ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-22828/18 от 15.05.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 мая 2019 года

Дело № А46-22828/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2019 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Грязниковой А.С., Кливера Е.П.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4095/2019) Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» на решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2019 по делу № А46-22828/2018 (судья Долгалев Б.Г.), принятое по заявлению 120 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

120 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее – 120 отдел ГАСН Минобороны России, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России», предприятие, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола от 20.12.2018 № 120/12-33/2018 об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Омской области от 05.03.2019, принятым по делу № А46-22828/2018, заявление удовлетворено. ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 65 000 руб.

Возражая против принятого по делу решения, предприятие в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» приводятся доводы об отсутствии вины предприятия в выявленном административным органом правонарушении, поскольку возложение предписанием на заинтересованное лицо определенных обязанностей не соответствует требованиям законодательства. Кроме того, заинтересованное лицо полагает истекшим срок давности привлечения к административной ответственности, отмечая, что длительность такого срока составляет 3 месяца с момента окончания срока исполнения предписания.

В письменном отзыве на жалобу 120 отдел ГАСН Минобороны России просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. От заявителя поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ заявление удовлетворено, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что в период с 16.07.2018 по 02.08.2018 на основании приказа от 06.07.2018 № 88 начальника 120 отдела государственного архитектурно-строительного надзора должностными лицами 120 отдела ГАСН Минобороны России проведена выездная проверка деятельности заказчика (застройщика) при строительстве объекта капитального строительства «Строительство быстровозводимого городка из блочно-модульных кабин на территории военного городка № 35 (242 учебного центра) для постоянного проживания» (шифр Ц-42/16-5), расположенного в г. Омске, пос. Светлый, в/ч 64712.

По результатам проверки составлен акт проверки от 02.08.2018 № 186 и предприятию выдано предписание от 02.08.2018 № 186/1 об устранении нарушений со сроком устранения нарушений до 12.11.2018. Указанные документы были направлены в адрес юридического лица, указанный в выписке из ЕГРЮЛ, 16.08.2018 и получены 21.08.2018, что подтверждается квитанцией ФГУП «Почта России» от 16.08.2018 и отчетом об отслеживании почтовой корреспонденции.

В период с 05.12.2018 по 12.12.2018 на основании приказа от 13.11.2018 № 167 начальника административного органа должностным лицом 120 отдела ГАСН Минобороны России проведена выездная проверка по истечении срока исполнения выданного предписания от 02.08.2018 № 186/1 об устранении нарушений со сроком устранения нарушений до 12.11.2018.

Проверкой установлено, что предприятием не исполнены изложенные в предписании № 186/1 от 02.08.2018 пункты 1 – 6, 9, 11 – 16, 18 – 27, не произведен контроль за исполнением указанного предписания, не произведен контроль за соблюдением запрета о недопустимости выполнения последующих работ до подписания актов об устранении нарушений, извещения об устранении нарушений не представлено.

Указанное в пункте 1 предписания нарушение выразилось в том, что строительно-монтажные работы (до 29.03.2017) по устройству сборных фундаментов из железобетонных плит, уложенных песчаной подготовке на асфальт, по монтажу здания блочно-модудьной двухэтажной казармы вместе с инженерным оборудованием в полном объеме; по устройству наружных сетей инженерно-технического обеспечения (водопровод, канализация, электроснабжение, сети связи) выполнены в отсутствие обязательной опенки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в форме государственного строительного надзора в связи с неуведомлением о начале строительства объекта органа государственного строительного надзора.

Согласно пункту 2 предписания строительство объекта осуществлялось до 23.06.2017 в отсутствие обязательной оценки соответствия зданий и сооружении, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) в форме государственной экспертизы результатов инженерных изысканий проектной документации – положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий получено 23.06.2017, то есть после завершения основного цикла строительно-монтажных работ.

В соответствии с пунктом 3 предписания на строительной площадке до 16.07.2018 отсутствовала утвержденная и допущенная в производство работ путем простановки штампа на каждом листе с подписью ответственного липа заказчика (застройщика) ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» проектная документация, на основании которой выполнялись работы, при этом, в отсутствие указанных документов предприятием было допущено выполнение строительно-монтажных работ, влияющих на безопасность зданий и сооружений.

В пункте 4 предписания отражено, что в связи с фактическим возобновлением строительства в 2018 году при отсутствии мероприятий по консервации объекта капитального строительства (а течение 1,5 лет) произведено техническое обследование объекта с привлечением специализированной организации имеющей соответствующую государственную лицензию на предмет определения объема работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период простоя объекта конструктивных элементов и деталей объекта, не обеспечено внесение изменений по результатам такого обследования в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы н государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

Согласно пункту 5 предписания исполнительная документация на выполненные работы, отражающая фактическое исполнение проектных решений, общие и специальные журналы учета выполнения работ, документы о проведенных обследованиях, проверках, контрольных испытаниях, измерениях, документы поставщиков, подтверждающие соответствие материалов, работ, конструкций, технологического оборудования и инженерных систем объекта утвержденной проектной документации, прошедшей экспертизу, и требованиям нормативных документов, в том числе требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям не представлены (отсутствуют в полном объеме). Предприятием не производится контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, документов о качестве на примененные материалы.

