ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-4184/2021 от 25.01.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

«01» февраля 2022 года Дело № А43-4184/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2022.

Полный текст постановления изготовлен 01.02.2022.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Волгиной О.А., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2021 по делу № А43-4184/2021,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арзамасский водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными постановлений администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 13.11.2020 № 1758 и от 11.01.2021 № 9 в части,

при участии в деле третьих лиц – общества с ограниченной ответственностью «Райводоканал», общества с ограниченной ответственностью «РайводоканалСервис», администрации рабочего поселка Выездное Арзамасского муниципального района Нижегородской области, администрации Кирилловского сельсовета, муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Арзамасского муниципального района, администрации Абрамовского сельсовета Арзамасского муниципального района, администрации Бебяевского сельсовета, администрации Березовского сельсовета, администрации Красносельского сельсовета.

В судебном заседании приняли участие представители:

администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области – ФИО1 по доверенности от 10.01.2022 № 387 сроком действия до 31.06.2022;

общества с ограниченной ответственностью «Арзамасский водоканал» – ФИО2 по доверенности от 14.12.2021 № 2 сроком действия до 31.12.2022.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, общества с ограниченной ответственностью «Арзамасский водоканал», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Арзамасский водоканал» (далее – Общество, ООО «Арзамасский водоканал») является арендатором водопроводных сетей в следующих муниципальных образованиях Арзамасского муниципального района:

Абрамовский сельсовет на основании договоров аренды объектов, используемых в сфере водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Абрамовский сельсовет Арзамасского района Нижегородской области, от 03.12.2010, от 17.06.2013 № 55, от 17.06.2013 № 54.

Бебяевский сельсовет на основании договора аренды объектов, используемых в сфере водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Бебяевский сельсовет Арзамасского района Нижегородской области, от 03.12.2010;

Березовский сельсовет на основании договора аренды объектов, используемых в сфере водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Березовский сельсовет Арзамасского района Нижегородской области, от 03.12.2010;

Кирилловский сельсовет на основании договора аренды объектов, используемых в сфере водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Кирилловский сельсовет Арзамасского района Нижегородской области, от 03.12.2010;

ФИО3 сельсовет на основании договора аренды объектов, используемых в сфере водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования ФИО3 сельсовет Арзамасского района Нижегородской области, от 03.12.2010;

Рабочий поселок Выездное на основании договора аренды объектов, используемых в сфере водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования рабочий поселок Выездное Арзамасского района Нижегородской области, от 03.12.2010.

Вышеуказанные сельские советы определили гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжение на своей территории ООО «Ремондис Арзамас Сервис» (в настоящее время - ООО «Арзамасский водоканал»): Абрамовский сельсовет – постановлением администрации Абрамовского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области от 24.10.2014 № 167; Бебяевский сельсовет - постановлением администрации Бебяевского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области от 04.12.2014 № 190; Березовский сельсовет - постановлением администрации Березовского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области от 02.12.2014 № 89/1; Кирилловский сельсовет - постановлением администрации Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 08.12.2014 № 262; ФИО3 сельсовет - постановлением администрации Красносельского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области от 06.11.2014 № 116; рабочий поселок Выездное - постановлением администрации р.п. Выездное Арзамасского района Нижегородской области от 03.12.2014 № 170.

В 2017 указанные муниципальные образования передали органам местного самоуправления Арзамасского муниципального района Нижегородской области часть полномочий по организации в границах поселений водоснабжения и водоотведения по соответствующим соглашениям, утвержденным решениями Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 27.06.2017 № 64, от 27.06.2017 № 66, от 27.06.2017 № 67, от 27.06.2017 № 69, от 27.06.2017 № 70, от 27.06.2017 № 74.

В соответствии с данными соглашениями 03.09.2018 Администрация Арзамасского муниципального района (далее – администрация района) издано постановление № 1561, которым Общество наделено статусом гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения в данных муниципальных образованиях: Абрамовский сельсовет (с. Абрамово, с. Веригино, д. Забелино, д. Мерлино); Бебяевский сельсовет (д. Бебяево, с. Новоселки, с.Пешелань, п.Пешелань); Березовский сельсовет (д. Березовка, д. Чуварлейка, д. Князевка, с. Кожино, с. Заречное, д.Шерстино, д. Сальниково); р.п. Выездное (р.п. Выездное, д. Охлопково, с. В.Враг); Кирилловский сельсовет (с.Кирилловка); ФИО3 сельсвовет (с.Красное, с. Кичанзино).

