ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-16299/2023 от 18.01.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 января 2024 года

Дело № А46-16299/20232

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Бацман Н.В.,

судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13987/2023) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 27.11.2023 по делу № А46-16299/2023 (судья Малявина Е.Д.), принятое по исковому заявлению акционерного общества «Омскводоканал» (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о расторжении соглашений об установлении сервитута,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Дручинина К.Ю., по доверенности от 07.06.2023 № Ис-ДИО/7808 сроком действия 1 год;

от акционерного общества «Омскводоканал» - Пирогова Е.И., по доверенности от 26.12.2022 № 467 сроком действия по 31.12.2024,

установил:

акционерное общество «Омскводоканал» (далее – истец, общество,
АО «ОмскВодоканал») обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее – ответчик, Департамент) о расторжении соглашений об установлении сервитута земельного участка (его части), государственная собственность на который не разграничена №№ С-947-МС от 16.10.2019, С-852-ГС от 25.06.2019, С-902-МС от 10.07.2019, С-360-ГС от 16.01.2019, С-658-ГС от 25.03.2019, С-656-ГС от 25.03.2019, С-975-МС от 22.10.2019, С524-МС от 18.02.2019, С-793-ГС от 11.06.2019, С-354-ГС от 11.12.2018, С-468-ГС от 14.01.2019, С-530ТС от 01.02.2019, С529-ГС от 01.02.2019.

Решением Арбитражного суда Омской области от 27.11.2023 по делу
№ А46-16299/2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что поскольку линейные объекты расположены на земельных участках и переданы на обслуживание
АО «ОмскВодоканал» у ответчика отсутствуют основания полагать, что необходимость в сервитутах отпала.

Не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы, истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указанный отзыв приобщен апелляционным судом к материалам дела на основании статьи 262 АПК РФ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель истца высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как указывает истец, в инвестиционную программу АО «ОмскВодоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года, утвержденную решением Омского городского совета от 13.02.2008
№ 102, включены строительство и реконструкция объектов:

- внеплощадочных сетей водопровода к коммунально-складскому объекту, расположенному по адресу: г. Омск, КАО, ул. 22-го Декабря, вблизи строения № 100;

- внеплощадочных сетей водопровода к многоэтажному гаражу, расположенному в 300 м севернее относительно 9-этажного дома по адресу: г. Омск, ул. Транссибирская, д. 5;

- внеплощадочных сетей водопровода к садовым участкам № 89, 124,130, 90, 88, 128, 129, 95 - аллея 1, № 125,12,85,5 - аллея 4, № 123, 10, 121 - аллея 2, № 104 - аллея 3, № 56,55 - аллея 9, расположенным по адресу: г. Омск, ЦАО, СНТ «Тоголек» (пос. «Степное»);

- внеплощадочных сетей водопровода и канализации к автозаправочной станции с СТО и мойкой по ул. Завертяева; I - реконструкция участка водопровода Д=300 мм по ул. Березовая. Инв. № 680101 ЗА В-д судоремонтного з-да.

Приказом Региональной экономической комиссии Омской области
от 30.11.2015 № 477/71 в Инвестиционную программу АО «ОмскВодоканал» включены строительство и реконструкция следующих объектов:

- сетей напорной канализации на участке от КНС - 25 по улице Завертяева до улицы Багратиона;

- внеплощадочных сетей водопровода к автозаправочной станции АЗС расположенной по адресу: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 22 Декабря;

- внеплощадочных сетей водопровода и канализации к станции технического обслуживания легковых автомобилей без малярно-жестяночных работ, шиномонтажной мастерской, мойке легковых автомобилей, расположенным по адресу: г. Омск, ЛАО, ул. Светловская.

Распоряжениями Региональной энергетической комиссии Омской области от 08.09.2015 № 01- 05/204, от 01.12.2016 № 308-р установлена плата за подключение к централизованной системе водоснабжения следующих объектов: - гостиница (апарт-отель) по ул. П. Некрасова в ЦАО г. Омска;

- 485 индивидуальных жилых домов, находящихся от ориентира на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Омская обл., Омский р-н, с. Надеждино, ул. Южная, 26.

