СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 24
г. Томск | Дело № А45-14059/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Кривошеиной С.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился;
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 21.07.2017;
от третьих лиц – не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 сентября 2017 г. по делу № А45-14059/2017 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «СибСтройТранс», общество с ограниченной ответственностью «Сибирский причал»,
о признании решения аукционной комиссии от 25.05.2017 незаконным, открытого аукциона несостоявшимся,
о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными деяний должностных лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – заявитель, предприниматель ФИО3) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) о признании решения аукционной комиссии от 25.05.2017 незаконным, открытого аукциона несостоявшимся.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственность «СибСтройТранс», Общество с ограниченной ответственностью «Сибирский причал» (далее – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение:
Признать недействительными решение от 25.05.2017 аукционной комиссии по проведению открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии 2964 км от устья реки Обь в Октябрьском районе г. Новосибирска Новосибирской области, площадью 0,003873 кв. км, о приостановлении процедуры проведения открытого аукциона и перенесении на 22.06.2017.
Признания открытый аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии 2964 км от устья реки Обь в Октябрьском районе г. Новосибирска Новосибирской области, площадью 0,003873 кв. км, проходивший 25.05.2017, несостоявшимся по причине участия в нем только одного участника.
Обязать Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области заключить с ФИО3 договор водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии 2964 км от устья реки Обь в Октябрьском районе г. Новосибирска Новосибирской области, площадью 0,003873 кв. км, в течение 3 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своей позиции предприниматель ФИО3 указывает, что заинтересованное лицо не доказало невозможность замены членов аукционной комиссии по объективным причинам, к примеру, ввиду отсутствия специалистов с соответствующим уровнем квалификации, также организатором аукциона в материалы дела не представлено доказательств относительно того, предпринимались ли заинтересованным лицом действия, направленные на уведомления каждого члена комиссии о предстоящем заседании комиссии, а также не отражены сведения, свидетельствующие о предпринимаемых действиях замены членов аукционной комиссии. Не совершение заинтересованным лицом действий, направленных на замену членов аукционной комиссии при наличии информации о невозможности их присутствия на заседании аукционной комиссии свидетельствует о недобросовестном поведении.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов апеллянта, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в материалы дела не представили.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Заявитель, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей заявителя, третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 24.03.2017 департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, как организатор аукциона, разместил на официальном сайте извещение о проведении торгов (открытого аукциона) № 240317/2624142/01, Порядок и условия проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии 2964 км от устья реки Обь в Октябрьском районе г. Новосибирска Новосибирской области, площадью 0, 003873 кв. км, утвержденные приказом департамента от 24.03.2017 № 348.
В соответствии с аукционной документацией в департамент были представлены три заявки на участие в открытом аукционе от общества с ограниченной ответственностью «СибСтройТранс», общества с ограниченной ответственностью «Сибирский причал» и индивидуального предпринимателя ФИО3, которые признаны участниками аукциона, назначенного на25.05.2017.
25.05.2017 в день проведения аукциона присутствовало три члена аукционной комиссии, в состав которой входят шесть человек.
В связи с отсутствием необходимого кворума члены аукционной комиссии прервали процедуру проведения аукциона и перенесли проведение открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь на 22.06.2017 в 10 часов.
Приказом Департамента от 25.05.2017 № 691/1 заседание комиссии по проведению открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь перенесено на 22.06.2017 в 10 часов по адресу: <...>, каб. 445.
Решение аукционной комиссии о прерывании процедуры проведения аукциона и перенесение проведения открытого аукциона на 22.06.2017 на 10 часов, оформленной протоколом № 05-17-2 от 25.05.2017, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам и соответствуют действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации департамент осуществляет исполнение переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ полномочий по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации.
Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе и правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».
В силу подпункта «а» пункта 5 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования не допускается создание преимущественных условий для отдельных лиц или группы лиц, в том числе предоставление доступа к конфиденциальной информации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230, организатор аукциона:
а) определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе (далее – заявка);
б) организует подготовку и размещение извещения и документации, извещений о признании аукциона несостоявшимся, завершении аукциона или его отмене. Не позднее 60 дней до начала проведения аукциона организатор аукциона размещает извещение и документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт).
в) дает разъяснения по подлежащим представлению документам до окончания установленного срока приема заявок;
г) заключает договоры о задатке;
д) обеспечивает хранение зарегистрированных заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальность содержащихся в них сведений;
е) формирует действующую на период проведения аукциона комиссию по проведению аукциона, утверждает ее персональный состав и назначает ее председателя;
ж) осуществляет организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии;
з) совершает иные действия, связанные с организацией аукциона.
24.03.2017 Департамент, как организатор аукциона, разместил на официальном сайте извещение о проведении торгов (открытого аукциона) № 240317/2624142/01, а также Порядок и условия проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии 2964 км от устья реки Обь в Октябрьском районе г. Новосибирска Новосибирской области, площадью 0,003873 кв. км, утвержденные приказом департамента от 24.03.2017 № 348 (далее – аукционная документация).
