ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-5036/2021 от 02.03.2022 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 марта 2022 года

г. Вологда

Дело № А44-5036/2021

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено марта 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ритуальные услуги» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 декабря 2021 года по делу № А44-5036/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Ритуальные услуги» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 174406, Новгородская область, <...>; далее – общество, ООО «Ритуальные услуги») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Боровичского муниципального района Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 174411, <...>; далее – администрация) о признании незаконным выраженного в ответе на обращение от 28.05.2021                 № М20-1855-И решения об отказе в согласовании и выдаче заявителю разрешения на установку информационного знака (указателя) на земельном участке с кадастровым номером 53:22:0020914:23 площадью 3 кв. м, расположенном по ул. Московской в г. Боровичи Новгородской области, с разрешенным видом использования – для размещения указателя с наименованием предприятия (далее – информационный знак).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 02 декабря 2021 года по делу № А44-5036/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Ритуальные услуги» с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Новгородской области от 01.04.2021 по делу № А44-6668/2020 признан незаконным отказ администрации в согласовании и выдаче обществу разрешения на установку информационного знака, выраженный в письме от 11.09.2020 № 4408/01-16; суд обязал администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения в соответствии с действующим законодательством заявления общества от 30.06.2020.

К заявлению от 30.06.2020 общество  со ссылкой на ГОСТ Р 52044-2003 приложило шесть вариантов эскизов информационного знака (указателя на знаки информирования на объектах притяжения), которым допускается размещение логотипов и торговых марок указываемого объекта, а также логотипов и торговых марок фирм, продукция которых представлена в указываемом объекте или осуществляется ее сервисное обслуживание.

Фактически испрашиваемый информационный знак представляет собой двусторонний информационный знак на одной стойке.

По результатам повторного рассмотрения заявления общества                             от 30.06.2020 администрацией принято выраженное в ответе на обращение от 28.05.2021 № М20-1855-И решение об отказе в согласовании и выдаче обществу разрешения на установку информационного знака.

Отказывая в согласовании и выдаче разрешения на установку информационного знака, администрация сослалась на следующее:

- такой вид размещения средства наружной информации, как информационный знак (указатель), в нормативно-правовых актах Боровичского муниципального района не предусмотрен;

- земельный участок с кадастровым номером 53:22:0020914:23, на котором предполагается разместить информационную вывеску, находится на удаленном расстоянии от автомобильной дороги, и расположение на нем информационной вывески не имеет отношения к эксплуатации автомобильной дороги и не связано с безопасностью дорожного движения, что установлено вступившим в силу решением Арбитражного суда Новгородской области от 10.07.2020 по делу № А44-1868/2020; соответственно, установка информационного знака на данном земельном участке не может регулироваться ГОСТ Р 52044-2003.

Общество, не согласившись с этим отказом администрации, оспорило его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.

В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закона № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.

На территории города Боровичи действует утвержденный постановлением администрации  от 18.02.2021 № 357 Порядок размещения, согласования и эксплуатации средств наружной информации на территории города Боровичи, не содержащих сведений рекламного характера (далее – Порядок № 357).

Исходя из положений пунктов 1.1, 1.2, 1.3 этого Порядка он  разработан с целью упорядочения и осуществления контроля за размещением, согласованием и эксплуатацией средств наружной информации на территории города Боровичи и регламентирует процедуру оформления паспортов информационных вывесок, носит обязательный характер для всех юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории города Боровичи, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Порядком № 357 предусмотрено, что администрация в лице своих отделов осуществляет согласование размещения информационных конструкций с учетом особенностей, прописанных в пункте 1.4.2 Порядка № 357, согласование паспортов средств наружной информации на каждое такое средство (пункты 1.5, 3.1).

В пункте 3.4 Порядка № 357 определены основания принятия администрацией решения об отказе в согласовании паспорта средства наружной информации, а именно:

нарушение требований пункта 1.4 раздела 1, раздела 4 настоящего Порядка;

нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города: несоответствие размещаемых информационных конструкций архитектурным, градостроительным, художественным особенностям зданий строений, сооружений и других объектов городской застройки по масштабу, размерам, цвету, форме, конструкции, стилю, месту расположения; нарушение вследствие размещения информационных конструкций целостности восприятия панорамы местности, архитектурно-художественного облика территории (части территории) городской застройки с расположенными на ней объектами застройки, архитектурными стилевыми ансамблями, элементами ландшафта, озеленения и благоустройства;

нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;

непредставление заявителем документов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка;

отрицательное заключение;

содержание заявления не содержит информацию, указанную в приложении 2 к настоящему Порядку;

нарушение Правил благоустройства территории города Боровичи утвержденных решением Совета депутатов города Боровичи от 27.11.2018 № 201 (далее – Правила благоустройства).

В разделе 2 Порядка № 357 определено, что под средством наружной информации понимается информационное средство, не содержащее информацию рекламного характера, целью которого является информирование населения о профиле предприятия, организации или об индивидуальном предпринимателе, о фирменном наименовании (при его наличии), месте нахождения (юридическом адресе), а также режиме работы; оно не должно содержать рекламную информацию, не призвано формировать или поддерживать интерес к изготовителю (исполнителю, продавцу), товарам, идеям и услугам и способствовать реализации товаров и услуг.

Средства наружной информации могут располагаться на фасаде здания, строения, сооружения над входом или в пределах границ помещения, занимаемого предприятием, организацией или индивидуальным предпринимателем; паспорт средства наружной информации представляет собой документ, подтверждающий право размещения средства наружной информации.

Помимо того, в силу этого же раздела 2 Порядка № 357 под информационной конструкцией понимается   техническое средство стабильного территориального размещения информации, монтируемое и располагаемое на внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений и предназначенное для размещения средства наружной информации.

Пунктом 4.11 Порядка № 357 определено, что при проектировании размещения средств наружной информации должны учитываться требования раздела 20 Правил благоустройства «Размещение информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок».

В пункте 20.13 Правил благоустройства определен закрытый перечень видов средств размещения наружной информации, в том числе вывесок, к которым отнесены: 1) настенная конструкция; 2) декоративное панно; 3) консольная конструкция; 4) крышная конструкция; 5) витринная конструкция; 6) учрежденческая доска; 7) режимная табличка; 8) модульная конструкция; 9) информационное табло (стела) для АЗС; 10) выносные щитовые конструкции (штендеры).

В указанном пункте Правил благоустройства также раскрыты и понятия видов средств размещения наружной информации, из которых следует, что размещение наружной информации в виде информационного знака на земельном участке в отдалении от места нахождения здания хозяйствующего субъекта, кроме как при размещении стелы для автозаправочной станции и при установке выносных щитовых конструкций (штендеров), на территории города Боровичи не предусмотрено.

В связи с изложенным суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что оспариваемое обществом выраженное в ответе на обращение от 28.05.2021 № М20-1855-И решение администрации об отказе в согласовании и выдаче разрешения на установку информационного знака не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, поскольку право на размещение истребованной им информационной конструкции Порядком           № 357 и Правилами благоустройства  не предоставлено и не гарантировано.

При этом, как верно отметил суд, в связи с приведенными выше нормативными актами не имеет правового значения тот факт, что земельный участок площадью 3 кв. м, расположенный по улице Московской города Боровичи, имеет вид разрешенного использования «для размещения указателя с наименованием предприятия».

Выводы суда, изложенные в решении от 02.12.2021, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Оснований для его отмены не усматривается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 02 декабря 2021 года по делу № А44-5036/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ритуальные услуги» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

Е.Н. Болдырева

А.Ю. Докшина