ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
07 декабря 2020 года | г. Вологда | Дело № А44-618/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2020 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2020 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новгородской области в лице Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 августа 2020 года по делу № А44-618/2020,
у с т а н о в и л:
акционерное общество «Боровичский комбинат огнеупоров» (ИНН 5320002951, ОГРН 1025300987139, адрес: 174411, Новгородская область, город Боровичи, улица Международная, дом 1, далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (ИНН 5321134051, ОГРН 1095321003030, адрес: 173004, Великий Новгород, улица Федоровский ручей, дом 6, далее – Теруправление), Новгородской области в лице Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (ИНН 5321198947, ОГРН 1195321002414, адрес: 173005, Великий Новгород, улица Тихвинская, дом 7, далее – Министерство строительства) о возложении на надлежащего ответчика обязанности в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять защитное сооружение гражданской обороны, относящееся к убежищу класса А - III, инв. № 68У - 54, вместимостью 100 человек, 1984 года ввода в эксплуатацию, расположенное по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, м. Усть-Брынкино (с учетом уточнения состава лиц, участвующих в деле).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее – ГУ МЧС).
Решением от 17 августа 2020 года суд обязал Министерство строительства в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять в казну Новгородской области от Общества недвижимое имущество - защитное сооружение гражданской обороны (заглубленный склад инвентаря и оборудования с инв.№020960), относящееся к убежищу класса А-III, инв. номер ЗС ГО 68У-54, вместимостью 100 человек, 1984 года ввода в эксплуатацию, расположенное по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, м. Усть-Брынкино. В удовлетворении иска к Теруправлению отказано.
Министерство строительства с решением суда не согласилось и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1) прямо не упомянуты, и на основании пункта 3 данного Постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность. Поскольку право федеральной собственности на спорные защитные сооружение возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то на основании частей 1-3 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации. Поскольку Теруправление выполняет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Новгородской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, то в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) оно обязано нести бремя содержания федерального имущества, в том числе и объектов гражданской обороны. Спорное имущество в реестре областной собственности не числится.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1992 № 265 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Новгородской области», изданным в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1 от 27.12.1991), в государственную собственность Новгородской области передан Боровичский комбинат огнеупоров, г. Боровичи.
В дальнейшем, в процессе приватизации Предприятие было преобразовано в Общество.
Приказом генерального директора Боровичского комбината огнеупоров от 20.07.1992 № 256 создана рабочая комиссия по приватизации Комбината огнеупоров.
17.09.1992 трудовым коллективом Комбината огнеупоров согласован План приватизации Предприятия.
Как следует из подраздела «Реквизиты приватизируемого объекта» Первого раздела плана приватизации, Предприятие, зарегистрированное распоряжением № 34-рг от 24.01.1992, имело форму собственности: государственная собственность Новгородской области.
Согласно пункту 8 подраздела «Основные характеристики объекта» Первого раздела Плана приватизации объекты гражданской обороны были включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации. В пункте 9 этого же раздела Плана приватизации содержатся предложения по использованию вновь созданным акционерным обществом объектов, не подлежащих приватизации, согласно которым данные объекты, в т.ч. объекты гражданской обороны предлагалось передать Обществу по договору в хозяйственное ведение.
В соответствии с пунктом 8 «Порядок и условия использования объектов, не включенных в уставный капитал, объектов, не подлежащих приватизации» Второго раздела Плана приватизации объекты гражданской обороны передаются Комитетом по управлению имуществом Новгородской области Обществу в полное хозяйственное владение по договору после сдачи учреждений общества в течение 15 дней.
Приложениями к Плану приватизации являлись, помимо прочего, баланс Предприятия на 01.07.1992, акт оценки, справка о стоимости имущества, исключаемого из уставного капитала, согласно которой остаточная стоимость объектов гражданской обороны, исключенных из имущества, подлежащего приватизации, - 535 тыс. руб.
Согласно акту оценки в перечень объектов гражданской обороны с остаточной стоимостью 535 тыс. руб. вошли пять объектов: убежище у гл. конторы, командный пункт, заглубленный склад № 1, заглубленный склад № 2 и тренажер.
