ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
15 февраля 2022 года | г. Вологда | Дело № А44-4547/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года .
В полном объёме постановление изготовлено февраля 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А., Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области ФИО1, по доверенности от 19.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 декабря 2021 года по делу № А44-4547/2021,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Стратилатовская, дом 19; далее – УФССП, управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (далее – Инспекция; её процессуальный правопреемник - Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, улица Октябрьская, дом 17, корпус 1; далее – управление ФНС) о признании незаконным решения Инспекции от 28.04.2021 № 3668, которым заявитель привлечен к штрафу по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 250 руб. за непредставление в установленный требованием от 20.01.2020 № 15-14-156 срок документов по отношениям с сельскохозяйственным потребительским снабженческо-сбытовым кооперативом «МОЛКОМ».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 410040, <...> Октября, здание 108/6; далее – МИ № 23).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 10 декабря 2021 года заявление удовлетворено.
Управление ФНС с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в виду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, полагает, что в действиях управления имеется событие налогового нарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
УФССП в отзыве на апелляционную жалобу просилj оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
УФССП, третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решение суда первой инстанции проверяется в порядке статей 266-269 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, МИ № 23 по решению от 26.09.2019 проводила выездную налоговую проверку СПССК «МОЛКОМ», в ходе которой выявила, что 05.04.2018 через Управление Федерального казначейства по Новгородской области от ОСП Великого Новгорода № 2 УФССП на расчетный счет данного налогоплательщика поступила сумма 1 432 882 руб. с назначением платежа «Перечисление средств в погашение долга взыскателю: ФИО2 173 000 Россия, Великий Новгород, ул. Псковская, д. 15, кв. 121, исполнительный лист № 2-5666/2017».
МИ № 23 направила в адрес Инспекции № 9 по Новгородской области поручение от 17.01.2020 об истребовании от УФССП первичных документов по договорным отношениям УФССП с контрагентом - СПССК «МОЛКОМ» (ИНН <***>) (л.д. 16).
Инспекция № 9, в свою очередь, направила в адрес УФССП требование от 20.01.2020 № 15-14-156 (л.д. 18) о представлении документов (информации), согласно которому в установленный срок УФССП должно было представить в налоговый орган следующие документы за 2016 – 2018 годы:
- договоры (контракт, соглашение) и дополнения к ним;
- товарные накладные;
- счета-фактуры;
- товарно-транспортные накладные;
- акты выполненных работ;
- справки о стоимости выполненных работ;
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 60, 62.1;
- акты сверок взаиморасчетов;
- иные имеющиеся документы по отношениям с СПССК «МОЛКОМ»;
- журнал полученных и выставленных счетов-фактур по данному контрагенту;
- информацию о том, чьими силами производилась транспортировка товара, погрузка, разгрузка с указанием ФИО лиц, участвующих в данных процессах и с указанием пунктов отгрузки и пунктов доставки товаров;
- сведения о применяемом режиме налогообложения (л.д. 18-19).
Данное требование получено УФССП 19.02.2020, срок представления документов по требованию истек 27.02.2020, в установленный срок УФССП запрошенные документы в налоговый орган не представило, не сообщило, что таковые у него отсутствуют.
Инспекция № 9 составила акт от 04.03.2021 об обнаружении факта правонарушения (л.д. 56), приняла решение от 28.04.2021 № 3668, которым УФССП привлечено к штрафу по пункту 2 статьи 126 НК РФ в размере 1 250 руб. за непредставление в установленный требованием от 20.01.2020 № 15-14-156 срок документов по отношениям с СПССК «МОЛКОМ» (ИНН <***>) (л.д. 13); апелляционная жалоба на решение Инспекции от 12.11.2014 Управлением Федеральной налоговой службы по Новгородской области в решении от 28.04.2021 № 3668 оставлена без удовлетворения.
УФССП не согласилось с решением Инспекции от 28.04.2021 № 3668 о привлечении его к налоговой ответственности, обжаловало его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 10 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 НК РФ (пункт 4 статьи 93.1 НК РФ).
Из содержания статьи 93.1 НК РФ следует, что перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать у участников сделки, является открытым.
В силу пункта 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Согласно пункту 6 статьи 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 126 НК РФ.
В пункте 1 статьи 101.4 НК РФ установлено, что при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 101.4 НК РФ по истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 настоящей статьи: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 8 статьи 101.4 НК РФ).
В силу пункта 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации в размере десяти тысяч рублей.
Из приведенной статьи НК РФ усматривается, что событие вмененного УФССП налогового правонарушения образуют действия по отказу в предоставлении или бездействие по представлению по требованию налогового органа документов, предусмотренных НК РФ со сведениями о налогоплательщике, которые у УФССП имеются.
Согласно требованию от 20.01.2020 № 15-14-156 (л.д. 18) УФССП обязано было направить в налоговый орган следующие документы (информацию) за 2016 – 2018 годы:
- договоры (контракт, соглашение) и дополнения к ним;
- товарные накладные;
- счета-фактуры;
- товарно-транспортные накладные;
- акты выполненных работ;
- справки о стоимости выполненных работ;
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам 60, 62.1;
- акты сверок взаиморасчетов;
- иные имеющиеся документы по отношениям с СПССК «МОЛКОМ»;
- журнал полученных и выставленных счетов-фактур по данному контрагенту;
- информацию о том, чьими силами производилась транспортировка товара, погрузка, разгрузка с указанием ФИО лиц, участвующих в данных процессах и с указанием пунктов отгрузки и пунктов доставки товаров;
- сведения о применяемом режиме налогообложения (л.д. 18-19).
Из анализа содержания требования усматривается, что у управления запрошены документы по хозяйственно-финансовым отношениям УФССП с СПССК «МОЛКОМ».
Наличие таких отношений и документов не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Доводы инспекции о запросе иных документов по взаимоотношениям с СПССК «МОЛКОМ», наличие у управления документов исполнительного производства, представленных в ходе судебного разбирательства, подлежат отклонению.
В силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В рассматриваемом случае ни в акте от 04.03.2021 № 3668, ни в оспариваемом решении не установлено, какие конкретно имеющиеся у управления документы к установленному сроку не были представлены.
Из материалов дела усматривается, что исполнительное производство № 7340/18/53026 окончено управлением в 2018 году в отношении юридического лица с наименованием СПССК «Молочный дом». При этом документы исполнительного производства в отношении СПССК «Молочный дом» в требовании не указаны, следовательно, инспекцией не запрашивались.
Таким образом, управление ФНС не представило доказательств законности и обоснованности решения, которым инспекция вменила УФССП состав правонарушения по пункту 2 статьи 126 НК РФ.
Доводы о нарушении УФССП положений пункта 5 статьи 93.1 НК РФ непредставлением информации об отсутствии у него испрошенных документов судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку непредставление информации не образует событие правонарушения по пункту 2 статьи 126 НК РФ. Неисполнение этой обязанности охватывается диспозицией части 1 статьи 129 НК РФ.
Исходя из изложенного, решение инспекции от 28.04.2021 № 3668, которым УФССП привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный требованием от 20.01.2020 № 15-14-156 срок документов по отношениям с СПССК «МОЛКОМ» правомерно признано незаконным и нарушающим права заявителя.
Доводы подателя апелляционной жалобы об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 10 декабря 2021 года по делу № А44-4547/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Селиванова |
Судьи | Е.А. Алимова Е.Н. Болдырева |