ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-7392/2021 от 26.05.2022 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 июня 2022 года

г. Вологда

Дело № А44-7392/2021

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и              Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой .Д.Р.Др Р.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного автономного учреждения «Центр консалтинга и инноваций АПК» на решение Арбитражного суда Новгородской области                    от 05 марта 2022 года по делу № А44-7392/2021,

у с т а н о в и л:

областное государственное автономное учреждение «Центр консалтинга и инноваций АПК» (ОГРН 1175321004539, ИНН 5321189597;                                  адрес: 173001, Новгородская область, Великий Новгород,                                     улица Большая Санкт-Петербургская, дом 6/11, офис 9; далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением Министерству финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094,               ИНН 5321028776; адрес: 173005, Новгородская область, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1, офис 478; далее – министерство) о признании недействительным пункта 5 мотивировочной части и пункта 2 резолютивной части представления от 17.12.2021 № 33.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 05 марта                2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Учреждение с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Указывает, что нецелевое использование учреждением бюджетных средств министерством не доказано.

Министерство в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается в материалах дела, Министерством сельского хозяйства Новгородской области 13.01.2020 утверждено государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов для учреждения, согласно которому одним из видов работ является проведение совещаний, семинаров и конференций по вопросам создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственных кооперативов, их кредитования и государственной поддержки. Показателем, характеризующим содержание работы, предусмотрено проведение семинаров, совещаний, конференций, выставочных мероприятий, конкурсов, профориентационных мероприятий, направленных на повышение имиджа отрасли.

Министерством сельского хозяйства Новгородской области и учреждением заключено соглашение от 10.01.2020 о порядке и условиях предоставления из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в 2020 году, 2021 и 2022 годах (далее – Соглашение).

На основании приказа министерства от 21.09.2021 № 140 и Плана проведения контрольных мероприятий на 2021 год в отношении учреждения проведена выездная проверка по предоставления и использования субсидий, предоставленных из областного бюджета, и их отражение в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 01.01.2020 по 31.08.2021, по результатам которой составлен акт от 15.11.2021 и вынесено решение от 10.12.2021 № 05-10-29/1 о наличии оснований для направления представления.

Министерством учреждению внесено представление от 17.12.2021 № 33, в пункте 2 резолютивной части которого от учреждения потребовано в срок до 01.07.2022 возместить ущерб, причиненный областному бюджету, в размере 480 000 руб.

 Не согласившись с данным представлением в части пункта 5 мотивировочной части и пункта 2 резолютивной части, учреждение обратилось в суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.

В силу пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, и государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 Кодекса).

Согласно статье 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (статья 69.1 БК РФ).

В соответствии со статьей 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.

По условиям Соглашения субсидия предоставляется на оказание государственных услуг (выполнение работ), установленных в государственном задании. Субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на другие цели.

В целях выполнения государственного задания учреждением проведено отраслевое совещание с сельхозтоваропроизводителями и предприятиями перерабатывающей промышленности «Итоги сельскохозяйственного 2020 года» как торжественное мероприятие, посвященное Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

На основании протокола заседания комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд учреждения по закупке у единственного поставщика от 22.10.2020 учреждением заключен договор от 22.10.2020 № 23 с индивидуальным предпринимателем Балыковым А.В. (далее – Балыков А.В.) на оказание услуг по сопровождению церемонии чествования передовиков отрасли при проведении отраслевого совещания, по условиям которого Балыков А.В. обязался оказать услуги по сопровождению церемонии чествования передовиков отрасли, обязуется осуществить контроль и общее руководство действиями всех лиц, занятых в оказании услуги по сопровождению церемонии чествования передовиков отрасли, заключать от своего имени и за свой счет договоры с участвующими в оказании услуг лицами.

Общая стоимость услуг, включая расходы исполнителя по оплате услуг и прочие понесенные им расходы, связанные с оказанием услуги по сопровождению церемонии  чествования передовиков отрасли составляет                  480 000 руб.

Согласно приложению к договору стоимость услуг в размере 480 000 руб. включает написание отраслевого гимна для тружеников агропромышленного комплекса Новгородской области стоимостью 230 000 руб., исполнение отраслевого гимна – 35 000 руб., звуковое сопровождение исполнения гимна – 15 000 руб., подготовка видеоряда для сопровождения церемонии – 60 000 руб., ведение церемонии чествования – 90 000 руб., транспортные расходы – 40 000 руб., командировочные расходы – 20 000 руб.

В подтверждение выполненных работ учреждением представлен акт сдачи-приемки услуг от 28.10.2020, акт об оказании услуг от 28.10.2020, фотографии, сделанные при исполнении песни, электронные билеты на поезд 28.10.2020 из Москвы до Чудово и  обратно, видеозапись исполнения песни, которая просмотрена в судебном заседании суда первой инстанции.

Платежным поручением от 28.10.2020 учреждение перечислило                       Балыкову А.В. денежные средства в размере 480 000 руб.

Основанием вынесения представления в оспариваемой части послужили выводы министерства о нарушении учреждением пунктов 1.1. и 1.2 Соглашения ввиду допущенного нецелевого расходования средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), что влечет необходимость возвратить указанные денежные средства.

