г. Владимир
«13» января 2022 года Дело № А43-14531/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2022.
Полный текст постановления изготовлен 13.01.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2021 по делу № А43-14531/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным отказа Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 15.04.2021 №01/11-211,
при участии в деле третьих лиц – Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» – ФИО1 по доверенности от 10.01.2022 № 001/2022 сроком действия до 31.12.2022;
Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – ФИО2 по доверенности от 10.01.2022 № 9 сроком действия до 31.12.2022.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ», Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ» (далее – Общество) на основании разрешения на строительство от 16.03.2020 № 76-17-2243-2020МС осуществляет работы по реконструкции ПГУ-ТЭЦ 450МВт в г. Ярославль: Береговая насосная станция с подводящим каналом и камерой фильтров.
В целях выполнения работ Обществу на основании договора аренды от 31.08.2015 № 550 (в редакции дополнительного соглашения от 17.07.2020), заключенного с Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (арендодатель) предоставлен находящийся в федеральной собственности земельный участок с кадастровым номером 76:17:204401:823, расположенный по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Некрасовский сельский округ, площадью 574 кв.м, категория земель «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «Для эксплуатации линейного объекта «Внешнеплощадочная система технического водоснабжения».
В отношении земельного участка с кадастровым номером 76:17:204401:823 установлены ограничения в виде наличия водоохранной зоны.
Общество в целях осуществления строительства получило согласие органа, осуществляющего функции собственника участка, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 28.08.2020 № 33-ЕК-03/17678 на перевод земельного участка с кадастровым номером 76:17:204401:823 из категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения».
Общество обратилось в Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с заявлением о переводе вышеназванного участка из категории «Земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения».
Письмом от 09.10.2020 № 15/1058 Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации сообщил, что в соответствии с пунктом 4 раздела II Описания, утвержденного приказом Минсельхоза России от 17.05.2010 № 168, в целях осуществления перевода земель необходимо согласие правообладателя объекта либо уполномоченного органа (организации), обеспечивающего охрану объекта, в случае, если испрашиваемый для перевода земельный участок расположен полностью или частично в границах охранной зоны, установленной в отношении указанного объекта.
Общество обратилось в Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее – Управление) с заявлением от 09.04.2021 № 355/2021 о согласованииперевода земельного участка с кадастровым номером 76:17:204401:823 из категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения», поскольку строительство осуществляется частично в границе водоохранной зоны с учетным номером 76.17.2.73, установленной в отношении водного объекта - реки Волга.
Письмом от 15.04.2021 № 01/11-211 Управление перевод не согласовало, сославшись на отсутствие полномочий по выдаче согласия на перевод земель из одной категории в другую.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления от 15.04.2021 № 01/11-211.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением от 25.10.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции при вынесении решения не дал оценку требованиям Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», имеющему большую юридическую силу по отношению к приказуМинистерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.05.2010 № 168 (далее – Приказ № 168).
Управление настаивает, что пункт 4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2020 № 1391, содержит исчерпывающий перечень мероприятий по охране поверхностных водных объектов.
По мнению Управления, выдача согласия на перевод земельного участка из одной категории в другую не является мероприятием по охране водного объекта и противоречит статье 24 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), устанавливающей полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений и создает предпосылки для совершения должностными лицами действий, явно выходящих за пределы полномочий.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерациив отзыве на апелляционную жалобу просило ее удовлетворить.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В части 2 статьи 65 ВК РФ закреплено, что в границах водоохранных зон устанавливаются защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно пункту 1 части 2, части 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации в зонах с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ) установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона №172-ФЗ).
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Закона №172-ФЗ).
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении земель, находящихся в федеральной собственности (подпункт 2 пункта 2 статьи 2 Закона №172-ФЗ).
Приказ №168 утвержден в соответствии со статьей 2 Закона №172-ФЗ, зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2010 №17773.
Приказом № 168 утверждено Описание содержания ходатайства о переводе находящихся в собственности Российской Федерации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов.
Пунктом 4 раздела I Описания определено, что в ходатайстве о переводе земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из состава земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию указываются сведения о правообладателе (правообладателях) земельного участка и о согласии правообладателя (правообладателей) земельного участка на перевод земельного участка сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель.
Пунктом 4 раздела II Описания определено, что в случае если земельный участок, испрашиваемый для перевода, расположен полностью или частично в границах охранной, санитарно-защитной или иной зоны с особыми условиями использования территорий, установленной в отношении указанного объекта к ходатайству о переводе земельного участка прикладывается согласие правообладателя объекта либо уполномоченного органа (организации), обеспечивающего охрану объекта.
Согласно пунктам 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2004 № 282 (далее – Постановление № 282) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 5.1.5 Постановления № 282 к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов относится осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (далее – Постановление № 17) закреплено, что установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (пункт 2 Постановления № 17).
Пунктом 3 Постановления № 17 предусмотрено, что установление границ осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2054-р утвержден Перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации (далее – Перечень № 2054-р) в числе которых поименовано Горьковское водохранилище расположенное на территории Ивановской, Костромской, Нижегородской, Ярославской областей.
Поскольку Горьковское водохранилище включено в Перечень № 2054-р органом, обеспечивающим охрану указанного водного объект, является Федеральное агентство водных ресурсов в лице его территориального органа - Управления.
Приказом Росводресурсов от 11.03.2014 № 66 «Об утверждении Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов» определено, что Управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.
Пунктом 1 Положения об Управлении определено, что Управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейнов рек Волги до границы Республики Татарстан, Угличского, Рыбинского, Горьковского, Чебоксарского и Куйбышевского водохранилищ, на территории Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Пензенской, Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Марий Эл и Республики Мордовия.
В пунктах 4.1.3 и 4.6.1 Положения об Управлении закреплено, что к полномочиям Управления относится осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений в зоне деятельности территориального органа; Управление в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности.
С учетом вышеприведенных правовых норм довод Управления о том, что оно не является органом, уполномоченным на выдачу согласия на перевод земельного участка из одной категории в другую, суд первой инстанции правильно посчитал несостоятельным.
В рассматриваемом случае Управление является уполномоченным органом, обеспечивающим охрану объекта - Горьковского водохранилища на реке Волга.
Как правильно указано судом первой инстанции, исходя из буквального толкования вышеприведенных правовых норм, под объектом в целях получения согласия на перевод земельного участка из одной категории в другую понимается не сам земельный участок, находящийся в границах водоохранной зоны, а водный объект, в защиту которого установлена охранная зона.
Рассмотрение вопроса о даче согласования на перевод земельного участка из одной категории в другую применительно к Приказу №168 фактически относится к мероприятиям по охране поверхностных водных объектов, которые осуществляются Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами (
Постановление Правительства РФ от 10.09.2020 № 1391 «Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов»).
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно посчитал, что Управление незаконно отказало Обществу в согласовании перевода земельного участка, сославшись на отсутствие у него соответствующих полномочий, в то время как данное заявление подлежало рассмотрению по существу относительно возможности (либо отсутствия возможности) перевода земельного участка, частично расположенного в границах водоохранной зоны, из одной категорию в другую.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.10.2021 по делу № А43-14531/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
Т.В. Москвичева