ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-3831/18 от 14.11.2018 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А45-3831/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2018 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего 

 Павлюк Т.В.,

судей

 Кривошеиной С.В.,

 Скачковой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «НОВОСИБИРСКЖИЛСТРОЙ-2» (№ 07ап-8787/2018), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23.07.2018 по делу № А45-3831/2018, по заявлению Закрытого акционерного общества «НОВОСИБИРСКЖИЛСТРОЙ-2», г. Новосибирск (ОГРН 1035402457771, ИНН 5406013497) к 1) Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1145476133351, ИНН 5406793110); 2) Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (ОГРН 1105400000430, ИНН 5406562465), об обязании совершить действия во внесению изменений в региональную программу капитального ремонта, третьи лица, (не) заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1)Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города, г. Новосибирск, (ОГРН 1075406030270, ИНН 5406407981); 2)Правительство Новосибирской области, г. Новосибирск, (ОГРН 1105476012355, ИНН 5406632264)

  В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Соловьева М.Ю., представитель по доверенности от 28.09.2018, паспорт; Строганова Е.А., представитель по доверенности от 28.09.2018, паспорт;

от заинтересованных лиц: без участия (извещены);

от третьих лиц, (не) заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительство Новосибирской области: Попова С.Н., представитель по доверенности от 20.09.2018, удостоверение; Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города, г. Новосибирск: без участия (извещен);

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «НОВОСИБИРСКЖИЛСТРОЙ-2» (далее – заявитель, общество, ЗАО «НОВОСИБИРСКЖИЛСТРОЙ-2») обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным (изменение предмета заявленных требований) в порядке, предусмотренном нормами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Министерству жилищно коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее – министерство), Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области (далее – фонд): о признании незаконным бездействия министерства, по внесению изменений в Региональную программу капитального ремонта в части включения в программу сведений об объекте недвижимого имущества - блок-секции №4, №5 жилого дома по ул. Военная, д. 16 в г. Новосибирске, согласно выданному Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию - 20.02.2015, с датой наступления обязанности собственников помещений в составе блок-секции №4, №5 по оплате взносов на капитальный ремонт по истечении пяти лет, с даты включения указанного объекта в программу, на основании обращения общества (далее – оспариваемое бездействие) и обязании министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу совершить действия по внесению изменений в региональную программу капитального ремонта в части включения сведений об объекте недвижимого имущества - блок-секции №4, №5 жилого дома по ул. Военная, 16 в г. Новосибирске, в частности, внести сведения о дате ввода в эксплуатацию объекта, согласно выданному Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию - 20.02.2015 с датой наступления обязанности собственников помещений в составе блок-секций№4, №5 по оплате взносов на капитальный ремонт, в соответствии с положениями Постановления Правительства Новосибирской области № 461-П от 27.12.2016 года, по истечении пяти лет с даты включения вышеуказанного объекта в региональную программу; обязании фонда приостановить действия по начислению взносов за капитальный ремонт собственнику объектов, общества в отношении квартир в составе секций №4, №5 жилого дома по ул. Военная. д. 16 в г. Новосибирске до внесения соответствующих изменений в региональную программу.

  К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства города (далее - департамент); Правительство Новосибирской области (далее - правительство).

  Решением суда от 23.07.2018 (резолютивная часть объявлена 16.07.2018) заявленные требования оставлены без удовлетворения.

  Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, нарушением норм процессуального и материального права. В обоснование жалобы ее податель указывает, что обществу неправомерно начисляются взносы на капитальный ремонт (в части секций №4, № 5).

  Заинтересованные лица и третье лицо Правительство в отзывах,  представленных в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представитель Правительства Новосибирской области в судебном заседании, доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

  В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв с 29.10.2018 на 30.10.2018.

  В соответствии со статьей 158 АПК РФ судебное заседание отложено с 30.10.2018 на 14.11.2018.

  В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали по основаниям, изложенным в жалобе.

  В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

  Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

  Судом первой инстанции установлено, что ЗАО «Новосибирскжилстрой-2» является собственником отдельных квартир, расположенных в жилом доме по адресу: г.Новосибирск ул.Военная, д. 16, указанный жилой дом построен и сдан в эксплуатацию посекционно, в разный период времени. Согласно сведениям, содержащимся в Разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию, жилой дом введён в эксплуатацию пятью секциями: Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении Секции № 1 выдано 29.03.2013; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении Секций №2, №3 выдано 10.02.2014; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении Секций №4, №5 выдано 20.02.2015.

  В соответствии с данными, размещаемыми фондом, многоквартирный жилой дом №16 по ул.Военная в г.Новосибирск (далее – дом № 16), добавлен в региональную программу капитального ремонта 22.09.2016 с указанием даты постройки - 01.03.2013, с датой наступления обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт - 01.06.2017 года. Начиная с июня 2017 года, в адрес собственника квартир (общества) в составе блок-секций №4 №5 дома № 16 поступают уведомления о необходимости оплаты взносов на капитальный ремонт.

  Полагая, что включение всего жилого дома № 16 в региональную программу капитального ремонта по дате ввода в эксплуатацию первой блок-секции жилого дома, незаконно возлагает обязанности (ранее законодательно установленного срока), по уплате взносов на капитальный ремонт на собственников объектов - помещений в составе блок-секции №4, №5 дома № 16, а также лишает права собственников на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренную положениями действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд, указав при этом, что региональная программа подлежит ежегодной актуализации, в части включения в нее сведений о вновь введённых в эксплуатацию многоквартирных домах.

