ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-1055/2021 от 10.08.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

«16» августа 2021 года Дело № А43-1055/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2021.

Постановление в полном объеме изготовлено 16.08.2021.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2021 по делу № А43-1055/2021,

принятое по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» о признании незаконными постановления и представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.12.2020 №052/04/9.21-2759/2020 и от 28.12.2020 №052/04/9.21-2859/2020,

при участии в деле третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «НижГенПром».

В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области – ФИО1 по доверенности от 09.07.2021 №ЛШ/14431/21 сроком действия 1 год.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителяУправления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

По факту поступившей жалобы от общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания «НижГенПром» (далее – ООО «Производственная компания «НижГенПром») на действия публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (далее – Общество), выразившиеся в неисполнении обязанностей по технологическому присоединению объекта ООО «Производственная компания «НижГенПром», расположенного по адресу: <...> у дома № 45, к электрическим сетям в установленные законом сроки, должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление, антимонопольный орган) возбуждено дело об административном правонарушении № 52/04/9.21-2759/2020 с проведением административного расследования и истребованием сведений, необходимых для разрешения дела.

Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Управления 15.12.2020 составило протокол об административном правонарушении № 052/04/9.21-2759/2020.

По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением 28.12.2020 вынесено постановление № 052/04/9.21-2759/2020 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.

Кроме того, Управление выдало Обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 28.12.2020 № 052/04/9.21-2859/2020, в соответствии с которым Обществу предписано в течение месяца со дня получения этого представления разработать и принять конкретные меры по контролю за выполнением обязательств в рмках договоров технологического присоединения; разработать план мероприятий по предупреждению нарушений условий договоров технологического присоединения (в части сроков) с последующей его реализацией.

Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными постановления и представления Управления от 28.12.2020 № 052/04/9.21-2759/2020 и от 28.12.2020 № 052/04/9.21-2859/2020.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Производственная компания «НижГенПром».

Решением от 20.04.2021 Арбитражный суд Нижегородской области признал незаконным и отменил представление Управления от 28.12.2020 № 052/04/9.21-2859/2020. В удовлетворении остальной части требований Обществу суд отказал.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что сетевая организация предприняла все зависящие меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства.

Общество поясняет, что в рассматриваемом случае соблюсти сроки технологического присоединения Общество не имело возможности ввиду наличия объективных обстоятельств.

Общество указывает, что оно не уклонялось от выполнения обязанности, не совершало умышленных действий, направленных на ее неисполнение, не допускало бездействия, а напротив, активно прилагало все усилия для исполнения установленной законом обязанности.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – отменить в части признания незаконным представленияот 28.12.2020 № 052/04/9.21-2859/2020.

ООО «Производственная компания «НижГенПром» отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Общества иООО «Производственная компания «НижГенПром».

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу,Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861(далее – Правила № 861).

Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

В пункте 3 Правил № 861 определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 7 Правил № 861 устанавливается следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Согласно абзацу 5 подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 1 год для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями.

Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 21.01.2019 между ООО «Производственная компания «НижГенПром» и Обществом заключен договор № 521028473 о технологическом присоединении производственного комплекса, расположенного по адресу: <...> у дома № 45, к электрическим сетям.

Согласно пункту 5 данного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год со дня заключения договора.

Таким образом, Общество должно было выполнить технологическое присоединение объекта ООО «Производственная компания «НижГенПром» в сроки до 21.01.2020.

В соответствии с условиями договора для осуществления технологического присоединения необходимо:

- запроектировать и построить однотрансформаторную комплектную ТП-6/0,4 кВ тупикового типа с силовым трансформатором 400 кВА. Тип и состав оборудования уточнить при проектировании;

- выполнить реконструкцию ячейки ф.609 ПС Левинка в части организации нового присоединения;

- запроектировать и построить ЛЭП-6 кВ от ячейки ф.609 ПС Левипка до РУ-6 кВ новой ТП-6/0,4 кВ (Многожильный кабель с бумажной изоляцией, в траншее, сечением 120мм2, ориентировочной протяженностью 0,47км; Многожильный кабель с бумажной изоляцией, проколом методом ГНБ, сечением 120мм2, ориентировочной протяженностью 0,03км);

- запроектировать и построить ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ новой ТП-6/0,4 кВ до границ участка заявителя (Многожильный кабель с бумажной изоляцией, в траншее, сечением 50мм2, ориентировочной протяженностью 0,03км).

