«16» сентября 2021 года Дело № А43-2820/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 16.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Домоуправляющая компания Нижегородского района» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.05.2021 по делу № А43-2820/2021,
принятое по заявлению акционерного общества «Домоуправляющая компания Нижегородского района» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области от 24.11.2020 №357/2 и акта проверки от 24.11.2020 №357/1.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее – Управление) в отношении акционерного общества «Домоуправляющая компания Нижегородского района» (далее – Общество) проведена проверка по требованию прокуратуры Нижегородской области от 10.11.2020 № 7-79-2020 (вх. № 518-421635/20 от 11.11.2020), содержащему информацию о нарушении Обществом положений статьи 47.3. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) при содержании объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом железнодорожников», расположенного по адресу: <...>.
В ходе визуального осмотра 17.11.2020 вышеназванного объекта культурного наследия установлен факт ненадлежащего технического состояния его фасадов, имеющих на отдельных участках отслоение и обрушение штукатурного и красочного слоев до обнажения кирпичной кладки, локальные утраты штукатурных декоративных элементов на его фасадах и ограждениях балконов. Установлен факт ненадлежащего технического состояния бетонных площадок и ограждений отдельных балконов, имеющих отслоение и обрушение штукатурного и красочного слоев до обнажения металлического каркаса, отсутствие балкона (произошло обрушение его конструкций) на фасаде со стороны ул. ФИО1 в уровне шестого этажа; ненадлежащего технического состояния венчающего карниза, имеющего отслоение и обрушение штукатурного и красочного слоев, многочисленные следы от протечек крыши.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 24.11.2020 № 357/1.
По итогам проверочных мероприятий Обществу выдано предписание от 24.11.2020 № 357/2, в соответствии с которым ему надлежало в срок до 31.05.2021 силами организации или индивидуального предпринимателя, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального закона №73-ФЗ, разработать и представить на рассмотрение в Управление научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - «Жилой дом железнодорожников», расположенного по адресу: <...>, включающую проведение необходимых ремонтно - реставрационных работ по восстановлению утраченных штукатурного и красочного слоев на фасадах, на венчающем карнизе, работы по восстановлению штукатурного и красочного слоев на бетонных площадках, на ограждениях балконов, работы по восстановлению утраченных декоративных элементов и работы по восстановлению утраченных конструкций балкона данного объекта культурного наследия.
Кроме того, Обществу надлежит в срок до 31.12.2021 силами организации или индивидуального предпринимателя, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ, в соответствии с разработанной и согласованной с Управлением научно-проектной документацией по сохранению объекта культурного наследия регионального значения - «Жилой дом железнодорожников», расположенного по адресу: <...>, выполнить необходимые ремонтно-реставрационные работы.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными предписания Управления от 24.11.2020 № 357/2 и акта проверки от 24.11.2020 № 357/1.
Решением от 04.05.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным предписания Управления от 24.11.2020 № 357/2. Производство по делу в части требования Общества о признании недействительным акта проверки от 24.11.2020 № 357/1 судом прекращено.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
По мнению Общества, обязанность по содержанию дома как объекта культурного наследия законодательно возложена на собственников помещений, договором управления на него такая обязанность не возложена.
Общество полагает, что обязанность по выполнению требований охранного обязательства у него не возникло, поскольку оно не является собственником или иным законным владельцем дома № 2 по ул. ФИО1 г. Нижнего Новгорода, решение собственников помещений указанного дома о передаче Обществу обязанностей по выполнению требований, содержащихся в охранном обязательстве, не принималось.
Заявитель апелляционной жалобы обратил внимание на то, что ремонт фасада многоквартирного дома относится к работам капитального характера, которые производятся по решению общего собрания собственников региональным оператором, а не управляющей организацией, поскольку взносы на капитальный ремонт общего имущества собственники уплачивают именно региональному оператору.
Как указывает заявитель жалобы, 01.03.2021 договор управления, заключенный между Обществом и собственниками помещений многоквартирного дома № 2 по ул. ФИО1 г. Нижнего Новгорода, свое действие прекратил, данный дом был исключен из лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Общества.
Общество утверждает, что до 01.03.2021 предписание исполнено быть не могло, так как предполагало большой объем работ.
Обществом к апелляционной жалобе приложены новые документы: копия приказа Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 10.02.2021 № 515-14-25-106 о внесении изменений в реестр лицензий Нижегородской области и копия письма Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 28.04.2021 о рассмотрении обращения, что судом расценивается как ходатайство о приобщении к материалам дела данных документов.
