ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-1556/19 от 15.07.2019 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 июля 2019 года

г. Вологда

Дело № А44-1556/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и               Болдыревой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Старт» ФИО1 по доверенности от 28.03.2019 № 6,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Старт»на решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 мая 2019 года по делу № А44-1556/2019 ,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Старт»                          (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 174210, Новгородская область, <...>; далее – ООО «Старт», общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлениемк Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля      Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173008 Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая                                  Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании недействительным предписания от 08.02.2019 № ЛК-96-19.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 06 мая 2019 года по делу № А44-1556/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что суд первой инстанции сделал неверный вывод о том, что надлежащим доказательством размера площади общего имущества может являться только технический паспорт, изготовленный специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 № 37 (далее - Инструкция № 37). Кроме того, ссылается на то, что изложенные комитетом в предписании требования фактически являются вмешательством в договорные отношения общества и собственником многоквартирного дома. Отмечает, что общество правомерно при выставлении платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, учитывает площадь технического подполья (подвал), поскольку дом имеет подвал с проведенным в нем электроосвещением.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -                 АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением собственника                       от 04.12.2019 № ЖИ-11453-В (том 1, листы 141-144), проживающего в многоквартирном жилом доме № 4 по ул. Новгородской г. Чудово Новгородской области (далее – МКД), управлением на основании приказа                   от 29.01.2019 № ЛК-96-19 в рамках лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка деятельности  общества, по результатам которой составлен акт от 08.02.2019 № ЛК-96-19.

В этом акте комитетом отражено, что общество осуществляет управление  МКД в соответствии с договором управления многоквартирным домом                       от 01.05.2015 № 20 и на основании лицензии от 09.04.2015 № 053-000001.

В ходе проверки комитетом выявлены допущенные обществом нарушения части 9.2 статьи 156, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 24, 27, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила              № 491), подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила                     № 416), выразившиеся в использовании при расчете платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества МКД, площади подвала, которая не подтверждена техническим паспортом на указанный дом (том 1, листы 135-138).

В связи с выявленным нарушением комитетом обществу выдано предписание от 08.03.2019  № ЛК-96-19 о произведении в срок до 04.03.2019 перерасчета платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества МКД за июнь-декабрь 2017 года, январь-июнь 2018 года, июль-декабрь 2018 года, исходя из площади, подтвержденной техническим паспортом. Предписано также производить начисление платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества МКД, в соответствии с требованиями пункта 29 Правил № 491, исходя из площади мест общего пользования, отраженной в техническом паспорте МКД (том 1,                     лист 134).

Не согласившись с этим предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Согласно части 2 статьи 154 упомянутого Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2017) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в частности, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании части 9.2 указанной статьи размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируют Правила № 491, пунктом 28 которых также предусмотрено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Согласно пункту 29 Правил № 491 расходы на содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354)), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 01.01.2017 в указанные расходы включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил № 354).

В рассматриваемом случае в ходе проверки комитет установил, что в техническом паспорте на МКД площадь мест общего пользования отражена в размере 511, 99 кв.м, при этом сведений о площади подвала и чердака, технического помещения в нем не содержится.

Вместе с тем, обществом  при исчислении платы за электроэнергию мест общего пользования неправомерно учтена площадь в размере 893,94 кв.м, а в последующем с учетом справки ООО «Центр геодезических работ» -                            1 756,15 кв. м, поскольку данная площадь не подтверждена технической документацией на дом.

Комитет отметил, что при расчете указанной платы необходимо применить площадь 511,99 кв. в соответствии с данными технического паспорта на дом, имеющегося в спорный период.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, а также заявленные обществом доводы, суд первой инстанции правомерно отметил следующее.

Согласно пункту 24 Правил № 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

При этом техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, в частности, документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.

В силу пункта 3 Правил № 354 разъяснения по применению данных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Министерство регионального развития Российской Федерации в соответствии с указанной нормой в письме от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами № 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

Пунктом 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, в состав технической документации, подлежащей длительному хранению, включены паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.

Так, из положений статей 17, 23, 33 Федерального закона от 21.07.1997    № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о государственной регистрации), частей 2 и 4 статьи 14, части 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) следует, что документом, содержащим уникальные характеристики объекта недвижимости и иные предусмотренные указанными законами сведения об объекте недвижимости, является кадастровый паспорт (выданный ранее в установленном порядке технический паспорт) этого объекта.

Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2006 № 244 утверждена форма технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядок его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, из которых следует, что указанный документ содержит сведения, в том числе о площади всех помещений жилого дома.

Пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и ЖК РФ.

Как следует из части 8 статьи 47 Закона о кадастре, с 01.01.2013 на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.

Вместе с тем частью 5 статьи 19 ЖК РФ установлено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

В соответствии с частью 4 статьи 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, при проведении технической инвентаризации и определении общей площади жилого здания следует руководствоваться положениями, установленными жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе ЖК РФ.

Как верно отметил в своем решении суд, процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией № 37.

Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте (приложение 12 к названной Инструкции), составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией № 37.

