ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-5958/2021 от 09.06.2022 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 июня 2022 года

г. Вологда

Дело № А44-5958/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и         Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз                         Санкт-Петербург» на решение Арбитражного суда Новгородской области                  от 18 января 2022 года по делу № А44-5958/2021,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз                 Санкт-Петербург» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 196128, Санкт-Петербург, Муниципальный округ Московская застава Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения, улица Варшавская, дом 3, корпус 2, литера Б; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области в лице Отдела надзорной деятельности по Старорусскому, Парфинскому, Волотовскому, Поддорскому и Холмскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, улица Прусская, дом 10/12; 175207, <...>; далее – отдел) о признании недействительным предписания от 16.07.2021 № 139/1/1.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 января                 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значении для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, нарушение норм материального и процессуального права.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается в материалах дела, на основании распоряжения от 24.05.2021 № 139 в период с 21.06.2021 по 16.07.2021 отделом проведена плановая выездная проверка исполнения требований пожарной безопасности в отношении газораспределительной станции (далее также ГРС) общества в Парфинском городском поселении Новгородской области, о чем составлен акт проверки от 16.07.2021 № 139.

Согласно акту в ходе проверки выявлены нарушения правил пожарной безопасности, выразившиеся в следующем:

1. в ГРС не предусмотрено аварийное освещение путей эвакуации, чем нарушены требования статьи 5, части 1 статьи 6, части 1 статьи 84, части 9 статьи 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ), статей 3, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ), пункта 4.3.12 Свода правил СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты «Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13130.2020), пунктов 7.6.3, 7.6.4, 7.6.8, 7.6.9 Свода правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*» (далее – СП 52.13330.2016), пунктов 23, 37 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Постановление № 1479);

2. отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в производственном здании ГРС, чем нарушены статья 5, часть 1 статьи 6, статья 54, части 1-11 статьи 84 Закона № 123-ФЗ, статьи 3, 37 Закона                      № 69-ФЗ, пункты 1.1, 1.2, 1.3, 4.1, 5.1 Норм пожарной безопасности НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (далее – НПБ 104-03), пункт 6 таблицы 1, пункт 17 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее – СП 3.13130.2009);

3. система противопожарной защиты объекта в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на въезде (проезде) на территорию организации, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники (допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки), чем нарушены требования статьи 5, части 1 статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 90, части 4 статьи 98 Закона № 123-ФЗ, статей 3, 37 Закона № 69-ФЗ, пункта 7.1, подпункта «б» пункта 8.1 Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее – СП 4.13130.2013), пункта 71 Постановления № 1479;

4. не обеспечено соблюдение срока перезарядки огнетушителя № 8 в помещений газораспределительной станции (последняя зарядка осуществлена в июне 2014 года), чем нарушены требования статьи 5, части 1 статьи 6, части 1 статьи 80 Закона № 123-ФЗ, статей 3, 37 Закона № 69-ФЗ, пункта 60 Постановления № 1479, пункта 4.4.1 таблицы 1 Свода правил СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (далее –           СП 9.13130.2009).

В связи с выявленными нарушениями отделом обществу выдано предписание от 16.07.2021 № 139/1/1 об устранении названных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.09.2022.

Не согласившись с предписанием, общество обратилось в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Законом № 69-ФЗ, согласно статье 1 которого под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.

Противопожарный режим – совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Закона № 69-ФЗ).

Общество, являясь владельцем здания, обязано обеспечивать его надлежащее содержание, в том числе осуществлять меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Закон № 123-ФЗ, согласно статье 1, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Закона № 123-ФЗ положения настоящего Закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения в том числе при эксплуатации объектов защиты.

В силу части 3 статьи 4 Закона № 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Закона.

Из части 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ следует, что, если положениями настоящего Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Согласно пункту 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 № 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

В силу части 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ принятие норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает общество от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровье людей в случае возникновения пожара.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2019                           № 306-КГ18-21677 и от 19.07.2019 № 302-ЭС19-1733.

В силу статьи 53 Закона № 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Исходя из части 1 статьи 84 Закона № 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов: 1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей; 2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре; 3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени; 4) включение эвакуационного (аварийного) освещения; 5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов; 6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре; 7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

В силу части 9 статьи 82 Закона № 123-ФЗ светильники аварийного освещения на путях эвакуации с автономными источниками питания должны быть обеспечены устройствами для проверки их работоспособности при имитации отключения основного источника питания. Ресурс работы автономного источника питания должен обеспечивать аварийное освещение на путях эвакуации в течение расчетного времени эвакуации людей в безопасную зону.

Согласно пункту 4.3.12 СП 1.13130.2020 в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.

