ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
09 июля 2019 года
г. Вологда
Дело № А44-2227/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 июля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмцовым А.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СЭИС-2» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 апреля 2019 года по делу № А44-2227/2019,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СЭИС-2» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 174406, <...>; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173008, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее – комитет) о признании недействительным предписания от 12.02.2019 № ЛК-286-19.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с данным решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, взыскать с комитета судебные расходы в размере 3000 руб. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Считает, что, поскольку расходы по диагностированию внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) на момент заключения договора управления по спорным домам в плату по содержанию имущества названых домов не входили, на общих собраниях собственников помещений данных многоквартирных домов приняты соответствующие решения от 17.07.2018 и от 24.05.2018 о заключении обществом договора на проведение работ по диагностированию ВДГО, следовательно, по мнению общества, оно имело законные основания включить плату за диагностирование ВДГО в платежные документы для внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, предоставление коммунальных услуг по спорным многоквартирным домам. Полагает, что комитет превысил полномочия при вынесении оспариваемого предписания, так как фактически признал сделку общества и собственников недействительной. Указывает на то, что предписание комитета фактически освобождает собственников от бремени содержания общего имущества, перекладывая бремя несения расходов по его содержанию на управляющую организацию, что приводит к ее необоснованным убыткам.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил оставить данную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции – без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора управления от 01.01.2018 является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: <...>, на основании договора управления от 01.12.2017 № 40/17 – управляющей организацией в отношении многоквартирного дома по адресу: <...>.
На основании приказа от 11.02.2019 № ЛК-286-19 комитетом проведена внеплановая документарная проверка по рассмотрению обращений собственников квартир в многоквартирных домах по указанным адресам о нарушении обществом порядка расчета и внесения платы по содержанию и обслуживанию общего имущества в этих многоквартирных домах.
В ходе проверки комитетом выявлены нарушения части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункта «а» пункта 28, пунктов 29, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), а также подпункта «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416).
По результатам проверки комитетом составлен акт от 12.02.2019 № ЛК-286-19 и обществу выдано предписание от 12.02.2019 № ЛК-286-19.
В соответствии с названным предписанием обществу надлежит в срок до 13.04.2019 исключить дополнительную плату за диагностику ВДГО из платежных документов собственников помещений спорных многоквартирных домов и в тот же срок произвести перерасчет размера указанной платы по названным многоквартирным домам.
Не согласившись с предписанием комитета, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 2 статьи 196 указанного Кодекса должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.
Комитет является уполномоченным органом исполнительной власти Новгородской области, реализующим полномочия в сфере регионального государственного жилищного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществления лицензионного контроля (пункт 1.1 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 17.11.2016 № 406).
Как предусмотрено частью 1 статьи 196 ЖК РФ, к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 статьи 196 ЖК РФ.
Поскольку деятельность по управлению домом осуществляется за плату, порядок формирования которой установлено нормами ЖК РФ, осуществление контроля за порядком формирования такой платы, в силу подпункта «б» пункта 3 Положения, является предметом лицензионного контроля.
В обжалуемом решении суда установлено, что нарушений положений Закона № 294-ФЗ при оформлении результатов проверки не установлено, обжалуемое предписание выдано по итогам внеплановой проверки, проведенной комитетом в соответствии с названным Законом, в пределах предоставленных комитету законом полномочий.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует материалам дела.
По итогам проверки комитет установил, что общество дополнительно к плате за содержание и ремонт жилых помещений включило в платежные документы собственников помещений строку «Диагностика газового оборудования» и начисляло по данной строке в отношении дома по адресу: <...>, за период с сентября 2018 года по январь 2019 года 1 руб. 56 коп. с кв. м, а в отношении дома по адресу <...>, за период с июля 2018 года по январь 2019 года 1 руб. 63 коп. с кв. м.
В данных действиях, по мнению комитета, нарушают положения подпункта «а» пункта 28, пунктов 29, 31 Правил № 491, подпункта «ж» пункта 4 Правил № 416.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
На основании части 2 статьи 154 указанного Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно протоколу от 18.10.2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <...>, данным собранием принято решение об утверждении стоимости услуг общества по содержанию и текущему обслуживанию общего имущества в размере 17 руб. 15 коп. с кв. м. (всего стоимость управления, содержания и ремонта общего имущества утверждена в размере 22 руб. 28 коп. с кв. м и включает в том числе стоимость обслуживания ВДГО (сети) в размере 28 коп. с кв. м).
Впоследствии общим собранием собственников помещений указанного дома 17.07.2018 принято решение об утверждении платы за услуги по диагностике газовых сетей дома в размере 1 руб. 56 коп. с кв. м. в течение 10 месяцев, о наделении управляющей организации полномочиями на заключение соответствующего договора.
В соответствии с протоколом от 12.09.2017 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <...>, данным собранием принято решение об утверждении стоимости услуг общества по содержанию и текущему обслуживанию общего имущества в размере 17 руб. 15 коп. с кв.м. (всего стоимость управления, содержания и ремонта общего имущества утверждена в размере 22 руб. 21 коп. с кв.м и включает в том числе стоимость обслуживания ВДГО (сети) в размере 21 коп. с кв.м).
В дальнейшем общим собрании собственников от 24.05.2018 принято решение об утверждении платы по договору управления в размере 21 руб. 18 коп. с кв. м (в том числе содержание и текущий ремонт общего имущества, управление, ВДГО, АДС). Этим же собранием собственников принято решение об утверждении платы за услуги по диагностике газовых сетей дома в размере1 руб. 63 коп. с кв. м. в течение 10 месяцев, о наделении управляющей организации полномочиями на заключение соответствующего договора.
Отсутствие в договорах управления названными выше многоквартирными домами конкретного указания на принятие обществом на себя обязательства по проведению работ по техническому диагностированию ВДГО, а также принятие собраниями собственников помещений данных домов решений относительно платы за услуги по диагностике ВДГО само по себе не свидетельствует об обоснованности взимания платы за диагностирование ВДГО сверх платы за содержание общего имущества многоквартирного дома.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила № 491, подпунктом «а» пункта 28 которых установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно пункту 5 названных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (подпункты «а», «д» пункта 10 Правил № 491).
Пунктом 29 данных Правил установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (пункт 31 Правил № 491).
В силу пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
В связи с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее – Правила № 410).
Пунктом 4 данных Правил предусмотрено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденным приказом Госстроя России от 03.05.2000 № 101 (далее – Положение № 101), определено, что предусматриваются следующие виды диагностики внутренних газопроводов:
первичная - диагностика, проводящаяся по истечении нормативного срока службы системы;
повторная - диагностика, проводящаяся по истечении срока (по остаточному ресурсу), установленного по результатам первичной или предыдущей повторной диагностики;
внеочередная - диагностика, проводящаяся при возникновении значительных дефектов или неисправностей (или признаков появления этих неисправностей), создающих угрозу для дальнейшей эксплуатации системы, проводящаяся по требованию контролирующих либо по просьбе обслуживающих и эксплуатирующих организаций или владельца (пункт 3.3 Положения № 101).
Пунктом 8 Правил № 410 предусмотрено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору: в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом).
Согласно пункту 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 № 239, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входят следующие виды работ: техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение: а) технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления; в) технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Кроме того, пунктом 21 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, также установлена обязанность организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, по выполнению работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме.
Таким образом, на основании приведенных норм права суд первой инстанции пришел к верному выводу, что общество как управляющая организация обязано создавать условия для безопасного газоснабжения, исполнение данной обязанности возможно путем проведения текущего обслуживания ВДГО и его содержания, реализуемого посредством соответствующих договоров со специализированными организациями.
С учетом того, что данная обязанность вытекает из положений законодательства, исполнение которых возлагается на управляющие организации, которые обязаны учитывать указанное при утверждении тарифа на содержание жилых помещений, общество независимо от наличия конкретизации данных работ в договоре управления обязано исполнять содержание ВДГО, обеспечивая такое содержание за счет средств в составе платы собственников помещений в многоквартирном доме за содержание жилых помещений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно посчитал, что установление и взимание дополнительного платежа сверх установленного тарифа на содержание общего имущества многоквартирного дома неправомерно.
Ссылка общества на решения общих собраний спорных домов о заключении обществом договоров на проведение работ по диагностированию ВДГО и утверждении платы за соответствующие услуги правомерно отклонена судом первой инстанции.
В соответствии с приведенными выше императивными нормами законодательства общество обязано исполнять работы по содержанию ВДГО в том числе его диагностированию за счет платы за содержание общего имущества многоквартирного дома по утвержденному на общем собрании тарифу, а само по себе наличие такого решения не может изменить приведенные выше положения законодательства.
Указанный правоприменительный подход направлен на защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, исключение возможности управляющей (обслуживающей) организации необоснованного изменения платы за содержание жилых помещений.
В рассматриваемом случае стоимость услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в отношении спорных жилых домов утверждена общими собраниями собственников помещений в данных домах 18.10.2017 и 24.05.2018.
Следовательно, общество не имело право взимать дополнительную плату на содержание общего имущества до утверждения в установленном законом порядке новых тарифов.
При этом из буквального содержания протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 17.07.2018 и от 24.05.2018, на которые ссылается общество, не следует, что утвержденная данными протоколами плата за услуги по диагностике газовых сетей начисляется сверх утвержденной платы по договорам управления, заключенным с обществом.
Кроме того, содержание платежного документа, предъявляемого собственнику помещений в доме, регламентировано пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Данными актами не предусмотрено включение в платежный документ дополнительных платежей, не предусмотренных указанными выше Правилами и установленной формой.
Довод общества о соответствии взимания дополнительной платы за диагностику ВДГО условиям договоров управления (пункты 4.13 договоров от 01.01.2018 и от 01.12.2017) также не подтверждает обоснованность позиции заявителя.
Управляющие организации в рассматриваемых правоотношениях выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера платы за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме, независимо от их на то желания.
Между тем расходы по диагностированию ВДГО к таким расходам не относятся, поскольку необходимость несения данных расходов для управляющей организации предусмотрена и определена законодательно.
В рассматриваемом случае общество как профессиональный участник рынка оказания услуг по управлению многоквартирным домом обязано было определить объем работ по содержанию общего имущества дома, в том числе ВДГО, учесть соответствующие затраты на выполнение таких работ при утверждении тарифа, поскольку положениями части 7 статьи 156 ЖК РФ обществу гарантировано право учета общим собранием собственников помещений предложений общества как управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, который устанавливается на срок не менее чем один год.
На основании изложенного общество неправомерно включило в платежные документы за период с сентября 2018 года по январь 2019 года плату за диагностирование ВДГО по многоквартирному дому по адресу: <...>, и за период с июля 2018 года по январь 2019 года по дому по адресу: <...>.
Вопреки позиции общества, избранный комитетом способ восстановления нарушенных прав собственников помещений указанных выше многоквартирных домов (исключение дополнительной платы за диагностику ВДГО из платежных документов и перерасчет (возврат) размера указанной платы) соответствует характеру и последствиям нарушения их прав, а также обеспечивает реальное устранение последствий незаконных действий общества.
Таким образом, оспариваемое предписание комитета является правомерным и не нарушает законные интересы общества.
Обжалуемое решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем несогласие общества с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, согласно статьям 104, 110 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ обществу из федерального бюджета подлежит возврату только излишне уплаченная по платежному поручению от 20.05.2019 № 187 государственная пошлина в сумме 1 500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 апреля 2019 года по делу № А44-2227/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СЭИС-2» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания СЭИС-2» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 174406, <...>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 20.05.2019 № 187.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
ПредседательствующийЕ.Н. Болдырева
Судьи А.Ю. Докшина
Н.В. Мурахина