В соответствии с пунктом 2.1 аукционной документации в установленные сроки (не позднее 15 часов 00 минут новосибирского времени18.05.2017) в Департамент были представлены три заявки на участие в аукционе на бумажном носителе от ООО «СибСтройТранс», ООО «СИБИРСКИЙ ПРИЧАЛ» и гражданина РФ ФИО3
В соответствии с решением комиссии по проведению аукциона заявители, подавшие заявки на участие в аукционе: ООО «СибСтройТранс», ООО «СИБИРСКИЙ ПРИЧАЛ» и гражданин РФ ФИО3, признаны участниками аукциона, назначенного на 25.05.2017 (итоговый протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 05-17-1 от 19.05.2017).
Подпункт «е» пункта 8 Правил проведения аукциона устанавливает, что организатор аукциона формирует действующую на период проведения аукциона комиссию по проведению аукциона (далее – комиссия), утверждает ее персональный состав и назначает ее председателя.
Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, а также настоящими Правилами.
Действующая комиссия по проведению аукционов сформирована (создана) Департаментом в составе шести человек 21.01.2014. Состав комиссии по проведению аукционов утвержден приказом Департамента от 21.01.2014 № 56, с изменениями, внесенными приказами от 21.03.2016 № 353, от 13.01.2017 № 17, от 26.01.2017 № 86, от 14.06.2017 № 776, от 04.07.2017 № 916, от 17.07.2017 № 995 (приложения 3-9). Положение о комиссии по проведению аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования (далее – аукционная комиссия), определяющее цели создания, функции, состав и порядок ее деятельности, утверждено приказом департамента от 21.01.2014 № 56.
Согласно пункту 12 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 и пунктов 3.2, 3.3 Положения об аукционной комиссии, утвержденного приказом департамента от 21.01.2014 № 56 аукционная комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее двух третей ее членов. Аукционная комиссия принимает решения путем открытого голосования. Каждый член комиссии имеет 1 голос. Решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии, принявших участие в заседании. При равенстве голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель комиссии или его заместитель, председательствующий на заседании комиссии.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения аукциона решения комиссии в день их принятия оформляются протоколами, которые подписывают члены комиссии, принявшие участие в заседании.
Согласно пункту 51 Правил проведения аукциона приобретению права на заключение договора водопользования нарушение процедуры организации и проведения аукциона, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом результатов аукциона и договора водопользования, заключенного по результатам такого аукциона, недействительными.
Из пункта 8.7 Порядка и условий проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, утвержденных приказом департамента от 24.03.2017 № 348, следует, проведение аукциона может быть прервано по инициативе членов комиссии, либо по предложению участников аукциона и перенесено (продолжено) на другую дату, но не более чем на 30 календарных дней.
Из материалов дела усматривается, что 25.05.2017 отсутствовал кворум аукционной комиссии: из шести членов комиссии присутствовали ФИО4 (председатель аукционной комиссии), ФИО5 (секретарь аукционной комиссии), ФИО6 (член аукционной комиссии), при этом отсутствовало три члена аукционной комиссии ФИО7 (заместитель председателя аукционной комиссии), участвовал в заседании круглого стола по адресу: <...>; ФИО2 (член аукционной комиссии) находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске; ФИО8 (член аукционной комиссии), причина отсутствия не установлена, так как не является работником Департамента.
В связи с отсутствием кворума 25.05.2017 аукционная комиссия была неправомочна принимать решения, в том числе о признании открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии 2964 км от устья реки Обь в Октябрьском районе г. Новосибирска Новосибирской области, площадью 0,003873 кв. км, несостоявшимся по причине участия в нем одного участника (гражданина РФ ФИО3).
Приказом организатора аукциона № 691/1 от 25.05.2017 проведение аукциона было прервано и перенесено на другую дату, на 22.06.2017.
22.06.2017 г. в 10 час. 00 мин. заседание аукционной комиссии состоялось в установленном порядке. К участию в открытом аукционе были допущены три участника: ООО «СибСтройТранс», ООО «СИБИРСКИЙ ПРИЧАЛ» и гражданин РФ ФИО3 (протокол № 05-17-2 от 22.06.2017 г.).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции также приходит к выводу, что действия Департамента по порядку и условиям проведения открытого аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования участка акватории реки Обь, расположенного у правого берега на расстоянии 2964 км от устья реки Обь в Октябрьском районе г. Новосибирска Новосибирской области, площадью 0,003873 кв. км являются обоснованными и соответствующими требованиям действующего законодательства.
Доводы подателя апелляционной жалобы о злоупотреблении Департаментом своим правом, как организатора аукциона, направленным на недопущение признания аукциона несостоявшимся, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не подтверждены достаточными доказательствами.
В целом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи, с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта и признаются несостоятельными, подлежат отклонению.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07 сентября 2017 г. по делу № А45-14059/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий А.Ю. ФИО9
Судьи С.В. Кривошеина
ФИО1