В дальнейшем администрация района постановлениями от 13.11.2020 № 1758 и от 11.01.2021 № 9 изложило постановление от 03.09.2018 №1561 в новой редакции и определила, что для централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях: Абрамовский сельсовет (с. Абрамово, с. Веригино, д. Забелино, д. Мерлино); Бебяевский сельсовет (д. Бебяево, с. Новоселки, с.Пешелань, п.Пешелань); Березовский сельсовет (д. Березовка, д. Чуварлейка, д. Князевка, с. Кожино, с. Заречное, д.Шерстино, д. Сальниково); р.п. Выездное (р.п. Выездное, д.Охлопково, с.В.Враг); Кирилловский сельсовет (с.Кирилловка); ФИО3 сельсвовет (с.Красное, с. Кичанзино) гарантирующая организация в сфере водоснабжения отсутствует.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации района от 13.11.2020 № 1758 «О внесении изменений в постановление администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 03.09.2018 № 1561 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Арзамасского муниципального района Нижегородской области» в части исключения Общества из гарантирующих организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области в сфере «водоснабжение» в муниципальных образованиях: Абрамовский сельсовет (с. Абрамово, с. Веригино, д. Забелино, д. Мерлино); Бебяевский сельсовет (д. Бебяево, с. Новоселки, с.Пешелань, п.Пешелань); Березовский сельсовет (д. Березовка, д. Чуварлейка, д. Князевка, с. Кожино, с. Заречное, д.Шерстино, д. Сальниково); р.п. Выездное (р.п. Выездное, д. Охлопково, с. В.Враг); Кирилловский сельсовет (с.Кирилловка); ФИО3 сельсовет (с.Красное, с. Кичанзино), а также постановления администрации от 11.01.2021 № 9 «О внесении изменений в постановление администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 03.09.2018 № 1561 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области» в части исключения ООО «Арзамасский водоканал» из гарантирующих организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области в сфере «водоснабжение» в муниципальных образованиях: Абрамовский сельсовет (с. Абрамово, с. Веригино, д. Забелино, д. Мерлино); Бебяевский сельсовет (д. Бебяево, с. Новоселки, с.Пешелань, п.Пешелань); Березовский сельсовет (д. Березовка, д. Чуварлейка, д. Князевка, с. Кожино, с. Заречное, д.Шерстино, д. Сальниково); р.п. Выездное (р.п. Выездное, д. Охлопково, с. В.Враг); Кирилловский сельсовет (с.Кирилловка); ФИО3 сельсовет (с.Красное, с. Кичанзино).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Райводоканал», общество с ограниченной ответственностью «РайводоканалСервис», администрация рабочего поселка Выездное Арзамасского муниципального района Нижегородской области, администрация Кирилловского сельсовета, муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Арзамасского муниципального района, администрация Абрамовского сельсовета Арзамасского муниципального района, администрация Бебяевского сельсовета, администрация Березовского сельсовета, администрация Красносельского сельсовета

Решением от 14.10.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.

Администрация района обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции необоснованно сделал вывод о том, что с даты вступления в силу постановления администрации от 03.09.2018 № 1561 ранее изданные постановления сельских поселений об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения утратили силу.

Как полагает администрация района, вывод суда первой инстанции о том, что принятие администрацией оспоренных постановлений лишило потребителей Арзамасского района гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения, является ошибочным.

Представитель администрации района в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.

В силу пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона №416-ФЗ (введена Федеральным законом от 29.12.2014 №485-ФЗ и вступила в силу с 09.01.2015) полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ).

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, Законом Нижегородской области от 05.11.2014 № 150-3 «О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями Нижегородской области с 01.01.2015 закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ - организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, 03.09.2018 администрацией района издано постановление №1561, которым определены гарантирующие организации для централизованных систем водоснабжения в муниципальных образованиях Арзамасского муниципального района, в том числе статусом гарантирующей организации наделено Общество на территориях Абрамовский сельсовет (с. Абрамово, с. Веригино, д. Забелино, д. Мерлино); Бебяевский сельсовет (д. Бебяево, с. Новоселки, с.Пешелань, п.Пешелань); Березовский сельсовет (д. Березовка, д. Чуварлейка, д. Князевка, с. Кожино, с. Заречное, д.Шерстино, д. Сальниково); р.п. Выездное (р.п. Выездное, д. Охлопково, с. В.Враг); Кирилловский сельсовет (с.Кирилловка); ФИО3 сельсовет (с.Красное, с. Кичанзино).

Данное постановление издано в соответствии с полномочиями администрации района, вытекающими из пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона №416-ФЗ и соглашений о передаче органам местного самоуправления Арзамасского муниципального района Нижегородской области части полномочий органов местного самоуправления сельских поселений, решениями Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 27.06.2017 № 64, от 27.06.2017 № 66, от 27.06.2017 № 69, от 27.06.2017 № 70, от 27.06.2017 № 74.

