ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
25 декабря 2018 года | г. Вологда | Дело № А44-7221/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от ФИО1 представителя ФИО2 по доверенности от 14.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сёма» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 октября 2018 года по делу № А44-7221/2018 (судья Деменцова И.Н.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сёма» (место нахождения: 173015, Новгородская обл., Великий Новгород, бульвар Старорусский, д. 31; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее - Общество, ООО «Сёма») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к бывшему генеральному директору ФИО1 об истребовании следующих документов ООО «Сёма»:
- бухгалтерского баланса ООО «Сёма» за период с 2010 года по 2015 год включительно;
- книг доходов и расходов за период с 2010 года по 2015 год включительно;
- кредитного договора от 24.07.2013 № 8629-1-126113-м с приложениями;
- соглашения от 24.07.2013 № 8629-1-126113-М-Б1;
- договора от 10.07.2013 купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, бул. Старорусский, д. 31, с приложениями;
- протоколов общих собраний участников ООО «Сёма» за период с 2010 года по 2016 года включительно;
- приказов об утверждении расписаний занятий детских групп в ООО «Сёма» за период с августа 2010 года по ноябрь 2016 года включительно;
- ведомостей оплаты услуг предоставленных ООО «Сёма» за период с августа 2010 года по ноябрь 2016 года;
- приказов о зачислении детей в ООО «Сёма» за период с августа 2010 года по ноябрь 2016 года;
- табелей учета посещаемости детей за период с августа 2010 года по ноябрь 2016 года;
- приказов об утверждении услуг и стоимости услуг, предоставляемых ООО «Сёма», за период с августа 2010 года по ноябрь 2016 года;
- журналов регистрации приказов ООО «Сёма» за период с августа 2010 года по ноябрь 2016 года;
- книг учета движения трудовых книжек сотрудников ООО «Сёма» за период с августа 2010 года по ноябрь 2016 года;
- личного дела бывшего сотрудника ООО «Сёма» ФИО3, включающего в себя: заявление сотрудника о приеме на должность, приказ о назначении на должность, заявление о предоставлении вычетов по налогу на доходы физических лиц, личная карточка (форма Т-2), копии дипломов, аттестатов, свидетельств об образовании, свидетельств об образовании; трудовой договор; соглашение о материальной ответственности; справка о сумме заработной платы с предыдущих мест работы; копии ИНН, СНИЛС, паспорта, военного билета; приказы о повышении, поощрении, взыскании; копии заявлений и приказов на отпуск; характеристика с предыдущих мест работы; анкета, при соискании должности; должностная инструкция; справка о прохождении медицинского осмотра; докладные записки; объяснительные, трудовые книжки; личные медицинские книжки;
- личного дела сотрудника ООО «Сёма» ФИО4, включающего в себя: заявление сотрудника о приеме на должность, приказ о назначении на должность, заявление о предоставлении вычетов по налогу на доходы физических лиц, личная карточка (форма Т-2), копии дипломов, аттестатов, свидетельств об образовании, свидетельств об образовании; трудовой договор; соглашение о материальной ответственности; справка о сумме заработной платы с предыдущих мест работы; копии ИНН, СНИЛС, паспорта, приказы о повышении, поощрении, взыскании; копии заявлений и приказов на отпуск; характеристика с предыдущих место работы; анкета, при соискании должности; должностная инструкция; справка о прохождении медицинского осмотра; докладные записки; объяснительные, трудовые книжки; личные медицинские книжки;
- личного дела бывшего сотрудника ООО «Сёма» ФИО1, включающее в себя: заявление сотрудника о приеме на должность, приказ о назначении на должность, заявление о предоставлении вычетов по налогу на доходы физических лиц, личная карточка (форма Т-2), копии дипломов, аттестатов, свидетельств об образовании, свидетельств об образовании; трудовой договор; соглашение о материальной ответственности; справка о сумме заработной платы с предыдущих мест работы; копии ИНН, СНИЛС, паспорта, приказы о повышении, поощрении, взыскании; копии заявлений и приказов на отпуск; характеристика с предыдущих мест работы; анкета, при соискании должности; должностная инструкция; справка о прохождении медицинского осмотра; докладные записки; объяснительные, трудовые книжки; личные медицинские книжки.
Решением суда от 09.10.2018 в удовлетворении иска отказано.