Освещение путей эвакуации в помещениях, местах производства работ вне зданий и на технологических площадках промышленных предприятий следует предусматривать по путям эвакуации (пункт 7.6.3 СП 52.13330.2016).

Эвакуационное освещение не требуется на участках путей эвакуации расстоянием до 7 м от начальной точки эвакуации до выхода из помещения при условии отсутствия факторов, создающих опасность и затруднения при эвакуации на данных участках, а также при условии прямой видимости выхода из помещения от начальной точки эвакуации, например в офисах, кабинетах, подсобных, кладовых и прочих помещениях при соблюдении вышеуказанных условий.

В данном случае согласно технологическому регламенту по эксплуатации опасного производственного объекта (регистрационный № А19-00375-0127) в характеристиках ГРС представлены свойства природного газа, поступающего на ГРС из магистрального газопровода: газ горючий природный, поставляемый и транспортируемый по магистральным газопроводам ГГП (осн. компонент - метан до 98 об. %), пожаровзрывоопасный, взрывоопасность смеси группы Т1 и категории ПА, токсикологическая опасность 4 класса, главные опасности связаны с возможной утечкой и воспламенением газа с последующим воздействием тепловой радиации на людей, с удушьем при 15-16 %-м снижении содержания кислорода в воздухе, вытесненного газом.

Таким образом, отдел верно учитывает, что на объекте защиты ГРС общества имеются факторы, создающие опасность и затруднение при эвакуации на данных участках, в связи с чем совокупность условий, при которых  эвакуационное освещение не требуется на участках путей эвакуации расстоянием до 7 м от начальной точки эвакуации до выхода из помещения, в данном случае отсутствует.

Позиция апеллянта об ином подлежит отклонению как необоснованная.

В силу статьи 54 Закона № 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Оснащение производственных зданий системой оповещения и управления эвакуацией людей предусмотрено пунктом 17 таблицы 2 СП 3.13130.2009.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки (пункт 71 Постановления № 1479).

Доказательств отсутствия выявленных отделом нарушений, указанных в пунктах 2 и 3 предписания, материалы дела не содержат.

Также отделом установлено не обеспечение обществом соблюдения срока перезарядки огнетушителя № 8 в помещении ГРС (последняя зарядка осуществлена в июне 2014 года).

В силу пункта 60 Постановления № 1479 руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

В данном случае на момент проверки на огнетушителе № 8 в здании ГРС отсутствовала этикетка, свидетельствующая о проведении перезарядки огнетушителя, имелась пластиковая пломба с датой перезарядки «06.2014»; паспорт огнетушителя проверяющему не представлен, тогда как в силу пункта 4.4.21 СП 9.13130.2009 о проведенной перезарядке огнетушителя делается соответствующая отметка на корпусе огнетушителя (при помощи этикетки или бирки, к нему прикрепленной), а также в его паспорте.

В силу пункта 4.4.1 того же Свода правил огнетушители должны перезаряжаться не реже сроков, указанных в таблице 1.

В ходе проверки доказательств соблюдения периодичности перезарядки огнетушителя № 8 обществом не представлено. Иного заявителем документально не подтверждено.

Как справедливо отметил суд первой инстанции, представленные обществом фотографии огнетушителя сами по себе не исключают выводы отдела, поскольку не опровергают обстоятельств, имевших место на момент проверки.

Таким образом, нарушение обществом указанных в предписании норм установлено отделом в ходе проверки и документально обществом не опровергнуто, доказательств, подтверждающих наличие аварийного освещения путей эвакуации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечение системой противопожарной защиты объекта в случае пожара автоматической разблокировки и (или) открывания ворот, установленных на въезде (проезде) на территорию организации, а также нахождения их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, а также отсутствия порог на пути эвакуации из помещения оператора, материалы дела не содержат.

Грубых нарушений порядка проведения рассматриваемой проверки не усматривается.

Ссылки апеллянта на соответствие здания ГРС всем требованиям пожарной безопасности, действовавшим на момент его постройки и ввода в эксплуатацию (1977 год) не опровергают обоснованность выданного отделом предписания.

Поскольку выявленные отделом в данном случае нарушения относятся к тем требованиям пожарной безопасности, несоблюдение которых при эксплуатации здания приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара, принятие соответствующих норм и правил после введения здания ГРС в эксплуатацию не освобождает общество от соблюдения таких норм и правил и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями.

Иного заявителем не доказано.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Доводы жалобы обоснованность данного вывода обжалуемого решения не опровергают.

Несогласие общества с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не являются правовым основанием для отмены судебного акта.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 января                  2022 года по делу № А44-5958/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н. Болдырева

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина