ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-30333/18 от 16.10.2018 Первого арбитражного апелляционного суда

«23» октября 2018 года                                                      Дело А43-30333/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2018.

Полный текст постановления изготовлен 23.10.2018.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,

 рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Нижегородской области и Министерства финансов Российской Федерации

на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.08.2018 по делу № А43-30333/2018, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению Министерства социальной политики Нижегородской области о признании недействительными решения Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, выраженного в письме от 05.04.2018 № 32-11-26/20-2466, уведомления Федерального казначейства от 14.05.2018 № 07-04-04/05-9255 о применении бюджетных мер, приказов Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 № 709, от 05.06.2018 № 710, от 05.06.2018 № 711.

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства социальной политики Нижегородской области – ФИО1 по доверенности от 16.11.2017 № 318-158Д;

Министерства финансов Нижегородской области– Авакян С.А. по доверенности от 25.12.2017 № 04-36/017966 .

Представители Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, Федерального казначейства, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб  извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Определением от 09.08.2018 Арбитражный суд Нижегородской области в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  принял  к производству  заявление Министерства социальной политики Нижегородской области о признании недействительными решения Управления Федерального казначейства по Нижегородской области о наличии оснований для направления в адрес Федерального казначейства проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженного в письме от 05.04.2018 №32-11­26/20-2466,  уведомления Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении бюджетных мер принуждения, приказов Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 №709, от 05.06.2018 №710, от 05.06.2018 №711 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета и обязании заинтересованных лиц устранить допущенные ими нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены принятого решения и ненормативных правовых актов.

Одновременно определением суда от 09.08.2018 удовлетворено заявление Министерства социальной политики Нижегородской области о
принятии обеспечительных мер в соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в виде  приостановления  действия приказов Министерства  финансов Российской Федерации от 05.06.2018 №709, от 05.06.2018 №710, от 05.06.2018 №711 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат
средств федерального бюджета до вступления в законную силу решения по данному делу.

Не согласившись с определением суда от 09.08.2018 в части принятия обеспечительных мер, Управление Федерального казначейства по Нижегородской области и Министерство финансов Российской Федерации обратились в арбитражный суд с апелляционными  жалобами.

Как утверждает Управление Федерального казначейства по Нижегородской области, в рассматриваемом случае не представлено доказательств того, что непринятие испрашиваемых обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а так же причинит значительный ущерб Министерству социальной политики Нижегородской области.

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, доказательств наличия оснований, поименованных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Министерством социальной политики Нижегородской области не представлено. Как полагает заявитель апелляционной жалобы, доводы  Министерства социальной политики Нижегородской области носят предположительный характер.

В судебном заседании представитель Министерства социальной политики по Нижегородской области поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционные жалобы, указал на законность и обоснованность  определения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Представитель Министерства финансов Нижегородской области, представив отзыв на апелляционные жалобы, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Представитель Министерства финансов Нижегородской области в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела выписки из государственной долговой книги Нижегородской области по состоянию на 01.10.2018.

На основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с отсутствием процессуальных оснований и возвратил указанный документ.

Апелляционные жалобы рассмотрены в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие  представителей иных лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзывах на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный  акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В  соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры), если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В соответствии с частью 1 статьи 92 АПК РФ заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением.

В силу пункта 1.1 части 1 статьи 93 АПК РФ рассмотрение заявления об обеспечении иска арбитражным судом, в производстве которого находится дело, осуществляется судьей единолично не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон.

В соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно, части 3 статьи 199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением.

Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой камеральной проверки выполнения условий софинансирования расходных обязательств Нижегородской области 05.04.2018 Управлением федерального казначейства по Нижегородской области  (далее - УФК по Нижегородской области) принято решение о наличии оснований для направления проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, в связи с чем письмом от  05.04.2018 №32-11-26/20-2466 УФК по Нижегородской области в адрес Федерального казначейства направило проект уведомления о применении к Министерству социальной политики Нижегородской области бюджетных мер принуждения.

На  основании указанного решения УФК по Нижегородской области, выраженного в письме от 05.04.2018 №32-11-26/20-2466, Федеральное казначейство направило в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 о применении к Министерству социальной политики Нижегородской области бюджетных мер принуждения.

Министерством финансов Российской Федерации на основании уведомления Федерального казначейства от 14.05.2018 №07-04-04/05-9255 вынесены приказы о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета от 05.06.2018 №709, от 05.06.2018 №710, от 05.06.2018 №711.

Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

В обоснование ходатайства о принятии обеспечительных мер, Министерство социальной политики Нижегородской области указало на то, что применение к нему бюджетных мер принуждения, а именно бесспорное взыскание денежных средств в размере 20 584 484 руб. 27 коп. повлечет значительный ущерб для областного бюджета и сделает невозможным исполнение социально значимых обязательств Нижегородской области (в том числе таких, как предоставление мер социальной поддержки гражданам  пожилого возраста, инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ветеранам труда, ветеранам Великой Отечественной войны, лицам, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям, одиноким родителям), малоимущим семьям и иным категориям граждан), тем самым приведет к необоснованному нарушению прав широкого круга третьих лиц и неблагоприятным социальным последствиям.

Как следует из Закона Нижегородской области от 22.12.2017 №173-З « Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» дефицит бюджета Нижегородской области составляет 2 956 204 004 руб. Значительная часть средств доходной части бюджета Нижегородской области направляется на финансирование именно отраслей социальной сферы (приложение №9 к Закону Нижегородской области от 22.12.2017 №173-З).

Наступление последствий вследствие непринятия Арбитражным судом Нижегородской области обеспечительных мер в виде причинения Министерству социальной политики Нижегородской области значительного ущерба напрямую вытекает из существа оспариваемых актов и решения с учетом анализа бюджетных обязательств Нижегородской области на 2018 год.

       При этом следует отметить, что для применения обеспечительных мер не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.

В рассматриваемом случае приостановление действия приказов Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 № 709, от 05.06.2018 № 710, от 05.06.2018 № 711 подразумевает запрет исполнения  территориальным  органом федерального казначейства бюджетной меры принуждения и не влечет предварительной оценки заявленных  Министерством  социальной политики Нижегородской области  требований по существу спора.

       При таких обстоятельствах принятые судом первой инстанции обеспечительные меры направлены на соблюдение баланса интересов участвующих в деле лиц и на предотвращение нарушения публичных интересов и интересов третьих лиц.

С учетом изложенного оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционных  жалоб суд апелляционной инстанции  не усматривает.

Доводы апелляционных жалоб о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права во внимание не принимаются. Недостаточная мотивированность судебного акта в данном случае не является основанием к отмене судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.08.2018 по делу № А43-30333/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федерального казначейства по Нижегородской области иМинистерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

Судьи                                                                                 М.Б. Белышкова

                                                                                      Т.В. Москвичева