ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-33918/19 от 22.06.2020 Первого арбитражного апелляционного суда

г. Владимир

26 июня 2020 года Дело № А43-33918/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.06.2020.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (117630, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2019

по делу № А43-33918/2019,

принятое по заявлению публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от 29.05.2019 ,

при участии в судебном заседании представителя:

публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - ФИО1 по доверенности от 30.12.2019 № 164-19 сроком действия до 01.11.2022,

и установил:

публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – Общество, ПАО «ФСК ЕЭС») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области от 28.05.2019 №52/012/700/2018-3171; о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области (далее – Кадастровая палата, орган кадастрового учета) от 29.05.2019 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта в отношении двадцати четырех объектов недвижимости, образованных в результате раздела сооружения (электросетевой комплекс подстанция 500 кВ «Луч» с линиями электропередачи ВЛ 500 кВ «Луч-Нижегородская» и ВЛ 500 кВ «Костромская ГРЭС-Луч») с кадастровым номером: 0:0:0:1190.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Земстройпроект», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра).

Определением от 14.11.2019 суд по ходатайству Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии выделил из настоящего дела в отдельное производство требование ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» к Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 28.05.2019 М52/012/700/2018-3171, и передал заявление ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд г.Москвы (в настоящее время дело №А40-317766/2019).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2019 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения ней) заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Общество настаивает на том, что Кадастровая палата приняла заявления Общества с приложенными документами, как уполномоченный орган вынесла оспариваемое решение, которое нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Кадастровая палата и Управление Росреестра в отзывах на апелляционную жалобу выражают несогласие с доводами, изложенными в ней, указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.

Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.

Управление Росреестра и Кадастровая палата ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что распоряжением ПАО «ФСК ЕЭС» от 18.05.2018 № 230р приняло решение о разделении принадлежащего Обществу на праве собственности (запись о регистрации в ЕГРН от 12.02.2003 №52-01/55-7/2002-403) сооружения (электросетевой комплекс подстанция 500 кВ «Луч» с линиями электропередачи ВЛ 500 кВ «Луч-Нижегородская» и ВЛ 500 кВ «Костромская ГРЭС-Луч») с кадастровым номером: 0:0:0:1190.

В соответствии с принятым решением образовано двадцать пять самостоятельных объектов недвижимого имущества.

07.08.2018 Общество обратилось в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлениями о регистрационных действиях, направленных на исключение из ЕГРН Электросетевого комплекса, а также о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении 25 объектов недвижимости, образовавшихся в результате раздела электросетевого комплекса.

Уведомлением от 21.08.2018 № 52/012/700/2018-3171 регистрирующий орган сообщил Обществу о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности на основании заявления Общества.

19.03.2019 по одному из 25 объектов недвижимого имущества государственная регистрация кадастрового учета и регистрация права собственности прекращены на основании заявления ПАО «ФСК ЕЭС».

28.05.2019 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии приняла решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении двадцати четырех объектов недвижимости ввиду не устранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (неделимость электросетевого комплекса и необходимость получения разрешения на реконструкцию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; ошибка при обработке файла электронной подписи при прохождении автоматической проверки; замечания к техническим планам трех объектов), оформленное в виде уведомления от 28.05.2019 № 52/012/700/2018-3171.

Кроме того, Общество получило решение Кадастровой палаты от 29.05.2019 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта на двадцать четыре объекта недвижимости, образованные в результате раздела Электросетевого комплекса: здание административно-производственное; здание главного щита управления; здание гаража; здание проходной; здание компрессорной №2; здание ремонтной мастерской; здание камеры переключения задвижек (КПЗ) АТ-1; здание камеры переключения задвижек (КПЗ) АТ-2; здание релейного щита (РЩ); здание маслоаппаратной; открытый склад масла; здание трансформаторно-масляного хозяйства (ТМХ); Подъездные и внутриплощадочные железнодорожные пути; очистные сооружения; здание склада; здание насосной; резервуар №1 V=150 мЗ; резервуар №2 V=250 мЗ; сети противопожарного водопровода; открытое распределительное устройство (ОРУ 500 кВ); открытое распределительное устройство (ОРУ 110 кВ); открытое распределительное устройство (ОРУ 220 кВ); ВЛ 500 кВ Костромская ГРЭС-Луч; ВЛ 500 кВ Луч-Нижегородская.