В то же время, по акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 спорный объект вошел в состав приватизируемого имущества в числе объектов карьера «Усть-Брынкино» под инвентарным номером 020960 как заглубленный склад инвентаря и оборудования 1984 года ввода в эксплуатацию с остаточной стоимостью 46 тыс. руб.
План приватизации получил Заключение Дирекции металлургической промышленности черных металлов Департамента металлургической промышленности Министерства промышленности Российской Федерации о приватизации Предприятия.
Как следует из данного Заключения, приватизируемое Предприятие имеет мобилизационные задания и объекты гражданской обороны. В Заключении сделан вывод о том, что Предприятие подлежит приватизации за исключением объектов гражданской обороны и выполняет мобилизационные задания по договору.
План приватизации утвержден решением Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области (далее - Комитет) от 03.11.1992 №757.
Комитетом 19.01.1993 было принято решение № 87, которым утвержден перечень имущества, передаваемого Обществу в полное хозяйственное ведение. В перечень имущества вошло пять объектов гражданской обороны: убежище у гл. конторы, командный пункт, заглубленный склад № 1, заклубленный склад № 2 и тренажер.
Далее, Комитет 14.10.1996 принял Решение № 489, которым были внесены изменения № 1 в план приватизации, а именно: пункт 8 Второго раздела Плана приватизации изложен в новой редакции; объекты гражданской обороны (убежище у гл. конторы, командный пункт, заглубленный склад № 1, заклубленный склад № 2 и тренажер) передаются Обществу по договору в пользование.
В связи с принятием указанного решения, Комитет отменил ранее принятое решение от 19.01.1993 № 87 о передаче в хозяйственное ведение истцу имущества, обязав отдел по учету и управлению государственным имуществом Комитета обеспечить заключение договора с Обществом о правах и обязанностях в отношении объектов гражданской обороны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359.
Как указывалось выше, спорный объект, расположенный по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, м. Усть-Брынкино, не вошел в перечень объектов гражданской обороны, не подлежащих приватизации, и вошел в список приватизированных объектов в составе объектов недвижимости карьера «Усть-Брынкино» с инвентарным номером 020960 под наименованием «заглубленный склад инвентаря и оборудования» без указания о его особом статусе. Право собственности на объект недвижимости не зарегистрировано.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в т.ч. паспорта убежища №6 от 07.01.1985, акта рабочей комиссии о проверке защитного сооружения ГО от 07.06.2006, утвержденного Администрацией Боровичского муниципального района, паспорта убежища №68-54 от 16.12.2014, инвентаризационной карточки ЗС ГО №54/68-54 от 28.03.2014, спорный объект относится к защитным сооружениям гражданской обороны типа отдельно стоящего убежища класса А-III, введен в эксплуатацию 30.12.1984, назначение по проекту для использования в мирное время - склад, инвентарный номер защитного сооружения 68-54.
С момента ввода спорного объекта в эксплуатацию и по настоящее время он состоял на учете в качестве защитных сооружений, расположенных на территории Боровичского муниципального района, что подтверждается списком владельцев защитных сооружений города Боровичи и Боровичского района по состоянию на май 1997 года, сформированным начальником штаба по делам ГО и ЧС г. Боровичи и Боровичского района в письме от 29.05.1997 №148/3, направленном председателю Комитета.
В дальнейшем на запрос Администрации Боровичского муниципального района от 13.04.2020 №764/01-45 Комитет предоставил информацию об объектах гражданской обороны, являющихся собственностью Новгородской области и находящихся в пользовании Общества, в числе которых упоминалось отдельно стоящее убежище класса А-III, 1984 года ввода в эксплуатацию, расположенное по адресу: г. Боровичи, м. Усть-Брынкино.
Письмом от 06.05.2010 № 4002 Комитет предложил Обществу заключить договоры о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, в т.ч. в отношении спорного объекта.
Вместе с тем, полагая, что спорное имущество относится к федеральной собственности, Общество письмом от 19.03.2019 № ВП-14-15-04391 обратилось в адрес МТУ Росимущества с просьбой принять объект в собственность.
