ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А43-9069/2021 от 15.11.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«16» ноября 2021 года Дело № А43-9069/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06 сентября 2021 года по делу № А43-9069/2021, принятое по заявлению товарищества собственников жилья «Возрождение» (ОГРН 1055230073843 ИНН 5257075705) о признании незаконным бездействия администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода, выразившегося в нарушении порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры согласно постановлению администрации г. Нижнего Новгорода №105 от 17.01.2014, а также об обязании устранить допущенные нарушения, при участии в деле в качестве заинтересованного лица администрации города Нижнего Новгорода

при участии:

от заявителя – Сорокина Е.В. по доверенности от 07.09.2020 сроком действия 2 года, представлена копия диплома о высшем юридическом образовании от 25.06.2019 № 107724 3049780

от ответчика – не явился, извещен

от третьих лиц – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось товарищество собственников жилья «Возрождение» (далее – заявитель, ТСЖ «Возрождение») с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Администрация), выразившегося в нарушении порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры согласно постановлению администрации г. Нижнего Новгорода №105 от 17.01.2014, а также об обязании устранить допущенные нарушения.

К участию в дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Нижнего Новгорода.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06 сентября 2021 года требования, заявленные ТСЖ «Возрождение», удовлетворены. Бездействие администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода, выразившееся в неисполнении требований Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, утв. постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 №105, по заявлению ТСЖ "Возрождение" от 01.12.2020 признано незаконным. Суд обязал администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода в течение 20 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Возрождение", путем последовательного исполнения положений Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, утв. постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 №105, по заявлению ТСЖ "Возрождение" от 01.12.2020 в отношении следующих объектов: сети электроснабжения, а именно трасса наружного освещения от наконечника кабеля 0,4 кВ в местах присоединения к РЩ-0,4 кВ в ТП-2437 1,2 СШ ПО "ЦЭС", включая контакты и арматуру крепления в местах присоединения, до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Пролетарская, д.10А.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06 сентября 2021 года по делу № А43-9069/2021 отменить. Вынести новое решение по делу, в соответствии с которым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований к администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода в полном объеме.

По мнению ответчика, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку суд первой инстанции не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно судом не была дана надлежащая оценка представленному в материалы дела письму администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода в адрес Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет) от 18.12.2020г. Сл-01 -05-710005/20. Кроме того, судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон, поскольку в соответствии со ст. 44 Устава города Нижнего Новгорода администрации районов являются территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода, действующими на территории соответствующего района города Нижнего Новгорода. Администрации районов действуют на основании Устава и положений о них, утвержденных постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 25.01.2006 N 2. Вместе с тем, судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно указанным нормативным правовым актам полномочиями заказчика на заключение муниципального контракта на проведение работ по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, необходимого для постановки объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет, администрация Канавинского района города Нижнего Новгорода района не располагает. Администрация Канавинского района г. Нижнего Новгорода настаивает, что ей были выполнены мероприятия по сбору необходимой для признания права муниципальной собственности информации и направлен пакет документов в Комитет для дальнейшей работы по признанию права муниципальной собственности на указанный объект (от 18.12.2020г. Сл-01-05-710005/20).

От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ТСЖ «Возрождение» указывает, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06 сентября 2021 года является законным, а апелляционная жалоба необоснованной.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Возрождение» является управляющей и обслуживающей организацией многоквартирного жилого дома №10а, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Пролетарская.

В соответствии с Договором электроснабжения №2038000, ТСЖ «Возрождение» приобретает электрическую энергию для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в МКД коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

11 июня 2015 подписан акт разграничения границ балансовой принадлежности и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, в соответствии с которым граница ТСЖ «Возрождение» находится на наконечнике кабеля 0,4 в местах присоединения к РЩ-0,4 кВ в ТП-2437 1,2 СЩ ПО «ЦЭС», включая контакты и арматуру крепления в местах присоединения, при этом точкой присоединения является РУ-0,4 кВ ТП-2437 1,2 СШ ПО «ЦЭС».

01 декабря 2020 ТСЖ «Возрождение» обратилось в администрацию Канавинского района г. Нижнего Новгорода с заявлением об исполнении Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, утвержденного Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.20214.

Письмом КУГИ от 25.12.2020 №Сл-03-02-730309/20 ТСЖ «Возрождение» уведомлено, что администрацией Канавинского района г. Нижнего Новгорода спорные сети электроснабжения как бесхозяйное имущество не заявлено, работа по принятию сетей в муниципальную собственность не проводится.