Суд апелляционной инстанции приобщил указанные документы к материалам дела.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом № 73-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, в том числе посредством организации и проведения проверок указанных лиц.
На основании пункта 4 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.04.2017 № 255 «Об утверждении Порядка организации и осуществления на территории Нижегородской области регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия» определено, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим региональный государственный надзор, является Управление.
В силу пункта 8 названного Порядка региональный государственный надзор осуществляется должностными лицами согласно их компетенции, в том числе посредством организации и проведения проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу положений статьи 42 Федерального закона № 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Частью 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В пункте 1 части 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В силу части 6 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Особенности государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся многоквартирным домом, предусмотрены статьей 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 статьи 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, является объектом культурного наследия регионального значения с наименованием - «Жилой дом железнодорожников», подлежит государственной охране на основании приказа Управления от 08.04.2020 № 147 «О включении выявленных объектов культурного наследия, расположенных на улицах Алексеевской, Грузинской, ФИО1, Черниговской, в переулках Казбекском и Плотничном в г. Нижнем Новгороде, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения, утверждении границ и режима использования их территорий».
В рассматриваемом случае проверка проведена Управлением по требованию прокуратуры Нижегородской области в отношении объекта культурного наследия.
С учетом вышеприведенных правовых норм Управление вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований в отношении конкретного объекта культурного наследия.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Управлением в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Грубых нарушений при проведении проверки, являющихся основаниями для признания результатов данной проверки недействительными, должностными лицами Управления не допущено.
В период проведения проверки и на момент выдачи оспоренного предписания Общество являлось управляющей организацией в отношении спорного многоквартирного дома, что подтверждается договором управления от 01.01.2011.
Следовательно, именно Общество являлось лицом, ответственным за поддержание в надлежащем состоянии, за надлежащее управление и текущий ремонт указанного многоквартирного дома.
Общество, осуществляя управление вышеуказанным объектом культурного наследия, в силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации, правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» к таковым отнесены, в том числе: выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, а именно, в том числе выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Обществу должно было быть известно о ненадлежащем состоянии общего имущества вышеназванного объекта культурного наследия, в частности его балконов, Общество в силу договора управления от 01.01.2011 было обязано своевременно организовать проведение необходимых обследований и проведение необходимых ремонтных работ, но не выполнила свои обязанности.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу императивно установленных норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом с момента заключения договоров управления многоквартирным домом принимались все необходимые и достаточные меры по надлежащему содержанию спорного многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства, в ходе проверки не представлено.
Между тем, от лица собственников помещений в спорном многоквартирном доме (объекте культурного наследия) именно Общество осуществляет функции управления и содержания этого дома в надлежащем состоянии, поэтому отсутствие решения собственников помещений, принятого в порядке пункта 3 статьи 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ не освобождает Общество от исполнения принятых на себя обязательств по обслуживанию данного дома, регламентированных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491. При этом исполнить возложенную на него обязанность по устранению нарушений Общество должно было с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ.
Доводы Общества о том, что для устранения выявленных нарушений необходимо проведение капитального ремонта, обоснованно отклонены судом.
Оспоренным предписанием обязанность по проведению капитального ремонта выявленных несоответствий на Общество не возложена.
На момент проведения проверки и выдачи предписания (24.11.2020) непосредственно Общество осуществляло управление спорным многоквартирным домом, в связи с чем у Управления имелись правовые основания для возложения на Общество обязанности устранить выявленные нарушения.
В этой связи внесение изменений в реестр лицензий Нижегородской области в отношении Общества в части исключения спорного дома из перечня домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество (приказ Государственной жилищной инспекции от 10.02.2021 №515-14-25-106), не свидетельствует о незаконности предписания.
Вопреки мнению Общества предписание на момент его выдачи отвечало критериям исполнимости.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным предписания Управления от 24.11.2020 № 357/2.
Поскольку требование в части оспаривания законности акта проверки от 24.11.2020 № 357/1 не относится к подведомственности арбитражных судов, суд первой инстанции правильно прекратил производство по делу в данной части на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 31.05.2021 № 1780 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.05.2021 по делу № А43-2820/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Домоуправляющая компания Нижегородского района» – без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Домоуправляющая компания Нижегородского района» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 31.05.2021 № 1780.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Н. Кастальская
Т.В. Москвичева