В соответствии с приложением № 12 к Инструкции № 37 технический паспорт здания (раздел «Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели») включает в себя показатель «уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования».

Исходя из вышеприведенных положений сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией № 37.

Общество в обоснование своей позиции о наличии технического подвального помещения, последовательно ссылается на справку ООО «Центр геодезических работ»; технический паспорт, оформленный 14.03.2019 индивидуальным предпринимателем ФИО2, а также акты готовности МКД к отопительному периоду.

Вместе с тем представленная обществом справка ООО «Центр геодезических работ», согласно которой на основании договора от 24.04.2017 № 17, заключенного с обществом, произведено обследование подвала, площадь которого согласно данной справки составила 1 244,16 кв. м, правомерно не признана судом документом, подтверждающим обоснованность включения  указанной площади подвала в расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды по спорному дому, поскольку не соответствует Инструкции № 37 и не является  документом, содержащим техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям.

Кроме того, постановлением Правительства Новгородской области                      от 20.07.2015 № 300 (в редакции постановления правительства Новгородской области от 30.05.2017 № 190, далее - Постановление № 300) установлен норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имуществ на спорный дом с учетом общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая определялась как указанная в технических паспортах на многоквартирные дома суммарная площадь помещений, предусмотренных пунктами 1, 2 части 1                               статьи 36 ЖК РФ, в которых имеется оборудование и (или) устройства, потребляющие электрическую энергию.

Общество при расчете размера расходов на оплату электроэнергии на содержание общего имущества МКД за период с июня 2017 года по декабрь 2018 года применяло норматив, утвержденный Постановлением № 300.

Комитетом при проверке выявлено и не оспаривается  обществом, что в платежных документах на оплату за жилищно-коммунальной услуги по спорному МКД начисление платы за электроэнергию, использованную при содержании общего имущества произведено с июня 2017 года, исходя из установленного Постановлением № 300 норматива потребления на общедомовые нужды и из площади мест общего пользования 1 893,94 кв. м, в том числе: 511,99 кв.м. – площадь лестниц, коридоров и мест общего пользования (уборочная площадь), 1 382,04 кв.м. – площадь подвала, с 01.02.2018, исходя из площади мест общего пользования 1 756,15 кв. м, в том числе: 511,99 кв.м – площадь лестниц, коридоров и мест общего пользования (уборочная площадь), 1 244,16 кв.м. – площадь подвала.

В феврале 2018 года общество произвело перерасчет платы за электроэнергию, использованную при содержании общего имущества с июня 2017 года на основании справки ООО «Центр геодезических работ» исходя из площади подвала 1 244,16 кв. м.

Однако согласно техническому паспорту МКД 1976 года, представленному комитету в ходе проверки, площадь мест общего пользования составляла в спорный период 511,99 кв. м, указание на площадь подвала отсутствовало (том 1, листы 16-19).

Следовательно, как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, примененная обществом при расчете платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, площадь общего имущества в МКД с июня 2017 года по декабрь 2018 года,  не соответствовала данным технического паспорта на этот дом. У общества отсутствовали правовые основания для перерасчета платы за период с июня 2017 года по декабрь 2018 года с учетом площади подвала по данным справки ООО «Центр геодезических работ».

Из технического паспорта, оформленный 14.03.2019 индивидуальным предпринимателем ФИО2, следует, что уборочная площадь лестничных площадок, лестничных маршей (уборочная площадь) составила 511,99 кв. м. В этом паспорте содержатся сведения о наличии в МКД подвала (технического подполья) площадью 1 254,16 кв. м.

Вместе с тем, предъявленный обществом технический паспорт по состоянию на 14.03.2019 оформленный названным предпринимателем изготовлен после принятия оспариваемого предписания, составлен за рамками проверенного периода, что исключает использование его данных на периоды, предшествующие их составлению.

Представленные обществом заключение ООО «Архитектор Борисов»                  от 27.03.2019 (том 2,  лист 17) и фотоматериалы (том 2, листы  112-115) также не могут являться доказательством наличия в подвале спорного МКД оборудования, потребляющего электрическую энергию, поскольку они не подтверждают нахождение указанного оборудования в спорный период.

Доказательств обратного обществом не представлено.

Довод общества о невозможности содержания инженерного оборудования и общедомовых приборов учета, а также проведение текущего ремонта без потребления электроэнергии в подвальном помещении, также являлся предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонен.

Сам по себе факт расположения в подвальном помещении инженерного оборудования и проведение обществом работ по содержанию и текущему ремонту объектов данного МКД, входящих в обязанности общества как управляющей компании, не свидетельствует о необходимости включения площади подвала в общую площадь дома для исчисления размера платы за потребление электроэнергии. В представленной обществом технической документации, а именно актах проверок готовности МКД к отопительным периодам (том 2 листы 29-32) сведения о площади подвала также отсутствуют.

Процессуальных нарушений при выдаче обжалованного предписания судом не установлено, предписание выдано в пределах предусмотренных законом полномочий Комитета.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 06 мая 2019 года по делу № А44-1556/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Старт»– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева