ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-2772/2021 от 23.09.2021 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 сентября 2021 года

г. Вологда

Дело № А44-2772/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и                          Селивановой Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,

при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Строи С.Г. по доверенности от 30.12.2020 № ДОВ2-34,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 июля 2021 года по делу                    № А44-2772/2021,

у с т а н о в и л:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу                            (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 197198, Санкт-Петербург, улица Маркина, дом 16Б, литера А; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Валдайская косметика»                                     (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 174361, Новгородская область, Окуловский район, рабочий <...>; далее - общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –               КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29 июля                 2021 года по делу № А44-2772/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на наличие всех необходимых и достаточных оснований для привлечения общества к административной ответственности.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со                      статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, управлением 17.02.2021 проведен осмотр принадлежащих обществу помещений, территорий и находящихся там вещей.

В ходе проведения осмотра установлено, что согласно сведениям из Единой государственной автоматизированной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), а именно отчета об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру по состоянию на 17.02.2021 на остатках общества зафиксировано 112 022 007 штук спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметическая, бытовая химия), а так же 181 518 380 дал этилового спирта, однако фактически готовая продукция, а так же этиловый спирт на остатках отсутствует.

По данному факту в отношении 18.02.2021 общества возбуждено дело об административном правонарушении № 0201/180221/00442 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

В рамках административного расследования по статье 14.19 КоАП РФ управлением 18.02.2021 вынесены определения об истребовании копий документов, подтверждающих закупку обществом спирта этилового, в том числе денатурированного за период 2020-2021 годы; информации об организациях перевозчиках этилового спирта, в том числе денатурированного для общества за 2021 год; сведений о собственном транспорте, которым осуществляется перевозка спирта этилового от железнодорожной цистерны до спиртохранилища общества; сопроводительных документов на перевозку спирта этилового, в том числе денатурированного, от железнодорожной станции до спиртохранилища общества (том 1, листы 36-37).

В ходе проведения анализа представленных обществом документов административным органом установлено, что общество получает закупленный этиловый спирт, в том числе железнодорожным транспортом, на железнодорожную станцию Угловка. Адрес поставки в накладных значится: Новгородская область, Окуловский район, рабочий <...>. При этом деятельность по производству парфюмерных и косметических средств с использованием спирта этилового (денатурированного) общество осуществляет только по адресу:                    Новгородская область, Окуловский район, Угловское сельское поседение,                   <...>.

Обществом не представлены документы, подтверждающие легальность перевозки спирта этилового, в том числе денатурированного, от железнодорожной станции Угловка до спиртохранилища общества по месту осуществления деятельности (Новгородская область, Окуловский район, Угловское городское поселение, <...>).

По факту указанного нарушения уполномоченным должностным лицом управления 29.04.2021 в отношении общества составлен протокол                              № 0201/290421/01731 об административном правонарушении, которым действия общества по перевозке этилового спирта без товарно-сопроводительных документов квалифицированы по части 2                          статьи 14.16 КоАП РФ.

Считая факт совершения административного правонарушения установленным, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения.

Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).

На основании пункта 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В силу статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Закона.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, к которым отнесена товарно-транспортная накладная.

Пунктом 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Согласно абзацам второму, третьему, четвертому пункта 3 статьи 9 Закона № 171-ФЗ пункта 3 статьи 9 Закона № 171-ФЗ перевозки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются организацией, которая имеет лицензии на перевозки соответственно этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (перевозчик), на основании договора перевозки, заключенного между перевозчиком и покупателем указанной продукции.

При этом договор поставки, заключенный между поставщиком-продавцом и покупателем указанной продукции, должен предусматривать переход права собственности на указанную продукцию к покупателю с момента ее сдачи перевозчику.

Перевозки автомобильным транспортом этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в объеме, превышающем                  200 декалитров в год, должны осуществляться транспортными средствами организаций, оборудованными опломбированными данной организацией емкостями (цистернами) и (или) снаряженными прицепом (полуприцепом) с такими емкостями (цистернами) и находящимися в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении таких организаций, и только при условии оснащения этих транспортных средств оборудованием для учета объема перевозок этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, опломбированными федеральным органом по контролю и надзору, которые обеспечивают передачу данных о перемещении этих транспортных средств по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в единую государственную автоматизированную информационную систему (специальные технические средства регистрации).

Согласно пункту 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.

В силу пункта 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.

Из материалов дела следует, что в 2020-2021 годах общество как покупатель на основании договоров поставки закупало спорный этиловый спирт, в том числе денатурированный, у своих контрагентов-поставщиков.

Условиями договоров предусмотрено, что право собственности на товар, риск его случайной гибели, утраты или повреждения переходит к покупателю с момента передачи его поставщиком представителю покупателя или перевозчику для доставки покупателю.

Местом нахождения общества является <...> Окуловского района Новгородской области, куда доставлялся спирт железнодорожным транспортом в цистернах поставщика (станция Угловка) при наличии предусмотренных Законом № 171-ФЗ товаросопроводительных документов, подтверждающих его легальность, что не оспаривается управлением.

Как установлено судом первой инстанции на основании пояснений руководителя общества, на железнодорожной станции Угловка спирт из цистерн поставщика перекачивался в собственный транспорт (автоцистерны) и доставлялся до места производства (3 км) в д. Березовка Окуловского района, что не оспаривалось управлением (том 1, листы 38-40).

Вместе с тем, как правомерно указано судом первой инстанции, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что общество осуществляло оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

В рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение требований статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ, выразившееся в перевозке этилового, в том числе денатурированного спирта автомобильным транспортом с железнодорожной станции до адреса места осуществления обществом деятельности в отсутствие товарно-сопроводительных документов.

Фактически управление вменило обществу перемещение спирта между указанными адресами без предоставления внутренних товарно-транспортных накладных, а не осуществление оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

При этом предоставление указанных накладных в подтверждение легальности оборота этилового спирта Законом № 171-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации                от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» товарно-транспортная накладная                      (форма № 1-Т) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

1) товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;

2) транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

В данном случае оформление товарно-транспортной накладной при внутреннем перемещении товара силами покупателя не обоснована.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что в данном конкретном случае административный орган не представил безусловных доказательств совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, и пришел к выводу об отсутствии события вменяемого административного правонарушения.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, что влечет признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 июля 2021 года по делу № А44-2772/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Ю.В. Селиванова