ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
26 мая 2022 года | г. Вологда | Дело № А44-7175/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .
В полном объеме постановление изготовлено мая 2022 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 марта 2022 года по делу № А44-7175/2021,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области (адрес: 173007, Великий Новгород, улица Людогоща, дом 5/68; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (адрес: 173004, Великий Новгород, улица Федоровский ручей, дом 6; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Теруправление) о возложении на ответчика обязанности в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу принять в казну Российской Федерации по акту приема-передачи имущество, закрепленное за истцом на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования: имущественный комплекс - база отдыха «Пирос»: баня «Симо» (53:02:0130904:41), площадью 59,1 кв.м, домик № 1 (53:02:0130901:204), площадью 36,9 кв.м, домик № 2 (53:02:0130904:39), площадью 38,4 кв.м, домик № 3 (53:02:0130904:45), площадью 37,2 кв.м, домик № 4 (53:02:0130904:42), площадью 37,1 кв.м, дом № 6 (53:02:0130904:38), площадью 346,7 кв.м, дом № 7 (53:02:0130904:44), площадью 78 кв.м, дом № 8 (53:02:0130904:43), площадью 54,2 кв.м, столовая (53:02:0000000:2674), площадью 37,2 кв.м, беседка (53:02:0130904:40), площадью 18 кв.м, гараж (53:02: 0000000:2665), площадью 82 кв.м и земельный участок (53:02:0130904:7), площадью 10 845 кв.м, расположенные по адресу: Новгородская область, Боровичский район, Железковское сельское поселение, деревня Пирусс; трансформаторную станцию ПТКЕ-250/10 балансовой стоимостью 367 423 руб. 75 коп. и секцию ограждения балансовой стоимостью 73 846 руб. 63 коп., которые функционально неразрывно связаны с базой отдыха «Пирос».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Боровичского муниципального района (адрес: 174411, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>).
Решением суда от 09.03.2022 (с учетом определения суда от 09.03.2022 об исправлении опечатки) иск удовлетворен.
Теруправление с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Поскольку Управление не представило сведений о техническом состоянии имущество, документы, подтверждающие несение им бремени по его содержанию и ремонту, не провело комплексное обследование здания, оно должно нести гражданскую ответственность за надлежащее состояние федерального имущества.
Управление в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений ФГКУ ОВО УМВД России по Новгородской области (далее – Учреждение) от 02.09.2013 № 8/5-1953, от 11.09.2013 № 30/759, от 24.01.2014 № 8/5-38 распоряжением Теруправления от 03.03.2014 № 21-р из оперативного управления данного казенного учреждения изъято следующее имущество: баня «Симо», площадью 59,1 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130904:41; домик № 1, площадью 36,9 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130901:204; домик № 2, площадью 38,4 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130904:39; домик № 3, площадью 37,2 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130904:45; домик № 4, площадью 37,1 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130904:42; дом № 6, площадью 346,7 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130904:38; дом № 7, площадью 78 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130904:44; дом № 8, площадью 54,2 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130904:43; столовая, площадью 37,2 кв.м, кадастровым номером 53:02:0000000:2674; беседка, площадью 18 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130904:40; гараж, площадью 82 кв.м, кадастровым номером 53:02: 0000000:2665, для передачи данного имущества в оперативное управление Управления в целях создания базы по развитию физкультуры и спорта, находящейся в хозяйственном ведении Центра профессиональной подготовки.
Указанным распоряжением установлено передать вышеуказанное имущество Управлению по акту приема-передачи, оформить прекращение права пользования Учреждения земельным участком под указанным федеральным имуществом и оформить право пользования Управления этим земельным участком.
Учреждение и Управление подписали акт приема-передачи объектов недвижимого имущества 18.03.2014.
Права оперативного Управления на вышеуказанные нежилые здания (сооружения) зарегистрированы в установленном законодательством порядке 07.04.2014.
В Едином государственном реестре недвижимости 20.06.2014 зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 10 845 кв.м, кадастровым номером 53:02:0130904:7, расположенные по адресу: Новгородская область, Боровичский район, Железковское сельское поселение, деревня Пирусс.
