ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-8966/15 от 27.04.2016 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 мая 2016 года

г. Вологда

Дело № А44-8966/2015

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2016 года .

В полном объеме постановление изготовлено мая 2016 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 декабря 2015 года по делу № А44-8966/2015(судья Янчикова Н.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Городское пассажирское автотранспортное предприятие» (место нахождения: 173015, Великий Новгород, улица Нехинская, дом 1; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (место нахождения: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Департамент финансов) о взыскании за счет казны Новгородской области 915 795 руб. 81 коп. убытков, возникших в III квартале 2014 года в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области (далее – Департамент транспорта).

Решением суда от 22 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Этим же решением с ответчика в пользу истца взыскано 21 316 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Департамент финансов с решением суда не согласился, обратился в  Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, просит его отменить. Считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Полагает, что аналогичный спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям уже рассматривался арбитражный судом в рамках дела                       № А44-7508/2014. Решением суда от 17.02.2015 по делу № А44-7508/2014 в части, оставленной без изменения кассационной инстанцией, с Новгородской области в лице Департамента в пользу Общества взысканы убытки, возникшие вследствие перевозки льготных категорий граждан в третьем квартале           2014 года.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В материалах дела усматривается, что Общество является коммерческой организацией, осуществляющей пассажирские перевозки общественным транспортом в границах Великого Новгорода и Крестецкого муниципального района.

В III квартале 2014 года истец на основании заключенных с администрациями Великого Новгорода и Крестецкого муниципального района договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования осуществлял перевозку пассажиров, в том числе на основании единых социальных проездных билетов (далее – ЕСПБ).

Между Департаментом транспорта и Обществом 17.03.2014 подписано соглашение, предусматривающее предоставление Обществу субсидии на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области.

На основании представленных Обществом отчетов о транспортной работе за III квартал 2014 года Департаментом транспорта произведен расчет субсидии, причитающейся к выплате Обществу за указанный период. Согласно данному расчету размер субсидии, подлежащей выплате за указанный период 2014 года, составил 1 762 252 руб. 58 коп., в том числе 1 704 699 руб. за перевозки, выполненные в городском сообщении на территории городского округа Великий Новгород, 57 553 руб. 58 коп. за перевозки, выполненные в пригородном сообщении Крестецкого муниципального района.

Поскольку субсидия в указанном размере Обществу не выплачена, последнее обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением о ее взыскании.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17.02.2015 по делу № А44-7508/2014 исковые требования Общества удовлетворены: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 915 795 руб. 81 коп. убытков, составляющих сумму невыплаченной субсидии, с Новгородской области в лице Департамента финансов за счет средств казны Новгородской области в пользу Общества взыскано 846 456 руб. 77 коп. убытков.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного федерального округа от 02.09.2015 состоявшиеся по делу № А44-7508/2014 судебные акты отмены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации                     915 795 руб. 81 коп.. убытков, в иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.

В связи с отменой судебных актов в части взыскания убытков с Российской Федерации в сумме 915 795 руб. 81 коп. за перевозку в III квартале 2014 года отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр льготников и обладавших правом проезда по ЕСПБ, Общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с настоящим исковым заявлением к Новгородской области.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Общества, правомерно исходил из следующего.

Нормами статей 426 и 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон               № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в частности, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3                Закона № 184-ФЗ.

Областной закон Новгородской области от 02.06.2009 № 540-ОЗ «О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок» (далее – Закон № 540-ОЗ) предусматривает, что граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях. Форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от ЕСПБ устанавливается правительством Новгородской области.

Постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 «О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами» (далее – Постановление № 519) с 01 января 2006 года на территории Новгородской области введена продажа месячных и квартальных ЕСПБ, утверждено Положение о порядке продажи и пользования ЕСПБ. Данным постановлением определен также перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ, установлена его стоимость.

Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области (далее – Порядок), утвержден постановлением администрации Новгородской области от 16.03.2009 № 65. В соответствии с пунктом 4 Порядка субсидия предоставляется перевозчику при наличии заключенного договора на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования и подписании соглашения между перевозчиком и Департаментом транспорта на получение субсидии. Расчет объема субсидии осуществляется в соответствии с пунктами 6, 7 Порядка на основании отчетных данных о транспортной работе, предоставляемых перевозчиком.

Из материалов дела следует, что соответствующее соглашение о предоставлении субсидии заключено Обществом и Департаментом транспорта 17.03.2014. Во исполнение положений пункта 4-1 Порядка и условий пункта 4 указанного соглашения Обществом представлены в Департамент транспорта отчеты о транспортной работе за рассматриваемый период.

На основании данных расчетов Департаментом транспорта произведен расчет размера субсидии за третий квартал 2014 года в размере 1 762 252 руб. 58 коп.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17.02.2015 по делу № А44-7508/2014 в части, оставленной без изменения кассационной инстанцией, с Новгородской области в лице Департамента финансов за счет средств областной казны взыскано 846 456 руб. 77 коп. убытков в размере субсидии, подлежащей выплате в связи с перевозкой граждан, включенных в областной регистр льготников.

В рамках настоящего иска истцом заявлены требования о взыскании с ответчика 915 795 руб. 81 коп. убытков, связанных с перевозкой пассажиров, относящихся к федеральному регистру  льготников.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006             № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23), при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

В соответствии с пунктами 18, 19 Постановления № 23 отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

В данном случае финансирование льгот, предусмотренных Законом                  № 540-ОЗ, Постановлением № 519, относится к расходным обязательствам Новгородской области.

В пункте 16 Постановления № 23 также указывается, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В настоящем деле сведений о полном или частичном приостановлении действия Закона № 540-ОЗ, Постановления № 519 не имеется.

В свете изложенного исковые требования Общества о взыскании с Новгородской области в лице Департамента финансов за счет средств казны области 915 795 руб. 81 коп. убытков, связанных с перевозкой пассажиров, относящихся к федеральному регистру льготников, правомерно удовлетворены судом.

Доводы ответчика о том, что производство по настоящему спору подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ, ввиду того, что аналогичный спор между теми же лицами уже рассматривался судом, отклоняются апелляционной коллегией.

Как видно из состоявшихся судебных актов по делу № А44-7508/2014,  в рамках указанного спора Общество с учетом уточнения иска в порядке              статьи 49 АПК РФ просило взыскать с Новгородской области в лице Департамента финансов за счет средств казны области 846 456 руб. 77 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой в третьем квартале 2014 года пассажиров, отнесенных к льготной категории граждан региональным законодательством. Требований о возмещении убытков, связанных с перевозкой пассажиров, относящихся к федеральному регистру льготников, Обществом к данному ответчику при рассмотрении дела № А44-7508/2014 не заявляло.

При таких обстоятельствах основания для вывода о тождественности настоящего спора и спора, разрешенного судом в рамках дела                             № А44-7508/2014, и, таким образом, для прекращения производства по рассматриваемому делу отсутствуют.

В апелляционной жалобе ответчиком не приводится доводов, опровергающих правомерность выводов суда.

Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении судом норм материального и процессуального права.

Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда апелляционным судом не установлено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Департамента финансов – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 декабря 2015 года по делу № А44-8966/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                                 Н.В. Чередина

 Судьи                                                                                               А.Я. Зайцева 

         А.Н. Шадрина