Письмом от 29.12.2020 №Исх-01-05-600726/20 администрация Канавинского района г. Нижнего Новгорода уведомила ТСЖ «Возрождение» о направлении в КУГИ пакета документов, необходимого для процедуры признания сетей электроснабжения бесхозным и принятия имущества в муниципальную собственность.

Полагая, что со стороны администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода имеется бездействие, выразившееся в нарушении порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры согласно постановлению администрации г. Нижнего Новгорода №105 от 17.01.2014, ТСЖ «Возрождение» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.

По мнению заявителя, администрация уклоняется от постановки на учет имущества – инженерные сети электроснабжения, расположенные от РУ-0,4 кВ ТП-2437 1,2 СШ ПО «ЦЭС» (от наконечника кабеля 0,4 кВ в местах присоединения к РЩ-0,4 кВ в ТП 2437 1,2 СЩ ПО «ЦЭС»), по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Пролетарская, в качестве безхозяйного, в связи с чем собственники помещений многоквартирного дома несут расходы на обслуживание данных сетей. Администрация Канавинского района г. Нижнего Новгорода в нарушение положений Постановления №105 не установила собственника спорного имущества, равно как и не установила факт отсутствия собственника спорного имущества.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Канавинского района города Нижнего Новгорода располагала правовыми основаниями для удовлетворения заявления ТСЖ, в связи с чем, бездействие администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода, выразившееся в нарушении порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры согласно постановлению администрации г. Нижнего Новгорода №105 от 17.01.2014, является незаконным.

При этом, в целях окончательного урегулирования спорной ситуации в качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции посчитал возможным обязать администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода в течение 20 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, путем последовательного исполнения положений Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло- , газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, утв. постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 №105, по заявлению ТСЖ "Возрождение" от 01.12.2020 в отношении следующих объектов: сети электроснабжения, а именно трасса наружного освещения от наконечника кабеля 0,4 кВ в местах присоединения к РЩ-0,4 кВ в ТП2437 1,2 СШ ПО "ЦЭС", включая контакты и арматуру крепления в местах присоединения, до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Пролетарская, д.10А.

Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Для осуществления процедуры по обращению в регистрирующий орган для принятия на учет бесхозяйного недвижимого имущества орган местного самоуправления должен определить, соответствует ли данный объект недвижимого имущества принципам бесхозяйности, установленным в части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным; при наличии правопритязаний на объект недвижимого имущества, фактическом осуществлении правомочий собственника в отношении данного имущества каким-либо лицом недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным. Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных правоположений для принятия вещи в муниципальную собственность как бесхозяйной необходимым условием является установление факта отсутствия собственника как такового или отказ собственника от своего права.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества относится к сфере управления многоквартирным домом.

В силу подпункта "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила № 491) в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В пунктах 5-7 Правил № 491 конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Так, в состав такого имущества включаются в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 7 Правил № 491).

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил № 491).

По смыслу приведенных норм права граница балансовой принадлежности по общему правилу устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 № 305-ЭС15-11564).

Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.01.2014 № 105 утвержден Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности (далее - Порядок № 105).

В силу пункта 1.1 Порядка № 105, администрация района по месту нахождения объектов в случае выявления объектов в течение трех рабочих дней с даты их выявления направляет обращение в Комитет на предмет нахождения объектов в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода.

Комитет в течение трех рабочих дней после поступления обращения от администрации района идентифицирует объекты на предмет их нахождения в реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода, а также на наличие или отсутствие заявлений собственника объектов об отказе от права собственности на объекты и по результатам информирует администрацию района (пункт 1.2 Порядка № 105).

В силу пункта 1.4 Порядка № 105 в случае наличия заявления собственника объектов об отказе от права собственности на объекты Комитет в соответствии с действующим законодательством осуществляет необходимые действия для принятия на учет объектов.

Пунктом 1.6 Порядка № 105 определено, что Комитету после получения от администрации района обращения, предусмотренного п. 1.3.2.1 настоящего Порядка, обеспечить: 1.6.1 изготовление исполнительных съемок на объекты, технических планов и кадастровых паспортов на объекты, выступив муниципальным заказчиком при осуществлении закупки по определению подрядчика на выполнение работ по изготовлению исполнительных съемок, технических планов, постановке на государственный кадастровый учет и получению кадастровых паспортов на объекты; 1.6.2 постановку объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как бесхозяйного имущества; 1.6.3 выполнение мероприятий по признанию права муниципальной собственности в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (в том числе по истечении года со дня принятия объектов на учет бесхозяйного имущества обеспечить направление заявления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода); 1.6.4 проведение государственной регистрации права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода на объекты; 1.6.5 включение объектов в реестр муниципального имущества города Нижнего Новгорода.