На балансовый учет и содержание Управление 17.04.2014 приняло имущество, необходимое для эксплуатации вышеуказанных зданий и сооружений и функционально неразрывно связанное с ними, а именно: трансформаторную станцию ПТКЕ-250/10 и секцию ограждения на базе «Пирос».
Объекты недвижимости: здания, сооружения и земельный участок, являются федеральной собственностью Российской Федерации.
Право собственности Российской Федерации на упомянутые здания (сооружения) зарегистрированы 05.07.2010 и 05.03.2018, право федеральной собственности на земельный участок зарегистрировано 08.12.2005.
В 2016 году Министерством внутренних дел Российской Федерации приняло решение о ликвидации центров профессиональной подготовки Управления.
Спорные объекты – здания и сооружения имущественного комплекса базы отдыха «Пирос», начиная с 2016 года и по настоящее время, Управление не эксплуатирует. Перспектив для эксплуатации данных объектов недвижимости в интересах органов внутренних дел не имеется.
Управление 21.09.2018 обратилось к Теруправлению с заявлением о передаче спорного имущества в казну Российской Федерации.
Теруправление 27.09.2018 проинформировало Управление о невозможности изъятия объектов базы отдыха из его оперативного управления в связи с отсутствием иного правообладателя.
Администрация 22.08.2018 выразила согласие в передаче имущества из собственности Российской Федерации в муниципальную собственность.
Министерством внутренних дел Российской Федерации 20.11.2019 согласовало решения о прекращении вещных прав на спорные объекты недвижимости.
Управление в ноябре и декабре 2019 года направило Терууправлению пакеты документов по отказу от вещных прав.
Распоряжением Теруправления от 10.03.2020 № 53-76-р инициировало в отношении Управления проведение внеплановой тематической проверки на предмет соблюдения правообладателем (пользователем) обязательных требований, установленных законодательством для использования федерального имущества.
Управление 22.04.2020 направило Администрации пакет документов для обращения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) по вопросу безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Администрацией 14.05.2020 направила в Росимущество обращение и пакет документов по данному вопросу.
Поручением Росимущества от 19.06.2020 № ЕГ-07/18921 Теруправлению предложено рассмотреть вопрос о передаче имущества в муниципальную собственность и принять по нему решение.
Теруправление 25.11.2020 уведомило Управление о проведении внеплановой тематической проверки соблюдения правообладателем (пользователем) обязательных требований, установленных законодательством для использования федерального имущества сроком проведения с 01.12.2020 по 10.12.2020.
По результатам проверки Теруправление оформило акт от 15.12.2020.
В соответствии с указанным актом Управлению предложено в срок до 31.12.2021 привести проверяемое имущество в надлежащее состояние, пригодное для дальнейшего использования по назначению (убрать мусор, окосить земельный участок, произвести наружный и внутренний ремонт). В случае нецелесообразности проведения ремонтных работ рассмотреть вопрос о списании не пригодного для дальнейшего использования федерального имущества.
Управление 15.01.2021, 06.09.2021 повторно направило Теруправлению пакеты документов на передачу спорного имущества.
Ссылаясь на длительное бездействие ответчика, выраженное в непринятии в казну Российской Федерации имущества, не используемого Управлением, содержание невостребованных объектов недвижимости за счет бюджетных средств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установил суд первой инстанции, спорные нежилые помещения длительное время (с 2016 года) не используются Управлением для осуществления своей деятельности, перспектив их использования для его целей деятельности и нужд не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В статье 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В силу статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Как правомерно указал суд первой инстанции, по смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с пунктами 4, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В пункте 4 Положения о Теруправлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 465 (далее – Положение), установлено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
В силу пунктов 4.1.2, 4.1.9, 4.1.14 и 4.1.15 Положения, территориальный орган самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности: осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями; предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование; осуществляет действия по приобретению в установленном порядке в федеральную собственность земельных участков площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Согласно пункту 4.1.21 Положения к компетенции Теруправления также относится сбор и представление в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом информации и документов, необходимых для проведения продажи федерального имущества.