Не согласившись с таким решением органа кадастрового учета, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»и исходил из того, что орган кадастрового учета доказал законность своего решения.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Применительно к делам, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), этот принцип выражается в том, что арбитражный суд, признавая незаконным решение, действия (бездействие) государственного органа, указывает в итоговом судебном акте на обязанность соответствующего органа, его должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу пункта 4 части 3 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрация прав наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав.

При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона № 218-ФЗ государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом (статья 65 Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Форма уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав утверждена Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

Таким образом, действующее законодательство наделяет полномочиями по принятию решений об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо об отказе в осуществлению осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, оформляемых по установленной форме, должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальных органов) - государственных регистраторов.

При этом, исходя из требований части 4 стати 3 Федерального закона № 218-ФЗ, данные полномочия не могут быть переданы подведомственным Росреестру федеральным государственным бюджетным учреждениям, в частности ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В соответствии с пунктом 6 Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877, в целях присвоения кадастровых номеров объектам недвижимости, расположенным на территории двух и более кадастровых округов, создается кадастровый округ с учетным номером «0» и наименованием «Общероссийский», границы которого совпадают с Государственной границей Российской Федерации.

В кадастровом округе «Общероссийский» создается один кадастровый район с учетным номером «0:0» и наименованием «Условный», в котором, соответственно, один кадастровый квартал с учетным номером «0:0:0», границы указанных кадастрового района и кадастрового квартала совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский».

В пункте 3 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, также утвержденного названным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877, определено, что в случае, если объект недвижимости располагается одновременно на территории нескольких кадастровых округов, кадастровый номер такому объекту присваивается в кадастровом квартале с учетным номером «0:0:0», границы которого совпадают с границами кадастрового округа «Общероссийский».

Согласно Приказу Росреестра от 09.09.2016 № П/448 «Об унификации на территории Российской Федерации технологических процессов предоставления государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество» осуществление учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории более одного кадастрового округа, отнесено к компетенции государственных регистраторов аппарата Росреестра.

Установлено по делу, что Общество обратилось в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объектов недвижимости, образовавшихся в результате раздела сооружения ­электросетевой комплекс подстанция 500 кВ «Луч» с линиями электропередачи ВЛ 500 кВ «Луч-Нижегородская» и ВЛ 500 кВ «Костромская ГРЭС-Луч», с кадастровым номером: 0:0:0:1190, расположенных на территории трех кадастровых округов (на территории Нижегородской, Костромской и Ивановской областей).

В связи с этим по результатам проведения соответствующих процедур государственный регистратор Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии 28.05.2019 принял решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении двадцати четырех объектов недвижимости, формализованное в уведомлении от 28.05.2019 № 252/012/700/2018-3171, которое несет для Общества правовые последствия.

В суде первой инстанции представитель Кадастровой палаты пояснял, что решение от 29.05.2019 создано в автоматическом режиме программным комплексом в результате технологической особенности, выдано Обществу ошибочно и не является решением органа регистрации по смыслу Закона № 218-ФЗ.

Таким образом, с учетом вышеназванных норм права, учитывая принятие уведомления от 28.05.2019 № 252/012/700/2018-3171, оспариваемое в рамках настоящего дела решение органа кадастрового учета об отказе в осуществлении кадастрового учета от 29.05.2019, созданное неуполномоченным лицом (не государственным регистратором) неуполномоченного органа, не может нести для Общества каких-либо последствий.

Доказательств обратного Обществом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

В силу вышеизложенного, признание данного решения незаконным (недействительным) не приведет к восстановлению прав и законных интересов ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», поскольку филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области действующим законодательством не наделен полномочиями по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на недвижимое имущество.

На Кадастровую палату не может быть возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости, на что направлено обращение Общества в суд с настоящими требованиями.

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному заключению о том, что в данном случае отсутствует предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным решения уполномоченного органа, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требований.

Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.

При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.

Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2019 по делу № А43-33918/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2019 по делу № А43-33918/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А. Захарова

Судьи

М.Н. Кастальская

Т.В. Москвичева