ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-21772/18 от 15.01.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«17» января 2019 года                                                   Дело № А43-21772/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая Компания «ФОРТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2018 по делу № А4321772/2018,

принятое судьей Леоновым А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая Компания «ФОРТ» о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 05.04.2018 № 515-15-248/2018.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая Компания «ФОРТ» – ФИО1 по доверенности от 09.01.2019 сроком действия один год.

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая Компания «ФОРТ», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании приказа начальника Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее – Инспекция) от 04.04.2018           № 515-15-248/2018 должностным лицом Инспекции 05.04.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая Компания «ФОРТ» (далее – Общество) с целью проверки фатов, изложенных в обращениях собственника (потребителя) жилого помещения №** многоквартирного дома № 193 корпус 7 по ул. Родионова г. Нижнего Новгорода, а именно: о неправомерном начислении платы за жилищно-коммунальные услуги.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что Общество осуществляет управление многоквартирным домом № 193 корпус 7 по ул. Родионова г. Нижнего Новгорода на основании договора управления от 01.09.2015 сроком на 5 лет.

В соответствии с протоколом от 30.10.2017 № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу собственниками принято решение установить на период 12 календарных месяцев, следующих за месяцем составления и подписания протокола общего собрания собственников, на котором принято данное решение, в рамках договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015, размер платы за содержание общего имущества - 28,25 руб. за 1 кв.м общей площади жилых и нежилых помещений в месяц без учета отдельно начисляемых расходов на общедомовые нужды (ОДН), расходов на вывоз твердых бытовых (коммунальных) отходов, расходов на сбор утилизацию особо опасных отходов.

Названным протоколом оформлено также решение о том, что разбивку расходов по видам работ и услуг, а также размер расходов (порядок определения размера расходов) на общедомовые нужды (ОДН), на вывоз твердых бытовых (коммунальных) отходов, на сбор и утилизацию особо опасных отходов – оформить в виде новой редакции Приложения №7 к договору управления многоквартирным домом от 01.09.2015.

В этой связи в квитанциях на оплату за жилищно-коммунальные услуги введена отдельная строка «расходы на ТБО (ТКО)». В ноябре 2017 года при начислении размера платы за «расходы на ТБО (ТКО)» Обществом применялся тариф в размере 1,80 руб. с 1 кв.м, в декабре 2017 года в размере 1,64 руб. с 1 кв.м, в январе 2018 года в размере 1,86 руб. с 1 кв.м.

Инспекция пришла к выводу, что начисление дополнительной строкой, а также повторным включением платы в квитанции (сверх платы за содержание жилого помещения) за вывоз ТБО - «расходы на ТБО (ТКО)» собственникам (потребителям) помещений многоквартирного дома по указанному адресу противоречит требованиям действующего законодательства.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 05.04.2018             № 515-15-248/2018.

Обществу 05.04.2018 выдано предписание № 515-15-248/2018 об устранении выявленных нарушений обязательных требований/лицензионных требований. С учетом приказа от 19.09.2018 № 136 «О внесении изменений в предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 05.04.2018 № 515-15-248/2018» Обществу надлежало в срок до 01.10.2018 производить начисление платы за содержание жилого помещения на основании протокола от 30.10.2017 № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, в размере 29,82 руб. за 1 кв.м общей площади помещений. Произвести с 01.11.2017 перерасчет платы на основании указанного протокола. Представить документы, подтверждающие исполнение предписания.

Не согласившись с предписанием от 05.04.2018 № 515-15-248/2018, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

 Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что решение о введении в квитанциях на оплату за жилищно-коммунальные услуги отдельной строкой «расходы на ТБО (ТКО)» принято собственниками многоквартирного дома и оформлено протоколом от 30.10.2017 № 1. Размер расходов на вывоз ТБО утвержден протоколом № 1 в новой редакции Приложения № 7 к договору управления многоквартирным домом от 01.09.2015. Заявитель апелляционной жалобы считает, что приказ от 19.09.2018 № 136 изменяет существо оспариваемого предписания, не согласуется с актом проверки.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 № 885, Инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, включая предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований при осуществлении лицензионного контроля.

Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено право Инспекции выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В соответствии со статьей 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ) плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).

Статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).