  Оставляя заявление без удовлетворения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для вывода о несоответствии оспариваемого бездействия нормам ЖК РФ, Закона № 360-ОЗ, Постановления № 461-п. Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.

  Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

  Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

  Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

  В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

  Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно положениям статей 39, 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 169 ЖК РФ).

  Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

  В соответствии частью 1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

  В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

  Постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п, утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области на 2014-2043 годы.

  В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (в соответствующей редакции) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

  Постановлением Правительства Новосибирской области от 06.09.2016 № 262-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 262-п) установлен срок, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы» (далее - региональная программа), и включенном в региональную программу при ее актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взносы на капитальный ремонт), который равен 5 годам. Действие Постановления № 262-п распространяется на многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию после утверждения региональной программы, то есть после 27.11.2013 и включенные в региональную программу в порядке актуализации после 30.06.2015.

  В соответствии с частью 3 статьи 169 ЖК РФ (в редакции до 20.12.2017) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев после утверждения региональной программы капитального ремонта, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа, в которую включен этот многоквартирный дом.

  Как следует из материалов дела, дом № 16, включен в региональную программу 22.09.2016 с указанием ввода в эксплуатацию 01.03.2013, согласно Постановлению Правительства Новосибирской области № 314-п от 27.09.2016 (О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п), данному дому присвоен единый почтовый адрес, за основу взята дата ввода в эксплуатацию первой блок-секции (март 2013 года).

  Постановление Правительства Новосибирской области № 314-п от 27.09.2016, Постановление Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 № 524-п в соответствующей части, обществом в установленном порядке не оспорены.

  Таким образом, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений (общества), входящих в блок-секции №1, №2, №3, №4 и №5 возникла с июня 2017 года, при этом независимо от очередности сдачи в эксплуатацию отдельных секций в региональную программу подлежит включению многоквартирный дом в целом. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений, входящих в блок-секции №1, №2, №3, №4 и №5 появилась с июня 2017 года. Кроме того, собственники помещений по адресу г. Новосибирск ул. Военная д. 16 в установленные жилищным законодательством сроки не избрали или не реализовали право, предусмотренное ст. 170 ЖК РФ по выбору способа формирования фонда капитального ремонта. Согласно постановлению мэрии города Новосибирска от 08.08.2014 г. №7109 (ред. от 29.12.2014) и в соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ на данном многоквартирном доме определен способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

В отношении собственников помещений в домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, при условии присвоения блок-секциям единого почтового адреса, обязанность оплаты взносов по капитальному ремонту возникает с момента ввода блок-секций в эксплуатацию. Иного заявителем не доказано.

Довод общества о возможности министерства внести в региональную программу изменения в порядке ее актуализации в соответствии со статьей 9 Закона № 360-ОЗ, правомерно судом отклонены, поскольку указанное обществом основание нормами статьи 9 Закона № 360-ОЗ не предусмотрено (секции № 4, № 5 дома № 16 не являются отдельными многоквартирными домами введенным в эксплуатацию), соответствующее решение принимает правительство, министерство формирует проект изменений в региональную программу капитального ремонта и направляет его на рассмотрение в правительство.

Учитывая изложенное, и то, что обязанность по уплате взносов установлена нормами жилищного законодательства Российской Федерации, в частности ст.ст. 153, 154, 169 ЖК РФ, региональный оператор не имеет законных оснований предоставить истцу, как собственнику помещений, относящихся к в введенным блок-секциям по адресу: г. Новосибирск ул. Военная д.16, отсрочку по оплате взносов на капитальный ремонт и осуществить возврат или списание денежных средств, внесенных истцом в счет взносов на капитальный ремонт.

 Никаких особенностей в правовом регулировании для домов, вводимых в эксплуатацию посекционно, действующим законодательством не предусмотрено. Поскольку все секции МКД по ул. Военная, 16 имеют единый адрес, они представляют собой единый объект недвижимого имущества. Дом поставлен на кадастровый учет как один объект недвижимости, включен в региональную программу как единый МКД.

 В связи с указанным, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для вывода о несоответствии оспариваемого бездействия нормам ЖК РФ, Закона № 360-ОЗ, Постановления № 461-п (обязанность по подготовке проекта изменений в программу не возникла, исходя из фактических данных о доме № 16, решение о внесении соответствующих изменений в программу принимает правительство), на которые ссылается заявитель в обоснование заявленных требований.

  Доводы апелляционной жалобы в целом по существу повторяют доводы заявления. Эти обстоятельства были предметом проверки и рассмотрения суда первой инстанции, свое несогласие с доводами заявителя суд мотивировал в решении. Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств по делу, что не может повлечь отмену решения, основанного на выводах, с которыми согласилась судебная коллегия. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.

  Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд                            

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.07.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-3831/2018, оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «НОВОСИБИРСКЖИЛСТРОЙ-2» - без удовлетворения.

  Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.

Председательствующий 

Т.В. Павлюк

Судьи

С.В. Кривошеина

О.А. Скачкова