ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
14 октября 2020 года | г. Вологда | Дело № А44-9487/2019 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 июля 2020 года по делу № А44-9487/2019,
у с т а н о в и л:
специализированная некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 81; далее – Фонд) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к муниципальному казенному учреждению Великого Новгорода «Городское хозяйство» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35а; далее – Учреждение) о взыскании 5 726 587 руб. 62 коп.убытков, возникших по причине невыполнения Учреждением обязательств по капитальному ремонту лифтов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Великий Новгород, пр. Мира, д. 18.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Великого Новгорода (далее – Администрация), Правительство Новгородской области (далее – Правительство).
Решением суда от 22 июля 2020 года исковые требования удовлетворены, кроме того, с ответчика в пользу истца взыскано 51 633 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Ответчик с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что виды деятельности Учреждения сводятся к выполнению работ путем заключения муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных бюджетных обязательств. До 2019 года Учреждение имело иную организационно-правовую форму, к видам деятельности которой относились: выполнение работ путем заключения контрактов на осуществление текущего ремонта и содержания переданного имущества в рамках выделенных муниципальных заданий. При этом источником финансирования деятельности ответчика являлись финансовые средства городского бюджета. Полномочиями по самостоятельному распределению выделенных финансовых средств на осуществление работ Учреждение не обладает.Полагает, что при вынесении решения судом не учтен факт недоказанности истцом противоправности поведения причинителя вреда и, как следствие, состава гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков. Указывает, что Фонд не является надлежащим истцом по спору, поскольку накопленные на счете регионального оператора денежные средства принадлежат неопределенному кругу лиц. Вместе с тем в данном споре Фонд представляет свои интересы, а не нарушенное право собственников помещений многоквартирного дома.
Администрация в отзыве поддержала позицию апеллянта.
Истец в отзыве с доводами апеллянта не согласился.
Отзыв на жалобу от Правительства не поступил.
Стороны, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда Новгородской области от 16 октября 2017 года по делу № 2-1906/17 (по иску гражданки ФИО1), с учетом апелляционного определения Новгородского областного суда от 28 февраля 2018 года, на муниципальное бюджетное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство» (впоследствии изменена организационно-правовая форма на муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство») возложена обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести в многоквартирном жилом <...> в Великом Новгороде капитальный ремонт лифтов.
Администрация при рассмотрении дела № 2-1906/17 выступала в качестве соответчика. По итогам рассмотрения спора на Администрацию возложена субсидиарная ответственность по производству капитального ремонта спорных работ указанного многоквартирного дома.
К выполнению работ по ремонту лифтов Учреждение не приступило, в том числе, как следует из пояснений представителя ответчика, данных им в судебном заседании, ввиду отсутствия собственных денежных средств и финансирования со стороны Администрации на данные цели.
Постановлением Правительства Новгородской области от 03.02.2014 № 46 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014 - 2043 годы» проведение капитального ремонта лифтов спорного дома было включено в региональную программу капитального ремонта в плановый период 2017-2019 годы.
Согласно подразделу 3.2-1 раздела 3 региональной программы «Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД на 2018 год» размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, составляет по виду работ - ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт – 1 961 237 руб./шт.
В соответствии с пунктом 3.4 раздела 3 описания названной программы в целях ее реализации, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство утверждает краткосрочные планы реализации программы в порядке, установленном Правительством, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Распоряжением Правительства от 30.11.2017 № 386-рг утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Великого Новгорода, на 2014 – 2043 годы, на период 2017 – 2019 годов, согласно которому капитальный ремонт лифтового оборудования спорного многоквартирного дома запланирован на 2019 год стоимостью 5 883 711 руб. за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Распоряжением Правительства Новгородской области от 09.06.2018 № 173-рг «О внесении изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, на 2014 - 2043 годы, на период 2017 - 2019 годов» срок проведения капитального ремонта лифтового оборудования спорного многоквартирного дома перенесен на 2018 год, однако также определен за счет средств собственников помещений многоквартирного жилого дома.
В целях реализации утвержденной региональной программы, а также на основании решения общего собрания собственников помещений спорного дома от 15.03.2018, 20.07.2018 Фонд (региональный оператор; заказчик) заключил с обществом с ограниченной ответственностью «Мосрегионлифт» (подрядчик, далее – ООО «Мосрегионлифт») договор № 1Л/2018 на выполнение работ по капитальному ремонту, в том числе лифтов спорного дома.
Стоимость работ по капитальному ремонту лифтов в спорном доме согласно приложению 1 к договору (в редакции дополнительного соглашения № 8 к нему) составила 5 726 587 руб. 62 коп.
Факт выполнения предусмотренных договором работ и обязанность по их оплате Фондом подтверждается подписанными сторонами актами приемки в эксплуатацию от 26.03.2019, актами формы КС-2, справками формы КС-3 от 26.03.2019 на сумму 5 726 587 руб. 62 коп.
Выполненные ООО «Мосрегионлифт» работы оплачены за счет средств Фонда..
По результатам внеочередного общего собрания, оформленного протоколом № 1 от 15.03.2018, собственники помещений спорного дома приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта путем прекращения формирования фонда на специальном счете и формирования фонда капительного ремонта на счете регионального оператора – Фонда.
Кроме того, указанным решением собственники помещений спорного дома уполномочили Фонд обратиться в суд за возмещением денежных средств, израсходованных на капитальный ремонт со счета регионального оператора, обязанность по проведению которого была возложена на Учреждение и Администрацию.
