ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-7790/2022 от 26.10.2022 АС Волго-Вятского округа

160/2022-31061(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А43-7790/2022  26 октября 2022 года 

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Хлюневой Т.В. (доверенность от 18.10.2022 № Д-НН/125),  от заинтересованного лица: Чахояна А.В. (доверенность от 06.07.2022 № ЛШ/16711/22), 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2022 и  на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 

по делу № А43-7790/2022

по заявлению публичного акционерного общества «Россети Центр и Приволжье»
(ИНН: 1075260020043, ОГРН: 5260200603)

о признании незаконными и отмене постановления и представления  Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, –
Магдалинова Марина Сергеевна,

и у с т а н о в и л :

публичное акционерное общество «Россети Центр и Приволжье» (далее – Общество)  обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании  незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы  по Нижегородской области (далее – Управление) от 11.03.2022 № 052/04/9.21-3846/2021 о  привлечении к административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 9.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – 


[A1] КоАП РФ), в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей, и представления об устранении  выявленных нарушений. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований на предмет спора, привлечена Магдалинова Марина Сергеевна. 

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2022 штраф  снижен до 700 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований  отказано. 

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022  решение суда оставлено без изменения. 

Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 1 статьи 3.1  КоАП РФ, необоснованно снизили размер штрафа. 

Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны  представителем в судебном заседании. 

Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы  жалобы. 

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления  Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, в Управление поступило обращение  Магдалиновой Марины Сергеевны на действия Общества, выразившиеся в неисполнении  обязанности по технологическому присоединению объекта, расположенного по адресу:  Нижегородская область, Богородский район, деревня Килелей, дом 40, к электрическим  сетям в установленные законом сроки. 

В ходе проверки заявления установлено, что Общество заключило с Магдалиновой  М.С. договор от 13.05.2021 № 521070295. 

Согласно пункту 6 данного договора срок выполнения мероприятий по  технологическому присоединению составляет 6 месяца со дня заключения договора,  следовательно, технологическое присоединение вышеназванного объекта к электрическим  сетям должно быть осуществлено до 13.11.2021. 

Для осуществления технологического присоединения объекта в соответствии с  условиями договора необходимо произвести замену опор ВЛ-0,4кВ № 1-14 Ф-3 ТП-19161  ЛЭП-1003 ПС «Куликово», выполненных на базе стоек СВ-95-3 на опоры ж/б на базе стоек  СВ-110-5; запроектировать и построить ВЛЗ-10кВ от опоры № 33 ВЛ-10кВ отпайки на  ТП-19161 проводом СИП3-1x50 протяженностью ориентировочно 720 метров;  запроектировать и построить ТП-630/10/0,4кВ с силовым трансформатором мощностью  400кВА; выполнить перевод питания частично ВЛ-0,4кВ Ф-3 ТП-19161 на новую  ТП-10/0,4кВ ЛЭП-1003 ПС «Куликово»; проектирование и строительство ВЛ 0,4кВ от  новой ТП-10/0,4кВ проводом СИП2 4x95мм2 протяженностью 0,37 километра; для  расчетного учета электроэнергии установить на границе балансовой принадлежности  трехфазный учет электроэнергии с применением электросчетчика прямого включения;  установить после прибора учета коммутационный аппарат, обеспечивающий  самостоятельное выполнение заявителем фактического присоединения к электрическим  сетям. Аналогичные мероприятия включены в обязательства сетевой организации по  заявке от 26.01.2021 № Н/ЦЦ-НН-914326-ПТП заявителя Графовой Н.А., от 17.03.2021   № Н/ЦЦ-НН-1330945-ПТП заявителя Пахомова А.С. (пункты 10.1 – 10.4); по заявке от  12.05.2020 № Н/ЦЦ-НН-636896-ПТП заявителя Кравцовой К.А. (пункт 10.5). 


[A2] На момент обращения Магдалиновой М.С. в Управление данный договор не  исполнен. 

В отношении Общества составлен протокол от 01.02.2022 № 052/04/9.21-3846/2021. 

Постановлением от 11.03.2022 № 052/04/9.21-3846/2021 Общество привлечено к  административной ответственности, предусмотренной в части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в  виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. 

Обществу выдано представление об устранении причин и условий,  способствовавших совершению административного правонарушения от 11.03.2022   № 052/04/9.21-3846/2021. 

Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество  обратилось в арбитражный суд. 

Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, 4.1, 4.3, 9.21, 26.1, 29.13, 30.7 КоАП РФ,  Федеральным закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики  правонарушений в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), Правилами технологического  присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии,  объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого  хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям,  утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004   № 861 (далее – Правила № 861), Обзором по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению  на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1,  утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020,  постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях», суд первой инстанции  пришел к выводам о доказанности материалами дела факта совершения правонарушения  Обществом, однако суд снизил размер штрафа до 700 000 рублей. 

Апелляционный суд оставил решение суда без изменения. 

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел оснований для ее удовлетворения. 

В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за  нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения)  недискриминационного доступа или установленного порядка подключения  (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или)  магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям,  газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения,  холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным  законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного  доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование  собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных  сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных  вод по их канализационным сетям. 

Административная ответственность за повторное совершение административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, определена в части 2  указанной статьи. 

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные  права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в 


[A3] сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной  выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии  установлены в Законе № 35-ФЗ. 

Согласно части 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к  объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей  электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также  объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным  лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,  и носит однократный характер. 

Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих  устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определены в  Правилах № 861. 

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение  осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и  юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами. 

В рассматриваемом случае в договоре установлен срок технологического  присоединения объекта, определенный в соответствии с указанными правилами, – не  позднее 13.11.2021, однако на указанную дату технологическое присоединение объекта к  электрическим сетям не выполнено, что свидетельствует о наличии в действиях Общества  состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в  статье 9.21 КоАП РФ

Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению  Обществом требований законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно  приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в  материалы дела не представлены. 

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная  нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений  процессуальных требований суды не установили. 

Суды не усмотрели оснований для замены административного штрафа на  предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, равно как не установили  обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение  как малозначительное в порядке статьи 2.9 КоАП РФ

Вместе с тем, при разрешении вопроса о соразмерности назначенного  административного наказания суды учли все обстоятельства, влияющие на размер  наказания, приняли во внимание характер совершенного административного  правонарушения и степень вины правонарушителя, и снизили размер административного  штрафа до 700 000 рублей. Назначенное Обществу наказание согласуется с его  предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности,  справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. 

Вывод судов о наличии или отсутствии оснований для снижения назначенного  административного штрафа связан с оценкой доказательств по делу. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в  судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов  судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. 

В остальной части Управление принятые по настоящему делу судебные акты не  оспаривает, поэтому суд округа их в указанной части не проверяет. 


[A4] Нормы материального права применены судами первой и апелляционной  инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм  процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены  принятых судебных актов. 

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не  рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского  округа 

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.04.2022 и постановление  Первого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 по делу № А43-7790/2022  оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной  антимонопольной службы по Нижегородской области – без удовлетворения. 

 Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в  статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 Председательствующий  О.В. Александрова

Судьи  Н.Н. Домрачева  И.Л. Забурдаева