Общество сообщило, что в период февраль-март 2019 года по объекту ООО «Производственная компания «НижГенПром» разработано техническое решение, подготовлено техническое задание, изготовлен ситуационный план строительства. В апреле 2019 года произведены геолого-геодезические изыскания. В мае-июле 2019 года произведены проектно-изыскательские работы по объекту ООО «Производственная компания «НижГенПром». В июле-августе 2019 года получены согласования публичным акционерным обществом «Газпром газораспределение Нижний Новгород», акционерным обществом «Нижегородский водоканал», акционерным обществом «Теплоэнерго», Департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации г.Н.Новгорода, муниципальным казенным учреждением «Управление инженерной защиты территорий города Нижнего Новгорода».

Между тем до настоящего времени производство строительно-монтажных работ не начато, обязательства Обществом по договору не выполнены.

В свою очередь, ООО «Производственная компания «НижГенПром» в полном объеме выполнило технические условия, что подтверждается актом о выполнении технических условий от 14.05.2020 № 420.

Кроме того, согласно пункту 90 Правил № 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения ООО «Производственная компания «НижГенПром» технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний вне зависимости от факта выполнения технических условий со стороны сетевой организации.

Из материалов дела следует, что уведомление о выполнении технических условий № 178-151 ООО «Производственная компания «НижГенПром» направило в адрес Общества 27.04.2020, однако, Общество в нарушение пункта 90 Правил № 861 выполнила проверку выполнения технических условий лишь 14.05.2020.

Доводы Общества о том, что нарушение сроков технологического присоединения в рассматриваемом случае вызвано объективными причинами, судом первой инстанции правомерно отклонены как необоснованные, поскольку свои обязательства по выполнению технический условий сетевая организация до настоящего времени не выполнила в отсутствие каких-либо объективных препятствий.

Таким образом, рассматриваемые действия (бездействие) Общества противоречат пункту16 Правил № 861.

Антимонопольным органом установлено, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Установленное в рамках настоящего административного дела правонарушение совершено в период времени, когда Общество считалось подвергнутым административному наказанию (дело № А43-51245/2019).

При таких обстоятельствах факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.

Доводы Общества о том, что длительное исполнение договора о технологическом присоединении связано с необходимостью закупки специализированного оборудования (трансформаторной подстанции с более высокой мощностью), признаны несостоятельными, поскольку урегулирование отношений с третьими лицами (в том числе по изготовлению специализированного оборудования) является обязанностью сетевой организации.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (т. 1, л.д. 182-88, 133-135).

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.

Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей, учитывая неоднократное привлечение Общества к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в признании незаконным и отмене оспоренного постановления.

Вместе с тем, в рамках настоящего дела Обществом оспорено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 28.12.2020 № 052/04/9.21-2859/2020, в соответствии с которым Обществу предписано в течение месяца со дня получения этого представления разработать и принять конкретные меры по контролю за выполнением обязательств в рмках договоров технологического присоединения; разработать план мероприятий по предупреждению нарушений условий договоров технологического присоединения (в части сроков) с последующей его реализацией.

Статья 29.13 КоАП РФ определяет, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Оспариваемое представление вынесено административным органом в порядке части 1 статьи 29.13 КоАП РФ в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Материалами настоящего дела подтвержден факт нарушения Обществом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В мотивировочной части решения от 20.04.2021, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспоренного представления. Однако, в резолютивной части судебного акта отражено, что представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 28.12.2020 признано незаконным и отменено.

Решение суда, содержащее названные противоречия, не соответствует требованиям статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не может быть признано законным.

Принимая во внимание необходимость обеспечения правовой определенности и ясности содержания судебных актов, а также исключения противоречий в выводах, изложенных в судебном акте, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены судебного акта в части признания незаконным и отмены представления Управления от 28.12.2020 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №052/04/9.21 -2759/2020.

Рассматриваемое в настоящем деле представление вынесено Управлением в порядке, предусмотренном статьей 29.13 КоАП РФ, в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в действиях (бездействии) Общества административным органом доказан, указанное представление адресовано надлежащему лицу, незаконных требований не содержит, права и законные интересы Общества не нарушает.

Следовательно, оспоренное представление является законным и обоснованным.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает требование Общества об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не подлежащим удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2021 по делу № А43-1055/2021 отменить в части признания незаконным и отмене представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.12.2020 №052/04/9.21-2859/2020 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения №052/04/9.21-2759/2020.

В отмененной части в удовлетворении заявленных требований публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.04.2021 по делу № А43-1055/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья А.М. Гущина

Судьи М.Б. Белышкова

Т.В. Москвичева