Муниципальное образование город Омск является собственником: земельных участков с кадастровым номером 55:36:000000:152567, площадью 18 994 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 55:36:140102:3171, площадью 93 600 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 55:36:070106:3113, площадью 3 992 кв.м, земельного участка с кадастровым номером 55:36:040115:3493, площадью 33 265 кв.м.

На земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:000000:163924, 55:36:140104:3067, 55:36:080119:55, 55:36:080116:92, 55:36:180102:80, 55:36:000000:162300, 55:36:140102:6086, 55:36:140104:3041, 55:36:000000:150369, 55:36:000000:136724, 55:36:070401:22315, 55:36:010103:1827 государственная собственность не разграничена.

Для осуществления работ по строительству и реконструкции сетей у общества возникла потребность в оформлении сервитутов на земельные участки, на которых будут производиться соответствующие работы.

Ввиду изложенных обстоятельств, между АО «ОмскВодоканал»
и Департаментом заключены соглашения об установлении сервитутов земельных участков (их частей) № С-1293-ГС от 25.02.2020 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:080116:92), № С-947-МС от 16.10.2019 (земельный участок
с кадастровым номером 55:36:070106:3113), № С-852-ГС от 25.06.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:070401:22315), № С-902-МС от 10.07.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:152567), № С-360-ГС от 16.01.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:080119:55), № С-658-ГС от 25.03.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:140104:3067), № С-656-ГС от 25.03.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:140104:3041), № С-975-МС от 22.10.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:040115:3493), № С-524- МС от 18.02.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:3171), № С793-ГС от 11.06.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:163924), № С-354-ГС от 11.12.2018 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:140102:6086), № С-208-ГС от 19.06.2018 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:162300), № С-207-ГС от 21.06.2018 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:010103:1827), № С-468-ГС от 14.01.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:180102:80), № С-530-ГС от 01.02.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:150369), № С-529-ГС от 01.02.2019 (земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:136724) (далее – Соглашения). Указанными соглашениями сервитут установлен сроком на 5 лет.

По утверждению истца, все вышеуказанные сети водопровода и канализации построены и приняты на обслуживание АО «ОмскВодоканал», завершена реконструкция сетей напорной канализации на участке от КНС - 25 по ул. Завертяева до ул. Багратиона и сетей водопровода, диаметром 300 мм по ул. Березовая, инв. № 6801013А в-д судоремонтного з-да, что подтверждается актами о приемке выполненных работ по Договорам строительного подряда, выписками из Единого государственного реестра недвижимости на указанные сети.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Поскольку построенные и реконструированные сети водоснабжения и водоотведения проходят на определенной глубине под поверхностным почвенным слоем и эксплуатация таких сетей не предполагает непосредственного доступа к ним, общество пришло к выводу об отсутствии необходимости дальнейшего использования земельных участков.

АО «ОмскВодоканал» в адрес Департамента направлены письма № И.ОмВК-14112022-042 от 14.11.2022, № И.ОмВК-14112022-054 от 14.11.2022, № И.ОмВК-16112022-099 от 16.11.2022, № И.ОмВК-08112022-019 от 08.11.2022, № И.ОмВК-09112022-031 от 09.11.2022, № И.ОмВК-17112022-031 от 17.11.2022, № И.ОмВК-09112022-033 от 09.11.2022, № И.ОмВК-08112022-021 от 08.11.2022, № И.ОмВК-03112022-009 от 03.11.2022, № И.ОмВК-08112022-026 от 08.11.2022, № И.ОмВК-08112022-033 от 08.11.2022, № И.ОмВК-08112022-022 от 08.11.2022, № И.ОмВК-17112022-029 от 17.11.2022, № И.ОмВК-03112022-014 от 03.11.2022, № И.ОмВК-03112022-006 от 03.11.2022, № И.ОмВК-03112022-017 от 03.11.2022 с просьбой инициировать процедуру расторжения соглашений об установлении сервитутов земельных участков (их частей), государственная собственность на которые не разграничена, №№ С-1293-ГС от 25.02.2020, С-947-МС от 16.10.2019, С-852-ГС от 25.06.2019, С-902-МС от 10.07.2019, С-360-ГС от 16.01.2019, С-658-ГС от 25.03.2019, С656-ГС от 25.03.2019, С-975-МС от 22.10.2019, С-524-МС от 18.02.2019, С-793-ГС от 11.06.2019, С-354-ГС от 11.12.2018, С-208-ГС от 19.06.2018, С-207-ГС от 21.06.2018, С468-ГС от 14.01.2019, С-530ТС от 01.02.2019, С-529-ГС от 01.02.2019.

