ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-832/2023 от 12.02.2024 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 февраля 2024 года

г. Вологда

Дело № А44-832/2023

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2024 года .

В полном объеме постановление изготовлено февраля 2024 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гумаровой А.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Вологодские карьеры» Барашковой Н.С. по доверенности от 14.10.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 декабря 2023 года по делу № А44-832/2023,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Вологодские карьеры» (адрес: 162603, Вологодская область, город Череповец, улица Боршодская,
дом 48, офис 2; ОГРН 1163525101178, ИНН 3528264575; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением
к Министерству строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (адрес: 173005, Новгородская область, Великий Новгород, площадь Победы-Софийская, дом 1, офис 575; ОГРН 1195321002414, ИНН 5321198947; далее – министерство; Минстрой области) о признании недействительным приказа министерства от 28.11.2022 № 3101, возложении на Минстрой области устранить допущенные указанным приказом нарушения прав и законных интересов общества путем принятия в течение 14 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу распоряжения о переводе земельного участка с кадастровым номером 53:18:0091602:240 площадью 71,8928 га, местоположение: Российская Федерация, Новгородская область, Хвойнинский муниципальный округ, из категории земель «сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (с учетом уточнения требований, принятого судом), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородкой области (далее – Минприроды области) и администрации Хвойнинского муниципального округа Новгородской области (далее – администрация).

Решением суда от 05.12.2023 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении его требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.

Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами, в ней изложенными, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество с 20.05.2019 является держателем лицензии на пользование недрами НВГ 53770 TP с целью геологического изучения (поиска и оценки), разведки и добычи песка и песчано-гравийной смеси на участке «Спасово», расположенном в 0,5 км на северо-восток от деревни Спасово Хвойнинского муниципального района Новгородской области, сроком действия до 29.02.2030.

Ввиду наличия названной лицензии общество, посредством почтового отправления, обратилось в Минстрой области с ходатайством от 25.08.2022
(т. 1, л. 25) о переводе о переводе земельного участка с кадастровым номером 53:18:0091602:240 площадью 718 928 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Новгородская область, Хвойнинский муниципальный округ, из категории земель «сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с целью ведения в дальнейшем на указанном земельном участке добычи песка и песчано-гравийной смеси на участке недр «Спасово».

К указанному ходатайству общество приложило ряд необходимых документов, в частности, лицензию на пользование недрами от 20.05.2019 НВГ 53770 TP , горноотводный акт к лицензии, утвержденный проект рекультивации на месторождении «Спасово», согласие администрации на перевод земельного участка в иную категорию земель (т. 1, л. 8–35).

По результатам рассмотрения указанного ходатайства в связи с установлением несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка, находящегося в общедолевой муниципальной собственности, с кадастровым номером 53:18:0091602:240 утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, ввиду нецелесообразности указанного перевода, Минстрой области вынесло приказ от 28.11.2022 № 3101 «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» (т. 1, л. 35).

К указанному приказу Минстрой области составило письмо от 28.12.2022 № СА-9094-И «О направлении информации» (т. 1, л. 36), в котором сообщило обществу, что по результатам рассмотрения его ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности принято решение об отказе в переводе земель на основании статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ), с учетом решения комиссия по выработке мер совершенствования системы управления в сфере оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Новгородской области от 08.11.2022 о нецелесообразности перевода по ходатайству общества земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности для добычи песка и песчано-гравийной смеси, ввиду несоответствия испрашиваемого обществом целевого назначения земель документам территориального зонирования – генеральному плану Миголощского сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов Миголощского сельского поселения от 17.04.2012 № 69 (т. 1, л. 36).

Указанное письмо Минстроя области от 28.12.2022 № СА-9094-И
«О направлении информации» с приложенным к нему приказом Минстроя области от 28.11.2022 № 3101 «Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую» направлено обществу (т. 1, л. 36).

Общество, полагая отказ в переводе земель из одной категории в другую незаконным, нарушающим его право пользования недрами, приобретенное на торгах, проведенных Минприроды области, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, правомерно руководствуясь следующим.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В данном случае оспариваемый приказ издан ответчиком в пределах его компетенции согласно положениям пункта 2 статьи 15 Закона № 172-ФЗ, пункта 3.97 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 17.07.2020 № 332.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3).

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

На основании пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 ЗК РФ).

Как следует из пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Соответственно, сельскохозяйственными угодьями являются только те земли или земельные участки в составе таких земель, которые систематически используются для вышеуказанных целей.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на сохранении целевого использования земельных участков.

На основании пункта 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, среди прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

С учетом вышеприведенных норм суд первой инстанции пришел к верному заключению о возможности использования земельных участков исключительно в соответствии с их целевым назначением. При этом законодатель предусмотрел возможность перевода земельного участка из одной категории в другую на основании решения соответствующего уполномоченного органа.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, Законом № 172-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона № 172-ФЗ).

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен в статье 2 Закона № 172-ФЗ.

