ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-6701/2021 от 06.07.2022 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 июля 2022 года

г. Вологда

Дело № А44-6701/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Колтаковой Н.А. и                 Ралько О.Б.  

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Бахориковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарант Премиум» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 мая 2022 года по делу                 № А44-6701/2021 ,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Гарант Премиум» (адрес: 173004, Великий Новгород, улица Панкратова, дом 43/31, этаж 1; ИНН 5321160608, ОГРН 1135321001320; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» (адрес: 173003, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; ИНН 5321801523, ОГРН 1135300000857; далее – Фонд) о взыскании 2 282 228 руб. 80 коп. неосновательного обогащения в связи с выполнением работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 24/27 по ул. Никольской Великого Новгорода (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Великого Новгорода.

Решением суда от 05 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указало на следующее. Поскольку крыша дома находилась в неудовлетворительном состоянии, истец был вынужден заключить договор на выполнение работ по капитальному ремонту, не дождавшись срока исполнения региональной программы Фондом. Понесенные истцом расходы на капитальный ремонт существенно ниже предельной стоимости капитального ремонта крыши. 

Фонд в отзыве на жалобу просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, в соответствии с заключением эксперта ООО «Новгородская лаборатория судебной экспертизы» от 03.04.2019 № 13/16 крыша многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, ул. Никольская, д. 24/27 находилась в неудовлетворительном состоянии и нуждалась в капитальном ремонте.

Спорный многоквартирный дом на основании договора от 01.08.2017               № 60/17 находится на обслуживании Общества.

Протоколом № 1/20 от 04-08.06.2020 собственники указанного дома приняли решение о выполнении капитального ремонта, в том числе крыши спорного многоквартирного дома (далее – МКД) за счет средств Общества, а в случае отсутствия денежных средств – с использованием займа на выполнение работ.

Обществу поручено заключить договор с подрядной организацией             (пункт 6).

Этим же протоколом собственники МКД приняли решение о поручении Обществу после проведения капитального ремонта, в том числе крыши, обратиться в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Городское хозяйство» и субсидиарно к администрации Великого Новгорода о взыскании денежных средств за проведенный капитальный ремонт (пункт 11).

Обществом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Гарант Премиум» (подрядчик) 09.06.2020 заключен договор № 2 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества дома № 24/27 по ул. Никольская Великого Новгорода, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Великий Новгород,  ул. Никольская д. 24/27, по следующим видам работ: капитальный ремонт крыши.

Согласно пункту 2.1 договора и утвержденной локальной смете стоимость работ составила 2 282 228 руб. 08 коп.

В пункте 3.2 договора согласован порядок оплаты работ.

Срок выполнения работ установлен в пункте 4.1 договора не позднее 30.10.2020.

Во исполнение указанного договора подрядчик выполнил работы на сумму 2 282 228 руб. 08 коп., а заказчик принял их результат, подписав без замечаний акт выполненных работ от 20.08.2020 № 1, акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных капитальным ремонтом элементов жилого здания от 20.08.2020, справку о стоимости выполненных работ и затрат от 20.08.2020 (том 1, листы 32–45).

Общество оплатило выполненные работы, что подтверждается платежным поручением от 19.10.2021 № 1098 (том 1, лист 46).

В соответствии с постановлением администрации Великого Новгорода от 05.09.2014 № 4752 формирование фонда капитального ремонта спорного МКД осуществляется на счете специализированной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области».

Полагая, что в связи с проведением капитального ремонта крыши спорного МКД за счет средств Общества, на стороне Фонда образовалось неосновательное обогащение, Общество направило Фонду соответствующую претензию.

Оставление Фондом вышеупомянутой претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из содержания пункта 1 статьи 1102 и пункта 1 статьи 1105 ГК РФ следует, что для удовлетворения иска о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать наличие неосновательного обогащения (сбережения имущества) другой стороной без должного правового основания.

В соответствии со статьей 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В соответствии со статьей 166 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который на основании части 1 статьи 170 ЖК РФ формируется за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах.

Согласно части 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми:

1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;

3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора;

4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;

5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;

6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;

7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств;

9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.

Согласно пунктам 1 и 3 части 2 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются, в том числе: перечень всех многоквартирных домов, в которых установлена необходимость проведения капитального ремонта общего имущества, предельные сроки проведения капитального ремонта таких многоквартирных домов.

В соответствии со статьей 168 ЖК РФ, областным законом от 03.07.2013 № 291-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области» (далее – Закон № 291-ОЗ) Правительством Новгородской области принято постановление от 03.02.2014 № 46 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014-2043 годы» (далее – Региональная программа).

Во исполнение Региональной программы постановлением Правительства Новгородской области от 30.01.2020 № 28-рг утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014-2043 годы, на период 2020-2022 годы (далее – Краткосрочный план).

В соответствии с Краткосрочным планом капитальный ремонт крыши спорного МКД запланирован на 2022 год.

Часть 5 статьи 168 ЖК РФ устанавливает, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже, чем 1 раз в год.

На территории Новгородской области Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и состава комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области установлен постановлением Правительства Новгородской области от 28.12.2017                      № 478 «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и состава комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области» (далее – Порядок).

Из пункта 1.1 указанного Постановления следует, что Порядок применяется при принятии решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области (далее – Региональная программа), в случаях, установленных частью 5 статьи 181 и частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также при актуализации региональной программы в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Закона № 291-ОЗ и при формировании и внесении изменений в краткосрочные планы реализации региональной программы.

Очередность ремонта определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное его проведение, в частности, в тех домах, проживание в которых опасно для жизни или здоровья граждан. При этом очередность проведения ремонта, а также неисполнение региональной программы, которая ее установила, могут быть оспорены (постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П).

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка основанием для рассмотрения Комиссией вопроса об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе о переносе сроков ремонта общего имущества на более ранний период по сравнению со сроками, указанными в региональной программе, с указанием периода проведения капитального ремонта, является заявление регионального оператора с приложением полного пакета документов, указанных в пункте 5.2 настоящего Порядка.

В пункте 1.2 Порядка указано, что он не распространяется на многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Доказательств того, что спорный МКД находился в аварийном состоянии и требовал незамедлительного выполнения капитального ремонта крыши, в материалы дела не представлено. Из представленного экспертного заключения указанное не следует.

К многоквартирным домам, на которые не распространяется указанный выше Порядок, спорный дом также не относится.

Сведений о принятии собственниками спорного МКД решения о переносе срока проведения капитального ремонта и соответствующего обращения в администрацию Великого Новгорода, либо в Фонд, в материалы дела не представлено.

Между тем, частью 5 статьи 181 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Заявлений о зачете стоимости выполненных работ в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт в Фонд не поступало. Доказательств обратного истцом не представлено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.  

Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам, принято при правильном применении судом норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 мая                    2022 года по делу № А44-6701/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гарант Премиум» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

        А.Н. Шадрина

Судьи

        Н.А. Колтакова

         О.Б. Ралько