Общество с вынесенным решением не согласилось, обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ее податель указал на то, что при прекращении ФИО1 обязанностей исполнительного органа ООО «Сема» ею не была исполнена обязанность по передаче всей имеющейся документации новому директору. Ссылается на то, что в декабре 2016 года новым директором ООО «Сёма» в присутствии свидетелей был составлен акт об отсутствии в Обществе истребуемых документов, однако невозможность представления данного акта суду первой инстанции была вызвана объективными причинами.
ФИО1 в отзыве на жалобу и её представитель в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении спора, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке, установленном пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассматривается в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «Сёма» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 10.08.2010 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.08.2018 участниками Общества являлись ФИО1 с долей в уставном капитале в размере 50% номинальной стоимостью 5000 руб. и ФИО4 с долей в уставном капитале в размере 50% номинальной стоимостью 5000 руб.
ФИО1 исполняла обязанности генерального директора Общества в период с 01.08.2011 по 30.11.2016.
Общество письмом от 23.07.2018 потребовало от ФИО1 передать вновь назначенному директору документы о деятельности Общества за период с 2010 года по ноябрь 2016 года.
ФИО1 в письме от 30.07.2018 указала, что ее полномочия в должности генерального директора прекращены с 01.12.2016, часть документов была ею передана лично ФИО4 по актам от 29.11.016 и 02.12.2016. Остальные документы, имевшиеся на момент увольнения в Обществе и касающиеся его деятельности, находились в помещении офиса по адресу: Технический проезд, д.2, ключи от которого в ноябре 2016 года были переданы ФИО4
ООО «Сёма», ссылаясь на то, что ФИО1 требование о передаче документов в добровольном порядке не удовлетворено, обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции счел требования истца необоснованными.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) определено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Законом № 14-ФЗ не установлен порядок передачи документов директором вновь избранному руководителю.
Согласно пункту 4 статьи 29 Закона № 402-ФЗ при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Перечень документов, подлежащий (в том числе) хранению обществом, указан в пункте 1 статьи 50 Закона № 14-ФЗ, в силу пункта 2 указанной статьи Закона общество хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.
Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, установлено обязательное проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и при смене материально ответственных лиц.
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, в случае смены единоличного исполнительного органа общества должна быть проведена инвентаризация его активов и обязательств; печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность, а также иные документы, подлежащие хранению в обществе и необходимые для осуществления деятельности общества и руководства ею, подлежат передаче вновь избранному исполнительному органу общества.
В рассматриваемом случае судом установлено, что ФИО1 являлась генеральным директором ООО «Сёма» до 30.11.2016, запись о смене руководителя Общества, назначении генеральным директором ФИО5 внесена в ЕГРЮЛ 13.12.2016.
По акту передачи от 29.11.2016 ФИО1 передала второму учредителю Общества ФИО4 личные документы на 12 сотрудников ООО «Сёма», по акту от 02.12.2016 ФИО1 передала ФИО4 печати ООО «Сёма» в количестве 2 штук, чистые бланки строгой отчетности (квитанции), карточки с одноразовыми кодами СГБ - банк в количестве 2 штук (л.д. 8, 32).
Согласно объяснениям ФИО1 остальные документы, имевшиеся на момент её увольнения в Обществе и касающиеся его деятельности, находились в помещении офиса по адресу: <...>, разногласий по поводу наличия либо отсутствия какой-либо документации не имелось.
Ссылка подателя жалобы на наличие акта об отсутствии документов, составленного в присутствии свидетелей в декабре 2016 года, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данный акт не был представлен истцом в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, судом установлено, что инвентаризация имущества и обязательств ООО «Сёма» при смене руководителя не производилась.
После назначения нового генерального директора Общества при установлении факта пропажи или гибели первичных документов мероприятия по расследованию причин пропажи и гибели таких документов, восстановлению документации Общества на основании пункта 6.8 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105, не проводились.
В то же время на протяжении длительного времени ООО «Сёма» осуществляло хозяйственную деятельность и об отсутствии документов не заявляло.
Требование о предоставлении документов направлено Обществом в адрес ФИО1 лишь 23.07.2018, после ее обращения в Арбитражный суд Новгородской области с иском к ООО «Сёма» о предоставлении документов на основании пунктов 2 и 3 статьи 50 Закона № 14-ФЗ (дело № А44-4115/2018), что свидетельствует о наличии в Обществе корпоративного конфликта.
Апелляционный суд констатирует, что апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 октября 2018 года по делу № А44-7221/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сёма» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий | Л.Ф. Шумилова |
Судьи | О.Н. Виноградов О.Г. Писарева |