Поскольку требования Общества оставлены без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора пришел к выводу, что спорное имущество является областной собственностью, и удовлетворил исковые требования Общества к Министерству строительства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласен исходя из следующего.
Согласно пункту 3 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Как верно указал суд, защитные сооружения гражданской обороны в приложениях к Постановлению № 3020-1 не поименованы.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 12757/09, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях № 1-3 к Постановлению № 3020-1 не упомянуты. В связи с этим защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
В рассматриваемой ситуации суд первой инстанции пришел к выводу о наличии соответствующего решения федерального собственника, на основании которого спорные объекты переданы в собственность Новгородской области.
Оснований для переоценки данного вывода суда у апелляционной инстанции не имеется.
Так, судом установлено, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.1992 № 265 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Новгородской области» (далее – Постановление № 265) в целях ускорения процессов реформы экономических отношений в соответствии с Постановлением № 3020-1 в собственность Новгородской области передан в том числе Боровичский комбинат огнеупоров г. Боровичи.
Из плана приватизации Комбината следует, что в состав его имущественного комплекса входили спорные объекты гражданской обороны. При этом, при передаче Комбината в собственность Новгородской области каких-либо исключений в отношении отдельных видов имущества, находящегося во владении Комбината, в частности объектов гражданской обороны, не устанавливалось, фактически передан весь имущественный комплекс Комбината.
Из пункта 3 Постановления № 3020-1 следует возможность передачи из федеральной собственности защитных сооружений гражданской обороны в собственности субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Постановление № 265, которым в собственность Новгородской области передан Комбинат как имущественный комплекс являлось тем самым решением, предусмотренным Постановлением № 3020-1, которым федеральный орган власти распорядился федеральным имуществом и передал его субъекту федерации.
Возможность нахождения в собственности субъектов Российской Федерации защитных сооружений предусмотрена подпунктом «г» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Порядок передачи находящегося в федеральной собственности имущества в собственность субъекта Российской Федерации в настоящее время регламентируется нормами статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».
Таким образом, из приведенных правовых норм и установленных фактических обстоятельств дела следует, что защитные сооружения гражданской обороны, находящееся по состоянию на 1992 год в пользовании Комбината, переданы в собственность Новгородской области в составе предприятия как имущественного комплекса Комбината.
Тот факт, что спорный объект не был в соответствующем порядке исключен из Плана приватизации Комбината огнеупоров, не свидетельствует о возникновении у Общества законного права собственности на названное защитное сооружение, а, следовательно, План приватизации не должен рассматриваться в качестве правоустанавливающего документа на данный объект.
Пункт 8 Второго раздела Плана приватизации в измененной редакции на основании решения Комитета от 14.10.1996, принятого в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации № 359 от 23.04.1994 и Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, предусматривал передачу объектов гражданской обороны Обществу на праве пользования. Однако договор между Комитетом и Обществом заключен не был.
Поскольку Общество не является собственником имущества и его законным владельцем ни по праву, ни по договору, истец вправе отказаться от дальнейшего содержания имущества и требовать от лица, являвшегося собственником имущества на момент его незаконной передачи Обществу, принять имущество обратно, поскольку договор на содержание имущества между сторонами не заключался.
Поскольку спорный объект гражданской обороны на основании Постановления № 265 перешел в собственность Новгородской области и при приватизации Комбината из областной собственности не выбыл; договорные отношения по использованию данного недвижимого имущества между истцом и Министерством строительства отсутствуют, суд правомерно удовлетворил исковые требования Общества и возложил на Министерство строительства обязанность в тридцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу принять указанный выше объект гражданской обороны.
Оснований для признания спорного имущества федеральной собственностью не имеется, в иске к Теруправлению отказано правомерно.
Доводы, приведенные Министерством строительства, не опровергают законность и обоснованность решения суда, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора и представленных доказательств, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 августа 2020 года по делу № А44-618/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новгородской области в лице Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Н. Шадрина |
Судьи | О.Б. Ралько Н.В. Чередина |