В пункте 11 Правил № 491 перечислены виды работ и услуг, выполняемых управляющей компаний при содержании общего имущества. В частности, подпунктом «д» (в редакции, действующей до 14.03.2017) предусмотрено, что в состав содержания включается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, а том числе отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 (далее - Постановление № 232) данный подпункт изменен, а именно вывоз ТБО исключен из состава работ и услуг по содержанию. Новая редакция подпункта «д» пункта 11 Правил № 491 вступила в силу 14.03.2017.

Однако, согласно пункту 2 Постановления № 232 указанные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку на территории Нижегородской области региональный оператор деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период не был определен, действовало прежнее регулирование и новая редакция подпункта «д» пункта 11 Правил № 491 не применялась.

Вместе с тем на основании части 7 статьи 156 ЖК РФ  размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с пунктом 31 Правил № 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Пунктом 35 Правил № 491 определено, что указанные в пунктах 31-34 Правил № 491 размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.

Пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее - Постановление) разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Согласно пункту 17 Постановления управляющая организация не вправе одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом от 30.10.2017 № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 193 корпус 7 по ул. Родионова г. Нижнего Новгорода собственниками принято решение установить на период 12 календарных месяцев, следующих за месяцем составления и подписания протокола общего собрания собственников, на котором принято данное решение, в рамках договора управления многоквартирным домом от 01.09.2015, размер платы за содержание общего имущества - 28,25 руб. за 1 кв.м общей площади жилых и нежилых помещений в месяц без учета отдельно начисляемых расходов на общедомовые нужды (ОДН), расходов на вывоз твердых бытовых (коммунальных) отходов, расходов на сбор утилизацию особо опасных отходов.

Названным протоколом оформлено также решение о том, что разбивку расходов по видам работ и услуг, а также размер расходов (порядок определения размера расходов) на общедомовые нужды (ОДН), на вывоз твердых бытовых (коммунальных) отходов, на сбор и утилизацию особо опасных отходов – оформить в виде новой редакции Приложения №7 к договору управления многоквартирным домом от 01.09.2015.

В материалы дела представлено Приложение №7 к договору управления многоквартирным домом от 01.09.2015, согласно которому размер платы за сбор и утилизацию особо опасных отходов составил 0,10 руб., размер оплаты расходов исполнителя на вывоз твердых коммунальных отходов составил 1,47 руб. При этом согласно Приложению №7 услуга по вывозу твердых коммунальных отходов указывается в едином платежном документе отдельной строкой.

Таким образом, общий размер платы за содержание общего имущества, включая вывоз твердых бытовых (коммунальных) отходов, сбор и утилизацию особо опасных отходов утвержден собственниками многоквартирного дома в сумме 29,82 руб. (28,25 руб. + 1,47 руб. +0,10 руб.)

В рассматриваемом случае с учетом принятого собственниками решения, оформленного протоколом общего собрания от 30.10.2017 № 1, и Приложения №7 к договору управления многоквартирным домом от 01.09.2015, выставление платы за вывоз твердых бытовых отходов отдельной строкой не свидетельствует о нарушении Обществом лицензионных требований, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав собственников и нанимателей жилых помещений в спорном многоквартирном доме.

Однако собственникам начислялась плата за «расходы на ТБО (ТКО)» в размере, отличном от принятого 30.10.2017 собранием собственников многоквартирного дома, а именно: в ноябре 2017 года - 1,80 руб. за кв.м, в декабре 2017 года - 1,64 руб. за кв.м, в январе 2018 года - 1,86 руб. за кв.м.

Доказательств того, что увеличение платы производилось Обществом на законных основаниях, материалы дела не содержат.

Правовая позиция о том, что увеличение размера платы за содержание жилого помещения без проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме со стороны управляющей организации в одностороннем порядке не допускается, отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2017 № 306-КГ17-6962.

 При таких обстоятельствах у Инспекции имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания в редакции приказа от 19.09.2018 № 136 «О внесении изменений в предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 05.04.2018 № 515-15-248/2018», согласно которому Обществу надлежало в срок до 01.10.2018 производить начисление платы за содержание жилого помещения на основании протокола от 30.10.2017 № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, в размере 29,82 руб. за 1 кв.м общей площади помещений.

Доказательств того, что до внесения в него изменений приказом от 19.09.2018 № 136 предписание от 05.04.2018 № 515-15-248/2018 повлекло нарушение прав и законных интересов Общества, в материалы дела не представлено.

        Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит  оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.

        Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.10.2018 по делу № А43-21772/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Домоуправляющая Компания «ФОРТ» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

Судьи                                                                                 М.Б. Белышкова

                                                                               Т.В.Москвичева