ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
18 августа 2021 года | г. Вологда | Дело № А44-1090/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПГСОНЕГОСНАБ» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 мая 2021 года по делу № А44-1090/2021,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «ПГСОНЕГОСНАБ» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Муссы Джалиля-Духовская, дом 23, помещение 18; далее – общество, ООО «ПГСОНЕГОСНАБ») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; далее – министерство, Минприроды) о признании недействительным приказа от 20.07.2020 № 682 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензиям № НВГ 53415 ТП и № НВГ 53417 ТП; о возложении на ответчика обязанности восстановить за обществом права пользования недрами на основании лицензий № НВГ 53415 ТП и № НВГ 53417 ТП; о продлении срока окончания действия лицензии на 12 месяцев с 11.12.2020.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 27 мая 2021 года по делу № А44-1090/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 28.12.2015 ООО «ПГСОНЕГАСНАБ» выданы лицензия серии НВГ № 53415 вид ТП на геологическое изучение (поиски и оценка) песчано-гравийной смеси на участке недр «Игорево-1» сроком до 11.12.2020 и лицензия серии НВГ № 53417 вид ТП на геологическое изучение (поиски и оценка) песчано-гравийной смеси на участке недр «Игорево-3» сроком до 11.12.2020 (том 14, листы 33-40, 50-57).
Министерство 02.11.2018 направило в адрес общества уведомления от 30.10.2018 № ПР-9193-и и № ПР-9190-И (том 1, листы 46, 63), в которых указало на необходимость предоставления в министерство в соответствии с пунктом 6.5.1 раздела 6 лицензионного соглашения проекта на проведение работ по геологическому изучению участка недр «Игорево-1» и «Игорево-3» в течение трех месяцев со дня получения данного уведомления. Также министерство проинформировало общество о возможности досрочного прекращения права пользования недрами в случае невыполнения данного условия лицензионного соглашения, являющегося в силу пункта 10.2 существенным.
Указанные уведомления направлены министерством по юридическому адресу общества, а также почтовому адресу, указанному в лицензиях (том 1, листы 45, 62, 131).
ООО «ПГСОНЕГАСНАБ» информацию об устранении выявленных нарушений до истечения срока, установленного в уведомлениях, министерству не представило.
В связи с изложенным, полагая, что срок устранения выявленных нарушений истек 06.03.2019, министерством в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1, Закон о недрах) и с учетом протокола заседания Комиссии по предоставлению лицензий на право пользования недрами, рассмотрению материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии, переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования участками недр местного значения от 20.07.2020 № 134 (с учетом изменений от 19.04.2021; том 1, листы 64-65, 176-177) издан приказ от 20.07.2020 № 682 о досрочном прекращении права пользования ООО «ПГСОНЕГАСНАБ» недрами по лицензии серии НВГ № 53415 вид ТП и по лицензии серии НВГ № 53417 вид ТП (том 1, лист 8), о чем общество уведомлено письмом от 02.09.2020 № Пр-7750-И, которое получено им 21.09.2020 (том 1, листы 135, 159, 178-180).
Не согласившись с названным приказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что факт получения уведомлений об устранении нарушений подтверждается материалами дела и по состоянию на 20.07.2020 указанные в уведомлениях нарушения заявителем не устранены.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах закреплена обязанность недропользователя обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Согласно части 4 статьи 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как следует из подпункта «а» пункта 6.5.1 раздела 6 лицензионных соглашений об условиях пользования недрами с целью геологического изучения (поиски и оценка) песчано-гравийной смеси на участке недр «Игорево-1» и «Игорево-3», являющихся приложением к лицензиям серии НВГ № 53415 вид ТП, серии НВГ № 53417 вид ТП (далее – лицензионные соглашения), недропользователь обязуется обеспечить государственную регистрацию работ по геологическому изучению, подготовку, согласование и утверждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке проекта по геологическому изучению участка недр не позднее 12 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (том 1, листы 37, 54).
Согласно пункту 10.2 указанных лицензионных соглашений обязательства недропользователя по настоящему соглашению являются существенными условиями лицензии. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения недропользователем обязательств право пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в соответствии с Законом о недрах (том 1, листы 39, 56).
Государственная регистрация лицензий серии НВГ № 53415 вид ТП, серии НВГ № 53417 вид ТП произведена 28.12.2015 (том 1, листы 33, 50).
Вместе с тем проекты по геологическому изучению участка недр «Игорево-1» и «Игорево-3» (далее – проекты) на согласование в министерство в установленный срок обществом не представлены.
Не оспаривая указанное обстоятельство, общество, как и в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие у него нормативно закрепленной обязанности представлять указанные проекты на согласование в министерство. Одновременно, общество сослалось на получение положительных экспертных заключений от 26.04.2016 и 15.04.2019 по проектам на выполнение работ по объектам «Геологическое изучение (поиски и оценка) песчано-гравийной смеси на участке недр «Игорево-1» и Игорево-3», что, по его мнению, свидетельствует о выполнении им лицензионных условий (том 1, листы 12-32).
Данный довод подлежит отклонению на основании следующего.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В развитие указанной нормы Закона о недрах постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение).
Согласно пункту 5 Положения документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган).