В силу пункта 4.2.3 Положения Теруправления организует и осуществляет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, приказами (распоряжениями) Агентства продажу федерального имущества, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Управление в любое время вправе отказаться от имущества, находящегося в его оперативном управлении, но не используемого для целей своей деятельности.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 307-ЭС18-2637, а также в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.08.2021 по делу № А44-6363/2020, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2022 по делу № А46-5569/2021 и от 08.02.2022 по делу № А75-7976/2021.
Как правильно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае Управление реализовало свое право на отказ от права оперативного управления на нежилые здания (сооружения) и объекты инфраструктуры, а также от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный под неиспользуемыми объектами, в связи с этим, и у Теруправления возникла обязанность принять спорные объекты недвижимости в казну Российской Федерации. При этом не имеет значение техническое состояние объектов, определяющим является факт отсутствия надобности объектов для их использования в целях деятельности государственного органа. Согласно представленным в материалы дела техническим паспортам на здания и сооружения, инвентарным карточкам учета финансовых активов, выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорные объекты введены в эксплуатацию в период с 1971 по 1993 годы, в то время как, права Управления на данные объекты возникли только в 2014 году. Из пояснений истца следует, что в связи с ликвидацией в 2016 году центра профессиональной подготовки, спорные объекты не использованы по назначению. Согласно акту проверки Теруправления от 15.12.2020 проверяемые объекты находятся в неудовлетворительном состоянии и не пригодны для дальнейшего использования. Вместе с тем, Управлению предложено в срок до 31.12.2021 привести проверяемое имущество в надлежащее состояние, пригодное для дальнейшего использования по назначению, в т.ч. произвести наружный и внутренний ремонт.
Суд также указал, что из выводов комиссии не ясно, в чем именно заключается неудовлетворительное состояние объектов, какие ремонтные работы потребуются для восстановления их пригодности к эксплуатации, равно как в акте проверки комиссией не дана оценка целесообразности проведения таких ремонтных работ, исходя из их стоимости и перспектив использования объектов в будущем. В тоже время, законодательством не предусмотрено, что орган государственной власти, возвращая недвижимое имущество в казну Российской Федерации, обязан выполнить капитальный ремонт объекта. Нормативными актами именно на Росимущество возложена обязанность выявления наличия потребности в зданиях или земельном участке у других государственных органов, которые, в свою очередь, получив объекты, в зависимости от их состояния примут решение о необходимости капитального ремонта, реконструкции либо о сносе зданий для строительства новых объектов. При отсутствии иного правообладателя Теруправление вправе принять решение о реализации имущества либо передачи его в муниципальную собственность. Возложение на Управление обязанности по ремонту зданий является неправомерным, поскольку у него отсутствует необходимость в использовании зданий и земельного участка. Выявление такой потребности у других органов власти к его полномочиям не относится.
Довод Теруправления со ссылкой на пункт 4.2.15 Положения о том, что действия по закреплению имущества на праве оперативного управления и по его изъятию осуществляются по поручению Росимущества является ошибочным. В рассматриваемом случае речь идет именно об изъятии неиспользуемого федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальным органом федерального органа государственной власти, а также об изъятии земельного участка, находящихся в собственности Российской Федерации и переданного в постоянное бессрочное пользование, площадью, меньше десяти гектар. Также в разделе 4 Положения закреплено право Теруправления решать вопрос о передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность. Из материалов дела видно, что Администрация неоднократно извещала стороны о своем согласии принять спорное имущество в муниципальную собственность, подтвердила свое согласие о приеме имущество в муниципальную собственность Администрация в отзыве на иск от 01.03.2022. Поручением Росимущества от 19.06.2020 № ЕГ-07/18921 Теруправлению предложено рассмотреть вопрос о передаче имущества в муниципальную собственность и принять по нему решение. Вместе с тем, до настоящего времени поручение Росимущества не выполнено.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 марта 2022 года по делу № А44-7175/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Я. Зайцева |
Судьи | Н.В. Чередина А.Н. Шадрина |