Каких-либо условий или ограничений переданных полномочий в зависимости от принадлежности сетей водоснабжения данные соглашения не содержали.

Следовательно, сельскими поселениями Арзамасскому муниципальному району переданы полномочия по организации водоснабжения на своей территории в полном объеме.

С момента принятия администрацией района постановления от 03.09.2018 №1561 постановления администрации Абрамовского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области от 24.10.2014 № 167, администрации Бебяевского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области от 04.12.2014 № 190, администрации Березовского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области от 02.12.2014 № 89/1, администрации Кирилловского сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 08.12.2014 № 262, администрации Красносельского сельсовета Арзамасского района Нижегородской области от 06.11.2014 № 116, администрации рабочего поселка Выездное Арзамасского района Нижегородской области от 03.12.2014 № 170 утратили свою актуальность ввиду реализации администрацией района переданных ей полномочий по организации водоснабжения (включая полномочия по определению гарантирующей организации) на территории названных сельских поселений.

В этой связи доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что постановления администраций сельских поселений не утратили юридическую силу, подлежат отклонению как несостоятельные.

В декабре 2018 года между администрацией района и администрациями указанных сельских поселений заключены дополнительные соглашения, согласно которым администрации сельских поселений передают, а администрация района принимает на себя часть полномочий по организации водоснабжения и водоотведения, а именно: организация водоснабжения населения и (или) водоотведения исключительно в объеме переданных трансфертов, с использованием переданных администрации района объектов недвижимого имущества в соответствии с приложением №1 к настоящим дополнительным соглашениям.

Администрацией района 13.11.2020 издано постановление № 1758, которым приложение к постановлению администрации района от 03.09.2018 № 1561 (перечень гарантирующих организаций для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области) изложен в новой редакции, в соответствии с которой в отношении централизованных систем холодного водоснабжения в муниципальных образованиях: Абрамовский сельсовет, Бебяевский сельсовет, Березовский сельсовет, Кирилловский сельсовет, ФИО3 сельсовет, рабочий поселок Выездное, Общество исключено из числа гарантирующих организаций.

В данном случае администрация приняла решение о том, что на территории муниципальных образований: Абрамовский сельсовет (с. Абрамово, с. Веригино, д. Забелино, д. Мерлино); Бебяевский сельсовет (д. Бебяево, с. Новоселки, с.Пешелань, п.Пешелань); Березовский сельсовет (д. Березовка, д. Чуварлейка, д. Князевка, с. Кожино, с. Заречное, д.Шерстино, д. Сальниково); р.п. Выездное (р.п. Выездное, д. Охлопково, с. В.Враг); Кирилловский сельсовет (с.Кирилловка); ФИО3 сельсовет (с.Красное, с. Кичанзино) гарантирующая организация в сфере водоснабжения отсутствует.

Кроме того, администрация района 11.01.2021 вынесла постановление № 9 «О внесении изменений в постановление администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 03.09.2018 № 1561 «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области», в котором Общество в числе гарантирующих организаций для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области также отсутствует.

Администрация района утверждает, что с момента подписания в декабре 2018 года дополнительных соглашений она не имеет полномочий по определению в спорных населенных пунктах гарантирующей организации по водоснабжению.

Между тем, данное утверждение не соответствует буквальному содержанию соглашений о передаче органам местного самоуправления Арзамасского муниципального района Нижегородской области части полномочий органов местного самоуправления сельских поселений с учетом дополнительных соглашений к ним.

Из текста дополнительных соглашений не следует, что полномочия по определению гарантирующих организаций на территории спорных сельских поселений остались в введении последних.

Кроме того, из материалов дела не усматривается, что на территории спорных сельских поселений существует несколько централизованных систем холодного водоснабжения, в отношении которых возможна реализация полномочий по определению гарантирующих организаций как органами местного самоуправления сельскими поселениями, так и администрацией района.

Постановления администрации района от 13.11.2020 № 1758 и от 11.01.2021 № 9 по исключению Общества из числа гарантирующих организаций в отношении централизованных систем водоснабжения на территориях рассматриваемых сельских поселений не соответствует положениям Федерального закона №416-ФЗ, поскольку такое исключение осуществлено в отсутствие правового и фактического основания.

Вопреки мнению администрации района оспоренные постановления администрации района нарушают права и законные интересы Общества в сфере тарифного регулирования.

В этой связи суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.

Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Администрация района от уплаты государственной пошлины освобождена.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2021 по делу № А43-4184/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья А.М. Гущина

Судьи О.А. Волгина

Т.В. Москвичева