Уполномоченный орган в соответствии с подпунктом «а» пункта 8(1) Положения, в том числе, осуществляет согласование документации по участкам недр местного значения в отношении геологического изучения, включая поиск и оценку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В силу пункта 23 Положения решение о согласовании документации по участкам недр местного значения подписывается руководителем уполномоченного органа или лицом, его замещающим.
Проектная документация, прошедшая согласование с комиссией в соответствии с настоящим Положением, утверждается пользователем недр (пункт 24 Положения).
Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 09.09.2013 № 163, уполномоченным органом по предоставлению участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области.
На основании изложенного, а также учитывая условия лицензионных соглашений апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии у общества обязанности согласования с министерством проектов по геологическому изучению участка недр «Игорево-1» и «Игорево-3».
Указанная обязанность обществом в установленные сроки не выполнена, что свидетельствует о несоблюдении им существенных условий лицензионного соглашения, что в силу положений пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.
Как указывалось ранее в постановлении, уведомления от 30.10.2018 № ПР-9193-и и № ПР-9190-И о необходимости устранения выявленных нарушений в трехмесячный срок (том 1, листы 46, 63), направлены министерством по юридическому адресу общества, а также почтовому адресу, указанному в лицензиях (том 1, листы 45, 62, 131).
То обстоятельство, что указанные адреса принадлежат обществу, в апелляционной жалобе не оспаривается.
Конверты с вложениями возвращены министерству органом почтовой связи с отметками «Истек срок хранения» (том 1, листы 45, 62, 131).
В пункте 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила № 234), в редакции приказа Минкомсвязи России от 13.02.2018 № 61, действующей с 09.04.2018, предусмотрено, что почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи.
В рассматриваемом случае возвращение министерству неполученных адресатом заказных писем с отметкой «Истек срок хранения» соответствует действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением почтовых отправлений.
Доказательств нарушения органом почтовой связи Правил № 234 при вручении постовых отправлений обществом суду не представлено.
При этом следует отметить, что в соответствии с абзацем вторым пункта 32 Правил № 234, порядок доставки почтовых отправлений в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором связи.
Следовательно, для того, чтобы получать почтовую корреспонденцию по определенному адресу юридическое лицо должно не только сообщить этот адрес отправителю, но и заключить с оператором почтовой связи договор на оказание услуг, в котором определить порядок доставки.
Пунктом 6.7 раздела 6 лицензионных соглашений также предусмотрено, что недропользователь обязан информировать лицензирующий орган обо всех случаях изменения контактов: телефонов и учредительных документов в течение 15 дней с даты внесения таких изменений.
В данном случае соответствующих заявлений, в том числе, о смене места нахождения организации от общества не поступало, в связи с этим вся почтовая корреспонденция правомерно направлялась министерством по имеющимся в его распоряжении адресам.
С момента направления обществу уведомлений от 30.10.2018 о необходимости устранить выявленные нарушения и представить проектную документацию на согласование (02.11.2018) и неудачной попытки вручения таких уведомлений обществу (06 и 07 ноября 2018 года) до момента издания министерством оспариваемого приказа прошло более 3 месяцев.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что министерством соблюдена установленная статьей 21 Закона № 2395-1 процедура вынесения оспариваемого приказа.
Довод общества о распространении на него действия постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2020 № 440, предусматривающего введение моратория на прекращение лицензий в период 2020 года, подлежит отклонению в связи со следующим.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее – постановление № 440) вступило в законную силу 06.04.2020.
Согласно пункту 8 названного постановления особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных федеральными законами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», устанавливаются согласно приложениям 3 - 12.
На основании приложения 4 «Особенность применения разрешительных режимов, предусмотренных Законом РФ «О недрах» в 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе в связи с истечением, установленного в лицензии срока ее действия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2020 № 557 в приложение 4 к постановлению внесены изменения, в том числе указанное приложение дополнено пунктом 4, предусматривающим возможность для продления на один год срока устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренных письменным уведомлением о допущенных нарушениях, выданным в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона «О недрах», в случае, если сроки устранения таких нарушений истекают в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года.
Такое специальное правовое регулирование в определенный временной промежуток в 2020 году принято в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и связано с борьбой с распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
В данном случае, как обоснованно указал суд первой инстанции, трехмесячный срок устранения нарушений истек в марте 2019 года.
В протоколе заседания Комиссии по предоставлению лицензий на право пользования недрами, рассмотрению материалов по внесению изменений и дополнений в лицензии, переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования участками недр местного значения от 20.07.2020 № 134 (с учетом изменений от 19.04.2021; том 1, листы 64-65, 176-177) также указано на срок устранения выявленных нарушений с 06.12.2018 по 06.03.2019.
Довод подателя жалобы о том, что допущенная в протоколе от 20.07.2020 № 134 опечатка исправлена комиссией неправомерно, подлежит отклонению, как юридически не обоснованный. Ссылка на положения статьи 7.1 Закона о недрах не принимается апелляционной коллегией, поскольку в указанной статье идет речь об исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, сделал правильный вывод о наличии у министерства оснований для вынесения приказа от 20.07.2020 № 682 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензиям серии НВГ № 53415 вид ТП, серии НВГ № 53417 вид ТП.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о нарушении норм права.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 мая 2021 года по делу № А44-1090/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПГСОНЕГОСНАБ» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Е.Н. Болдырева А.Ю. Докшина |