Поскольку Учреждение стоимость выполненных работ по капитальному ремонту лифтов спорного многоквартирного дома в добровольном порядке не компенсировало, Фонд обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционная инстанция находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из общих принципов деликтной ответственности лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность следующих условий: наличие и размер убытков, противоправность поведения ответчика, причинную связь между допущенными нарушениями и возникшими убытками.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда Новгородской области от 16 октября 2017 года по делу № 2-1906/17 обязанность по выполнению спорных работ была возложена на Учреждение, вывод о необходимости проведения ремонта лифта в спорном доме сделан судом общей юрисдикции на основании совокупности доказательств, указанные обстоятельства не требуют повторного доказывания в рамках настоящего дела в силу части 3 статьи 69 АПК РФ.
Факт того, что решение суда общей юрисдикции исполнено не было, Учреждение не отрицает.
Размер понесенных Фондом расходов на оплату работ по капитальному ремонту лифта подтверждается материалами дела.
Доводы апеллянта о том, что Фонд, осуществляя капитальный ремонт лифтов спорного многоквартирного дома, действовал во исполнение нормативно-правовых актов в рамках возложенных на него полномочий, в связи с чем, несение расходов на осуществление подобного ремонта является обязанностью регионального оператора и должно осуществляться за счет источников финансирования его деятельности или жильцов многоквартирного дома, обоснованно отклонен судом.
В соответствии со статьей 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) постановлением от 02.08.2018 № 3437 Администрация утвердила Порядок и условия финансирования проведения бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет средств бюджета Великого Новгорода.
Согласно пункту 3 названного Порядка, его положения не распространяются на многоквартирные дома, по которым имеются вступившие в законную силу решения суда о возложении на ответчика обязанности выполнить капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В настоящее время нормативный акт, устанавливающий процедуру финансирования исполнения судебных актов, аналогичных решению Новгородского районного суда Новгородской области по делу № 2-1030/16, органом местного самоуправления не принят. Учреждению из бюджета ежегодно выделяются определенные суммы на проведение капитальных ремонтов, выполнение которых основано на судебных решениях. Вместе с тем, поскольку из-за отсутствия достаточного финансирования Учреждение допускает просрочки исполнения судебных актов, проведение капитального ремонта осуществляется управляющими организациями (как за счет средств собственников помещений многоквартирных домов, так и за счет иных денежных средств). В последующем лица, понесшие затраты на оплату таких работ, обращаются в суд с требованием о взыскании с Учреждения понесенных расходов. При этом значительная часть выделяемых ответчику денежных средств расходуется именно на исполнение денежных требований взыскателей.
В силу части 1 статьи 180 ЖК РФ исполнение региональной программы капитального ремонта является основной обязанностью регионального оператора (истца). При этом вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции обязанность по проведению капитального ремонта лифтов спорного дома возложена именно на Учреждение.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, единственным учредителем ответчика является городской округ Великий Новгород в лице Администрации. В соответствии с пунктом 5.8 устава Учреждения его финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета Великого Новгорода.
Таким образом, основным источником средств, необходимых для исполнения решения суда общей юрисдикции о возложении на Учреждение обязанности произвести капитальный ремонт лифтов спорного дома, следует считать бюджет Великого Новгорода. При этом органом местного самоуправления не принят нормативный акт, предусматривающий порядок финансирования подобных работ за счет бюджетных средств.
В данном случае, согласно пояснениям Правительства, областными законами об областном бюджете на 2017, 2018 и 2019 годы выделение Фонду каких-либо денежных средств для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предусмотрено не было.
В утвержденном Правительством Новгородской области краткосрочном плане реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Великого Новгорода, на 2014 - 2043 годы, на период 2017 - 2019 годов, также указано, что спорные работы должны быть оплачены за счет средств собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Поскольку в сложившейся ситуации обязанность по несению расходов, связанных с исполнением вступившего в законную силу судебного акта фактически перекладывается с Учреждения (и, соответственно, бюджета Великого Новгорода) на иных лиц, не обязанных финансировать проведение капитального ремонта спорного дома, Фонд является надлежащим истцом по настоящему делу. Предъявленные им требования направлены на защиту аккумулируемых им средств фонда капитального ремонта путем обращения с иском о возмещении затрат, понесенных в связи с нарушением ответчиком сроков исполнения судебного акта суда общей юрисдикции.
Факт противоправного поведения Учреждения (неисполнения судебного акта в установленный срок), наличие и размер понесенных расходов, необходимых для восстановления нарушенного права (оплата работ по капитальному ремонту лифта), а также причинная связь между бездействием Учреждения и понесенными Фондом расходами, в данном случае доказаны.
При таких обстоятельствах ввиду доказанности Фондом совокупности обстоятельств для взыскания убытков в виде расходов, понесенных на проведение капитального ремонта лифтов в многоквартирном доме, расположенном по адресу: В. Новгород, пр. Мира, д. 18, исковые требования обоснованно удовлетворены судом в заявленном в иске размере.
Доводы, приведенные Учреждением в жалобе, не опровергают правильность решения суда, основаны на иной правовой оценке ответчиком обстоятельств спора, в связи с этим отклоняются апелляционным судом.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормам материального права, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 июля 2020 года по делу № А44-9487/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения Великого Новгорода «Городское хозяйство» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Чередина |
Судьи | Ю.В. Зорина А.В. Романова |