В обоснование такого вывода министерство указало, что расходы в сумме                    480 000 руб. по написанию гимна и связанные с этим затраты не относятся к государственной работе – проведение совещаний, семинаров и конференций по вопросам создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственных кооперативов, их кредитования и государственной поддержки; документально не подтверждены, в том числе в актах выполненных работ по договору от 22.10.2020 № 23 отсутствует обязательный реквизит «содержание факта хозяйственной жизни».

Согласно статье 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В Соглашении указано целевое расходование субсидии – на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

 Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием  деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Как указано в пункте 5 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными учреждениями и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 27.11.2015 № 468, государственное задание формируется на оказание государственных услуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности областных государственных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее – общероссийские базовые перечни), и утвержденном министерством финансов Новгородской области региональном перечне (классификаторе) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Новгородской области (муниципальными правовыми актами), в том числе при осуществлении переданных Новгородской области полномочий Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее – региональный перечень).

Согласно уставу учреждения одним из видов деятельности учреждения является организация и проведение семинаров, совещаний, конференций, полевых дней и других массовых мероприятий в сфере агропромышленного комплекса.

Проведение совещаний, семинаров и конференций по вопросам создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственных кооперативов, их кредитования и государственной поддержки как работа, выполняемая автономным учреждением в отношении которых функции и полномочия учредителя выполняет министерство сельского хозяйства Новгородской области, включена постановлением Правительства Новгородской области от 19.09.2019 № 375 «О государственных услугах и работах, которые могут оказываться (выполняться) областными государственными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя выполняет министерство сельского хозяйства Новгородской области» в перечень работ.

В данном случае согласно акту об оказании услуги от 28.10.2020, составленному представителями учреждения и руководителем центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Новгородской области, во время проведения церемонии чествования исполнителем при звуковом сопровождении исполнен гимн, состоящий из 30 строк, продолжительностью 3,03 мин, ведение церемонии заключалось в произнесении ведущим в соответствии со сценарием торжественных речевых монологов, представление официальных лиц, комментариев о заслугах передовиков, сопровождаемых проецированием на экране световых видеозаставок с изображением Гербов Новгородской области, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, наград. Исполнитель услуги в акте не указан.

Отраженные в договоре с Балыковым А.В. и приложении к нему услуги не соответствуют работе, предусмотренной государственным заданием, – проведение совещания по вопросам создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственных кооперативов, их кредитования и государственной поддержки и ее предусмотренному государственным заданием содержанию, являются, по существу, услугами развлекательного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011               № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Согласно части 2 этой же статьи Закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Поскольку каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, то не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок; первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания; лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Балыков А.В. в соответствии с договором от 22.10.2020 принял на себя обязательство заключать от своего имени и за свой счет договоры с участвующими в оказании услуг лицами.

Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, ни одного договора, заключенного с лицами, осуществившими написание гимна, исполнение гимна, звуковое сопровождение гимна, ведущим, а также лицом, обеспечивающим показ видеозаставок, не представлено.

Согласно информации, размещенной в сети Интернет (том 2, лист 15), текст песни, которая прозвучала на проводимом 28.10.2020 совещании и заявлена учреждением как относящаяся к предмету договора с Балыковым А.В., имел место по состоянию на 01.11.2019.

Доказательств фактического написания песни, на которую ссылается учреждение, в рамках договора с указанным лицом, материалы дела не содержат. В содержании приложения к договору не усматривается, что под написанием гимна предполагалось написание только мелодии без текста. Вопреки доводам жалобы, соотнесение текста песни, выполненного на бумажном носителе и содержащегося на видеозаписи исполнения песни, не требует специальных познаний.

Представленные в подтверждение транспортных расходов электронные билеты на проезд по направлению Москва-Чудово и обратно в отношении Давыдова М.В., Кружилина Н.А., Балыкова А.В., Афонина Е.Ю.,                    Скиданенко В.В., Тимохина Н.Н., Черкасова Ф.А., правомерно не приняты судом первой инстанции как доказательства целевого характера расходования средств субсидии в соответствующем размере, поскольку участие в церемонии названных лиц в том числе в рамках исполнения договора с Балыковым А.В., ничем не подтверждено.

Ссылки апеллянта на то, что указанные лица являются участниками группы, исполнявшей песню на рассматриваемой церемонии, документально не подтверждены, кроме того, в любом случае исполнение песни в рамках договора с Балыковым А.В. не подтверждено документально.

Как верно отметил суд, в отношении исполнения отраслевого гимна со звуковым сопровождением, подготовки видеоряда для сопровождения церемонии и ведения церемонии чествования, командировочных расходов каких-либо первичных документов не представлено.

Само по себе подписание с Балыковым А.В. акта сдачи-приемки услуг, на который сослался апеллянт, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств не опровергает обоснованность выводов министерства.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы учреждения не подтверждают, что спорные затраты правомерно понесены за счет субсидии на выполнение государственного задания.

Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно заключил об отсутствии совокупности установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворения требований заявителя.

Несогласие учреждения с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены судебного акта.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы учреждения расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. остаются на заявителе в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 марта 2022 года по делу № А44-7392/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного автономного учреждения «Центр консалтинга и инноваций АПК» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.Н. Болдырева

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина