ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-5257/19 от 12.11.2019 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 ноября 2019 года

г. Вологда

Дело № А44-5257/2019

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено ноября 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 августа 2019 года по делу № А44-5257/2019 (судья Максимова Л.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Бонитет»(ОГРН 7847310809 , ИНН 7802834395; адрес: 194156, Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 16, корпус 2, литер А, помещение 16 Н; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (адрес: 173002, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13А; ОГРН 5321000105 , ИНН 5321114249; далее – министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 19.03.2008 № 42 (с учетом уточнения требований, принятого судом).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 30 августа 2019 года по настоящему делу заявленные требования общества удовлетворены.

Ответчик с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании приказа Комитета лесного хозяйства Новгородской области (далее – комитет) от 19.03.2008 № 145 и заявления закрытого акционерного общества «Роса» (далее - ЗАО «Роса») о переоформлении договора аренды лесного фонда от 30.11.2004 № 23, заключенного между ФГУ «Любытинский лесхоз» и   ЗАО «Роса» сроком на 49 лет (зарегистрирован 27.12.2004, номер регистрации 53-01/07-05/2004-057) между комитетом (арендодателем) и  ЗАО «Роса» (арендатором) заключен договор от 19.03.2008 № 42 аренды лесного участка (далее – договор № 42), в соответствии с которым арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1686 га, местоположение: Новгородская область, Любытинский муниципальный район, Любытинское лесничество, Тиховское участковое лесничество, кварталы № 111, 114, 117, 120, 121, 124 (пункты 1, 2 договора № 42).  Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу пункта 5 раздела  II договора № 42 ежегодный объем заготовки древесины определен в размере 2700 кбм (т. 1, л. 17).

На основании решения комиссии Комитета лесного хозяйства  и лесной промышленности Новгородской области от 01.12.2014 ЗАО «Роса» выдано согласие на переуступку прав и обязанностей по договору № 42 (перенаем) обществу.

 Ввиду такого природного явления как ветровал 2010 года,  арендодателем (министерством) в 2012 году проведено лесопатологическое обследование места ветровала с элементами таксации, что явилось основанием внесения в Государственный лесной реестр (далее – ГЛР) сведений о назначении в арендуемом по договору  № 42 лесном участке сплошных санитарных рубок (ССР). В связи с указанным вместо ежегодного объема использования  лесов в размере 2700 кбм, объем заготовки по дополнительному соглашению к договору аренды от 21.12.2012 определен  в размере 7 552 кбм, из которых 4 585 кбм составляли санитарные рубки на месте ветровала, что в свою очередь повлекло соразмерное увеличение арендной платы.

Ввиду внесения в ГЛР сведений о назначении в арендуемом по договору  № 42 лесном участке сплошных санитарных рубок (ССР), а также  соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент Любытинского лесничества на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 01.01.2011 № 337, сторонами   21.12.2012 заключено соглашение о внесении изменений в договор № 42, зарегистрированное 12.03.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (т. 1, л. 43-49).

Согласно дополнительному соглашению от 21.12.2012 вместо ежегодного объема заготовки древесины в размере 2700 кбм (т. 1, л. 17), объем заготовки по дополнительному соглашению от 21.12.2012 определен для арендатора в 7 552 кбм, из которых 4 585 кбм составляли сплошные санитарные рубки на месте ветровала (приложение № 1 к дополнительному соглашению от 21.12.2012, т. 1, л. 50), что повлекло для арендатора соразмерное увеличение арендной платы по договору с учетом увеличения объемов древесины к заготовке. При этом срок действия установленного объема в дополнительном соглашении от 21.12.2012 сторонами не определен (т. 1, л. 43-50).

На основании постановления Правительства Новгородской области от 21.12.2017 № 466 Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области переименован в министерство.

Учитывая, что в соответствии с Правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, срок действия материалов лесопатологического обследования для назначения санитарно-оздоровительных мероприятий составляет не более 3 лет, учитывая также, что после ветровала 2010 года и проведения лесопатологического обследования ветровала с элементами таксации 2012 года прошло 7 лет, ветровал разобран, возможности у общества проводить санитарные рубки в объемах в 4 585 кбм, определенных дополнительным соглашением от 21.12.2012, не имелось уже с 2015 года ввиду фактического отсутствия лесных насаждений, поврежденных ветровалом (что подтверждается данными лесных деклараций общества), установив при этом, что в ГЛР с 01.01.2019 внесены изменения (выписки из ГЛР от 24.01.2019, т. 1, л. 15), от 15.07.2019 (т. 2, л. 12), согласно которым санитарные рубки в реестре на спорном лесном участке в назначениях отсутствуют, общество направило в адрес министерства претензию от 16.04.2019 с просьбой внести соответствующие изменения в договор № 42 (т. 1, л. 31). 