В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия, в том числе, по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Таким образом, законодательство обязывает орган местного самоуправления заниматься судьбой бесхозяйных сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы. Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных объектов инженерной инфраструктуры в качестве бесхозяйных не лишает эти объекты признаков бесхозяйной вещи (Определение Верховного суда РФ от 22.07.2015 № 305- ЭС15-513).

В соответствии с постановлением Городской Думы г. Н. Новгорода от 25.01.2006 № 2 «Об утверждении положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода» (вместе с Положением об администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода и др.) администрация района города Нижнего Новгорода (далее - администрация района) является территориальным органом администрации города Нижнего Новгорода, организующим реализацию предусмотренных Уставом города Нижнего Новгорода, настоящим Положением задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района (пункт 1.2 Положения).

Администрация района осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями и территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода, с Городской Думой города Нижнего Новгорода, территориальными федеральными органами исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти Нижегородской области, органами территориального общественного самоуправления, организациями, общественными объединениями и гражданами, с органами внутренних дел и прокуратуры по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями в районе (пункт 1.3 Положения).

Администрация района является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может в пределах полномочий, предоставленных администрации района Уставом города Нижнего Новгорода, настоящим Положением и правовыми актами администрации города Нижнего Новгорода, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности (пункт 1.4. Положения).

Ссылки ответчика на ст.44 Устава города Нижнего Новгорода судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку Товарищество собственников жилья «Возрождение» могло обратиться только в Администрацию района, а не Администрацию города Нижнего Новгорода или КУГИ.

Доводы о том, что спорные объекты не являются бесхозяйными в связи с тем, что спорное имущество не имеет признаков безхозяйного имущества, находится в фактическом владении и пользовании заявителя, судом отклоняются, поскольку заключение договора с ресурсоснабжающей организацией и определение границ эксплуатационной ответственности не свидетельствует о наличии у спорных объектов собственника.

Спорное имущество не входит в состав общего имущества, решение о принятии сетей в состав общего имущества собственниками помещений указанного жилого дома не принималось.

Учитывая, что в письме от 01.12.2020 заявитель прямо выразил свое желание на проведение мероприятий по признанию права муниципальной собственности на спорные объекты, кроме того спорные электросети, расположенные от РУ-0,4 кВ ТП2437 1,2 СШ ПО «ЦЭС» (от наконечника кабеля 0,4 в местах присоединения к РЩ-0,4 кВ в ТП-2437 1,2 СЩ ПО «ЦЭС») по адресу: ул. Пролетарская, д.28А, до внешней стены МКД №10А по ул. Пролетарская, не стоят на балансе у ТСЖ «Возрождение» согласно материалам дела, какие-либо притязания на объекты, либо факты владения ими кем-либо отсутствуют, имеется вся совокупность предусмотренных статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации условий для признания объектов бесхозяйными.

Доводы ответчика о том, что права и законные интересы ТСЖ «Возрождение» не нарушены, судом отклоняются, поскольку ТСЖ «Возрождение» приходится обслуживать оборудование, находящееся за границами многоквартирного дома, тем самым расходуя денежные средства собственников не в соответствии с целевым назначением и фактически содержа чужое имущество, при этом отказ от обслуживания будет значить невозможность качественного оказания услуг собственникам со стороны ТСЖ «Возрождение».

Учитывая изложенное, повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому заключению о том, что Администрацией допущено незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Относительно правовосстановительной меры, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым возложить на администрацию Канавинского района города Нижнего Новгорода обязанность устранить нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Возрождение", путем последовательного исполнения положений Порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло- , газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, утв. постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 17.01.2014 №105, по заявлению ТСЖ "Возрождение" от 01.12.2020 в 13 А43-9069/2021 отношении следующих объектов: сети электроснабжения, а именно трасса наружного освещения от наконечника кабеля 0,4 кВ в местах присоединения к РЩ-0,4 кВ в ТП2437 1,2 СШ ПО "ЦЭС", включая контакты и арматуру крепления в местах присоединения, до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Пролетарская, д.10А.

Расходы по уплате государственной пошлины по иску на основании статьи 110 АПК РФ правомерно отнесены судом первой инстанции на ответчика.

Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06 сентября 2021 года по делу № А43-9069/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Канавинского района г. Нижнего Новгорода – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья

М.Н. Кастальская

Судьи

М.Б. Белышкова

Т.В. Москвичева