Письмами № Исх-ДИО/16402 от 01.12.2022 и № Исх-ДИО/17002 от 12.12.2022 Департамент выразил отказ в расторжении вышеуказанных соглашений об установлении сервитутов. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения АО «ОмскВодоканал» в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие ответчик.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

Судом первой инстанции обоснованно учтены положения статей 274 - 276 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) применительно к понятию и основаниям установления сервитута. Сервитут представляет собой ограниченное вещное право, предоставление которого обусловлено потребностью в проезде и проходе к собственному недвижимому имуществу не иначе как по территории чужого соседнего (служащего) земельного участка, обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок прямо отнесены законом к нуждам собственника господствующей вещи.

В силу пункта 1 статьи 48 ЗК РФ сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, при этом основания прекращения сервитута закреплены в пункте 1 статьи 276 ГК РФ, согласно которых по существу основаниями обращения с требованием о прекращении сервитута могут быть либо отпадение оснований, по которым он был установлен, либо невозможность использования собственником своего участка в соответствии с его целевым назначением.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017 (далее – Обзор от 26.04.2017), если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.

При этом сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (пункт 7 Обзора от 26.04.2017).

Как верно установил суд первой инстанции, соглашения об установлении сервитутов земельного участков (частей), государственная собственность на который не разграничена, заключены в целях размещения (реконструкции) линейных объектов.

Из материалов дела следует, что в настоящее время сети водопровода и канализации построены и приняты на обслуживание АО «ОмскВодоканал», завершена реконструкция сетей напорной канализации, что подтверждается актами о приемке выполненных работ по договорам строительного подряда, актами о приеме-передаче сооружений, заключениями общества, приказами «О приеме имущества на обслуживание», выписками из Единого государственного реестра недвижимости на указанные сети.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены и иного из материалов дела не следует, ввиду чего суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания, по которым были установлены сервитуты в отношении земельных участков, в настоящее время отсутствуют, поскольку мероприятия по реконструкции/строительству линейных объектов (сетей водопровода и канализации) завершены, соответственно, необходимость в использовании указанных земельных участков на основании спорных соглашений отсутствуют (отпали).

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии у истца права требования прекращения сервитута является правомерным.

Отклоняя доводы подателя жалобы в части того, что прекращение сервитута невозможно, поскольку линейные объекты, расположенные на спорных земельных участках, нуждаются в обслуживании, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута при капитальном или текущем ремонте линейного объекта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень № 1300).

К таким объектам, в том числе отнесены: водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 2 Перечня № 1300); Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3 Перечня № 1300).

Как верно отметил суд первой инстанции, из договоров подряда усматривается, что при строительстве и реконструкции вышеуказанных сетей линейных объектов производились работы на определенной глубине под поверхностным почвенным слоем, при этом, по завершению подрядных работ подрядными организациями произведено благоустройство территорий, в том числе: планировка площадей бульдозерами, подготовка почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем и т.д.

Ввиду чего суд обоснованно заключил, что эксплуатация построенных/реконструированных линейных объектов (сетей водопровода) не предполагает использование поверхностного (почвенного) слоя рассматриваемых земельных участков, а также непосредственного доступа к соответствующим линейным объектам.

Нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 № 308-ЭС19-19016 по делу № А63-24464/2018).

Применительно к обстоятельствам настоящего дела следует, что сети водопровода и канализации проходят на определенной глубине, под поверхностным почвенным слоем, в связи с чем Департамент, реализующий полномочия собственника земельных участков, не лишен возможности использовать такие земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы о необходимости установления публичных сервитутов отклоняется по изложенным выше основаниям с учетом того, что установление публичного сервитута носит заявительный характер и порождает новые правоотношения, а не свидетельствует о необходимости сохранения ранее заключенных соглашений.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 27.11.2023 по делу № А46-16299/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.В. Бацман

Судьи

Т.А. Воронов

Е.Б. Краецкая