Поскольку указанная претензия оставлена министерством без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, правомерно руководствуясь следующим.

Порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности определен нормами статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

Согласно части 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В части 2 статьи 74.1 ЛК РФ предусмотрено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В данном случае, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, дополнительным соглашением от 21.12.2012  изменения в договор внесены в связи с внесением в ГЛР сведений о назначении в арендуемом по договору  № 42 лесном участке сплошных санитарных рубок ввиду внесения соответствующих изменений в Лесохозяйственный регламент Любытинского лесничества на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 01.01.2011 № 337, по результатам проведеннного министерством в 2012 году лесопатологического обследования спорного лесного участка (по причине ветровала) с элементами таксации.

В результате ежегодный объем заготовки древесины определен для арендатора в 7 552 кбм, тогда как до внесения указанных изменений  ежегодный объем заготовки древесины составлял 2700 кбм (т. 1, л. 17).

При этом из 7 552 кбм объем 4 585 кбм составлял на месте ветровала 2010 года сплошные санитарные рубки (ССР) (приложение № 1 к дополнительному соглашению от 21.12.2012, т. 1, л. 50), назначение которых имелось в сведениях ГЛР,  количественные и качественные характеристики спорного лесного участка в котором были определены на момент заключения дополнительного соглашения по результатам лесопатологического обследования спорного лесного участка  с элементами таксации в 2012 году.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в ГЛР с 01.01.2019 внесены изменения (т. 1, л. 15, т. 2, л. 12), согласно которым санитарные рубки в реестре на спорном лесном участке в назначениях отсутствуют.

Указанное также подтверждено по результатам двусторонней выверки сведений ГЛР по спорному лесному участку, по итогам которой сторонами 31.07.2019 подписан акт сверки на 01.01.2019 по данным ГЛР по договору № 42.

 С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу  о наличии оснований для внесения изменений в спорный договор аренды лесного участка в связи с изменениями по состоянию на 2019 год количественных и качественных характеристик спорного лесного участка, отраженных в  ГЛР.

Доводы, приведенные в жалобе о неправомерности указанных выводов суда первой инстанции со ссылкой на положения пункта 12 Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного приказом Минприроды России от 15.01.2019 № 10, и статью 69.1 ЛК РФ не принимаются апелляционной инстанцией, поскольку изменения в ГЛР внесены министерством, как лицом, обеспечивающим достоверность сведений указанного реестра, на основании представленных Любытинским лесничеством документов в соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496  «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение».

Факт внесения указанной информации подтверждается выпиской из ГЛР от 24.01.2019 № ПР-567-И (т.1, л. 79-135),  согласно которой санитарные рубки в реестре на спорном лесном участке в назначениях отсутствуют (двустороння выверка сторонами сведений реестра иного не установила, акт сверки на 01.01.2019).

Кроме того, в материалы дела представлена пояснительная записка директора ГОКУ «Любытинское лесничество», который пояснил, что на спорном лесном участке «ветровальники переведены в категорию молодняков естественного происхождения, в молодняках не может быть сплошных рубок».

Из представленных обществом лесных деклараций и свода объема также следует, что с 2015 года сплошные санитарные рубки отсутствуют, несмотря на то, что арендная плата уплачена обществом с учетом объема таких рубок. При этом новый проект освоения лесов, в котором также отсутствует объем санитарных рубок (поскольку таких рубок нет к назначению в ГЛР) прошел государственную экспертизу в министерстве, получил положительную оценку (т. 1, л. 76), заключение по результатам нового проекта освоения лесов без сплошных санитарных рубок утверждено приказом министерства от 28.09.2018 № 1318 (т. 1, л. 136-147).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 августа 2019 года по делу № А44-5257/2019оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

Н.В. Чередина

А.Н. Шадрина