г. Владимир
«11» декабря 2018 года Дело № А43-35341/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.12.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2018 по делу № А43-35341/2018,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 30.08.2018 № 11-16/44Ю/2018.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» – ФИО1 по доверенности от 17.05.2018 сроком действия один год.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» (далее – Общество, ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия») имеет лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции (бланк серия РА 003332) от 11.04.2016 № 523АП0005352, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Срок действия лицензии до 02.07.2020. Адреса мест осуществления деятельности, указанные в лицензии:
603029, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Ленинский район, ул. Памирская, д. 11, нежилое здание (склад готовой продукции и вспомогательных материалов с отделением для технического обслуживания служебного транспорта), назначение: нежилое, лит. ВБ, этаж 1, помещение 1, комната 7 (8=810,3кв.м);
143521, Московская область, Истринский район, с/п Лучинское, <...>, главный корпус, назначение: нежилое, литера Б, 1 этаж, помещение № 1, на плане № 11 (S=l 694,0 кв.м), 136 (S=2469,4 кв.м);
196140, г. Санкт-Петербург, <...>, административно-производственное здание, назначение: нежилое, лит. А, этаж 1, в помещении 1 -Н, № части помещения 212 (S=281,5 кв.м).
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее – Управление, административный орган) в отношении Общества на основании приказа Федеральной службы по регулированию алкогольной рынка от 25.06.2018 № 183 в период с 02.07.2018 по 27.07.2018 проведена плановая выездная проверка, по результатам которой установлено:
- нарушение порядка заполнения информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС);
- нарушение сроков фиксации сведений о поставке алкогольной продукции в ЕГАИС.
По выявленному факту Управлением 17.08.2018 в отношении Общества составлен протокол № 11-16/44Ю/2018 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и 30.08.2018 вынесено постановление № 11-16/44Ю/2018 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с постановлением от30.08.2018№ 11-16/44Ю/2018, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 18.10.2018 изменил постановление от30.08.2018 № 11-16/44Ю/2018 в части размера административного наказания, уменьшив размер штрафа до 75 000 руб. В остальной части постановление Управления оставлено без изменения, а требования Общества – без удовлетворения.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить обжалуемый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что оборот алкогольной продукции зафиксирован в ЕГАИС без искажений и нарушений (при фиксации всех данных о перемещении алкогольной продукции), имела место лишь техническая ошибка в части указания серии товарно-транспортных накладных, а не номера, что не образует состав административного правонарушения по статье 14.19 КоАП РФ. Общество считает, что оно не допустило пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, а напротив, незамедлительно приняло меры к устранению неверной настройки модуля SAP. Заявитель апелляционной жалобы пояснил, что объективные обстоятельства препятствовали своевременной фиксации товарно-транспортных накладных от 16.10.2017, от 11.12.2017 в ЕГАИС. Одновременно Общество просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федеральным законом № 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
В пункте 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Правила функционирования ЕГАИС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее - Правила № 1459).
В силу пункта 7 Правила № 1459 организации и сельскохозяйственные товаропроизводители, зарегистрированные в качестве юридического лица, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подпунктах 1 - 3 пункта 6 настоящих Правил, а именно:
- наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика - для организации или сельскохозяйственного товаропроизводителя, зарегистрированного в качестве юридического лица, а также код причины постановки на учет, местонахождение обособленных подразделений (при их наличии);
наименование и вид продукции, указанный в статье 2 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»;
код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил (пункт 15 Правил № 1459).
В силу подпункта 16 пункта 6 Правил № 1459 единая информационная система содержит сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
Согласно пункту 5.1.1 приложения № 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка 21.05.2014 № 149 определен порядок заполнения и сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат).
Пунктом 5.2.1 приложения № 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014. № 149 предусмотрен порядок заполнения и сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт), о первичных остатках продукции.
Между тем материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных норм Общество внесло в систему ЕГАИС вместо номера товарно-транспортной накладной её серию.
Довод Общества о том, что законодательно не предусмотрена норма, в соответствии с которой необходимо указывать при внесении записи именно номер товарно-транспортной накладной, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку нормы пункта 15 и пункта 18 Постановления Правительства № 1459 обязывают организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, вносить сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной, к которым относится в том числе и её номер.
В данном случае Обществом допущено нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Ссылка Общества на то, что внесение серии вместо номера товарно-транспортной накладной произошло по вине сотрудника Общества, не освобождает Общество от ответственности, поскольку Общество обязано контролировать действия своих сотрудников.
Нарушение Обществом сроков фиксации сведений об обороте (поставке) алкогольной продукции в ЕГАИС также подтверждено материалами административного дела.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что товар был отгружен 16.10.2017 и 11.12.2017, однако данные поставки зафиксированы в ЕГАИС 17.10.2017 и 29.12.2017 соответственно.
При этом по информации, предоставленной отделом отчетности и анализа Управления, работа системы ЕГАИС в указанный период 16.10.2017 и 11.12.2017 не прекращалась, иными участниками алкогольного рынка в пределах Приволжского федерального округа осуществлялась фиксация заявок без каких - либо задержек и препятствий, связанных с
системой ЕГАИС.
Обществом для передачи данных в систему ЕГАИС используется внутренняя информационная система SAP. Из объяснений Общества следует, что сбой произошел во внутренней информационной системе Общества, в результате чего были выявлены неточности в настройках, однако никаких действий по информированию Управления по данному факту Обществом не предпринималось.
Обществом не предприняло должные меры при подаче информации в систему ЕГАИС, не осуществлен контроль за деятельностью работников, в чьи обязанности входит внесение соответствующих данных, контроль за правильностью внесенных данных, поскольку Общество обязано контролировать прохождение информации в своей внутренней системе.
В данном случае Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства, допустило нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее обороте.
До устранения неполадок Общество было обязано приостановить оборот алкогольной продукции, обеспечив тем самым выполнение требований Федерального закона № 171-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренастатьей 14.19 КоАП РФ, является правильным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 1, л.д. 131, т. 2, л.д. 8-10,).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Вопреки мнению Общества материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Суд также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку материалы дела не содержат доказательств отнесения Общества к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Одновременно суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения оспоренного постановления в части назначенного административного наказания и уменьшил размер штрафа до 75 000 рублей.
В указанном размере административный штраф отвечает принципу справедливости наказания и в то же время обеспечивает его неотвратимость.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебногоакта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.10.2018 по делу № А43-35341/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья А.М. Гущина
Судьи М.Б. Белышкова
Т.В. Москвичева