В силу части 1 приведенной нормы Закона № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Необходимые сведения, подлежащие отражению в ходатайстве, и перечень документов, подлежащих приложению к названному ходатайству, приведены в частях 3 и 4 статьи 2 Закона № 172-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона № 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

В статье 4 Закона № 172-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается. К таким случаям отнесены: 1) установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличие отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3)установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Однако согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается с целью добычи полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Учитывая, что случаи перевода земель, закрепленные в статье 7 Закона № 172-ФЗ, являются исключительными, ограничения по переводу земель, установленные тем же Законом № 172-ФЗ в статье 4, не должны отменять исключительность закрепленных в статье 7 названного закона случаев, когда такой перевод допускается.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, право пользования участком недр «Спасово» обществом приобретено на торгах, обществу выдана лицензия на пользование недрами НВГ № 53770 ТР
от 20.05.2019 со сроком действия до 17.06.2026, с обществом подписано лицензионное соглашение от 20.05.2023 к названной лицензии, оформлен горный отвод, выдан горноотводный акт 20.08.2021 со сроком действия до 29.02.2030 с планом границ горного отвода.

Согласно лицензионному соглашению, заключенному обществом с Минприроды области, общество с целью реализации возможности пользования участком недр «Спасово», в разделе 10.4 «Условия землепользования и рекультивации земель» общество приняло на себя обязательства по снятию и сохранению плодородного слоя почвы для использования на рекультивацию земель, по своевременному проведению рекультивации выработанного пространства и восстановлению плодородия площадей.

Проект рекультивации земель месторождения песка и песчано-гравийной смеси «Спасово» в Хвойнинском муниципальном районе Новгородской области 25-11/23 РЗ разработан и утвержден обществом в установленном законом порядке, согласован с администрацией, передан и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области 11.01.2022.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что испрошенный обществом перевод земель из одной категории в другую является тем исключительным случаем, когда такой перевод допускается согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ.

Кроме того, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предусмотрено, что пользователь недр, получивший участок недр для геологического изучения (геологический отвод), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами (статья 25.1 Закона о недрах).

Таким образом, пользователь недр вместе с получением соответствующей лицензии приобретает с соблюдением установленных законодательством процедур право пользования земельным участком в границах геологического отвода и (или) горного отвода.

В рассматриваемом случае право пользования участком недр «Спасово» предоставлено обществу на основании приказа Минприроды от 13.05.2019
№ 497. Проектная документация разработана и утверждена в 2019–2021 годах, утвержден в установленном порядке проект рекультивации земель после отработки месторождения, что подателем жалобы не оспаривается.

При этом администрация Хвойнинского муниципального округа (правопреемник администрации Миголощского сельского поселения Хвойнинского муниципального округа) выдала 15.08.2022 согласие на перевод земель из одной категории в другую, ссылаясь на факт неиспользования спорного земельного участка в сельскохозяйственном производстве (т. 1,
л. 142) (выездное обследование показало, что участок длительное время  не используется для ведения товарного сельскохозяйственного производства, зарос древесной кустарниковой растительность, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» обладает признаками неиспользования в сельскохозяйственных и иных целях; акты обследования,
(т. 1, л. 37–39).

Согласно лицензионному соглашению с Минприроды области общество заключило с администрацией муниципального образования соглашение о социально-экономическом сотрудничестве от 16.12.2019, в соответствии с которым, наряду с иным, обязалось обеспечить определенное число рабочих мест для местного населения (т. 1, л. 143).

При таких обстоятельствах у министерства не имелось оснований для отказа в удовлетворении ходатайства общества от 25.08.2022 о переводе спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, и отказ в таком переводе не только не соответствует приведенным нормам законодательства, применимого в спорной ситуации, но и нарушает права и законные интересы общества в предпринимательской деятельности, поскольку отказом Минстроя области общество как держатель лицензии на пользование недрами НВГ 53770 ТР лишено гарантированного статьей 7 Закона о недрах исключительного права на осуществление в границах горного отвода месторождения «Спасово» пользования недрами, лишено возможности выполнения условий лицензионного соглашения, заключенного с Минприроды области, согласно пунктам 6.9, 6.10 которого общество обязано начать освоение месторождения не позднее 19.06.2023 и выйти на проектную мощность добычи полезных ископаемых с установленной лицензионным соглашением производительностью в срок – не позднее 18.12.2023 (т. 1, л. 15), в противном случае, в силу пункта 11.2 того же лицензионного соглашения право пользования недрами может быть досрочно прекращено Минприроды области (т. 1, л. 21).

Кроме того, как верно принято во внимание судом и не опровергнуто подателем жалобы, Минстрой области не установило несоответствие испрашиваемой категории земель утвержденным документам территориального планирования Новгородской области в отношении спорного земельного участка, что также свидетельствует о незаконности отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую.

Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу об наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Имеющиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.

Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 05 декабря
2023 года по делу № А44-832/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

Н.В. Чередина

А.Н. Шадрина