балансовой стоимости активов Общества. Сделки заключены 28.09.2020 до раскрытия информации о принятии решения о согласии на их совершение.

Таким образом, сведения о принятых 25.09.2020 советом директоров Общества решениях раскрыты последним в форме сообщения о существенном факте с нарушением требований пунктов 15.1, 15.4 Положения № 454-П.

Выявив указанное нарушение в ходе рассмотрения обращения акционера Общества, Управление правомерно вынесло в адрес Общества предписание об устранении нарушения требований законодательства Российской Федерации, о принятии мер, направленных на недопущение впредь нарушений законодательства, аналогичных установленному.

Суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования, поскольку выданное ему предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает его прав и законных интересов.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению кА основанные на ошибочном понимании закона.

Арбитражный суд Нижегородской областиполно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.07.2021 по делу № А43–10475/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Тольяттиазот» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья А.М. Гущина

Судьи М.Б. Белышкова

Т.В. Москвичева