В соответствии с пунктом 6 предписания выполненные работы, указанные в пункте 1 акта, влияющие на безопасность строящегося объекта и в соответствии с технологией строительства контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, не освидетельствованы уполномоченными представителями строительного контроля заказчика (застройщика), генерального подрядчика, при этом предприятием не соблюдается запрет на выполнение последующих работ до освидетельствования предыдущих.

Пункт 9 предписания свидетельствует о том, что выполнение работ по строительству объекта капитального строительства не обеспечивается специалистами по организации строительства, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, лица, уполномоченные на подписание актов освидетельствования скрытых работ, проведение строительного контроля от застройщика и генерального подрядчика, не включены в национальный реестр специалистов, пояснений по существу данного вопроса указанными лицами не представлено, выписки из единого реестра членов СРО также не представлено.

Согласно пункту 11 предписания фундамент блочно-модульной казармы фактически выполнен по дорожным плитам, уложенным на асфальт, зазор между плитами и асфальтом заполнен песчаной смесью, проектом предписывалась следующая конструкция основания и фундамента - уплотненный грунт основания (суглинок тугопластичный песчанистый), геотекстиль типа «Дорнит», уплотненная песчаная подушка толщиной 300 мм щебень пролитый цементным молочком толщиной 340 мм, дорожная плита толщиной 140 мм обмазанная горячим битумом на 2 раза.

В пункте 12 предписания отражено, что пазы между плитами не заделаны бетоном марки В20, плиты не обмазаны горячим битумом на 2 paзa.

Устройство для открывания окна расположено на высоте более 1,7 м от уровня площадки лестничной клетки (пункт 13 предписания от 02.08.2018 № 186/1).

Согласно пункту 14 указанного выше предписания не подтверждена огнезащита металлических конструкций внутренних стен лестничной клетки огнезащитным составом в соответствии с требованием пункта 4 проектной документации для доведений предела огнестойкости строительных конструкций до требуемого.

В соответствии с пунктом 15 предписания не подтверждено требование проектной документации об использовании негорючего утеплителя, а именно: не указана марка утеплителя из стеклянного штапельного волокна «URSA», используемого для утепления в строительных конструкциях, так как сертификат № С-RUПБ05.В.03135 представлен на два типа утеплителя с характеристиками НГ (негорючий) и П (слабогорючий).

Из пункта 16 предписания следует, что фактически ширина лестничного марша составляет 0,9 м, однако согласно нормам, ширина лестничного марша в здании класса функциональной пожарной опасности Ф1.2 должна быть не менее 1,2 м.

Пункт 18 предписания свидетельствует о том, что на здании казармы отсутствуют указатели расположения пожарных гидрантов, не представлены документы, подтверждающие требуемый расход воды на нужды пожаротушения.

Согласно пункту 19 в здании IV степени огнестойкости не допускается одновременное пребывание 64 человек в спальном помещении 2-го этажа, согласно нормативу, допускается размещение не более 50 человек.

В пункте 20 предписания отражено, что объем воздуха в спальных помещениях казармы на одного человека фактически составляет не более 10 кв. м согласно нормам, объем воздуха в спальном помещении казармы на одного человека должен составлять не менее 12 кв. м.

В пункте 21 предписания указано, что высота потолка на каждом этаже составляет 2,30 м, что не соответствует нормативным требованиям (по норме для казарм – 2,8 м).

В представленной проектной документации отсутствуют протокол радиационного обследования участка, отведенного под строительство, и экспертное заключение по его результатам (пункт 22 предписания).

Согласно пункту 23 предписания в представленной проектной документации отсутствуют сведения мероприятиях, направленных на предотвращение поступления радона в воздух помещений объекта капитального строительства.

Кроме того, из пункта 24 предписания следует, что в представленной проектной документации отсутствуют протоколы санитарно-химических, микробиологических, паразите логических исследований почвы участка, отведенного под строительство, и экспертные заключения по их результатам.

В соответствии с пунктом 25 предписания от 02.08.2018 № 186/1 нe представлены гигиенические заключения на примененные строительные материалы.

Комната для умывания расположена смежно с душевой н не является тамбуром для туалета, что следует из пункта 26 предписания.

В пункте 27 предписания указано на то, что в спальных помещениях казармы отсутствует естественная канальная вентиляция.

Изложенные выше обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом 120 отдела ГАСН Минобороны России протокола об административном правонарушении от 20.12.2018 № 120/12-33/2018 в отношении предприятия, поскольку неисполнение в установленный срок предписания является нарушением в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Указанные выше обстоятельства послужили основанием обращения административного органа в суд с настоящим заявлением.

Требования 120 отдела ГАСН Минобороны России удовлетворены судом первой инстанции, что явилось поводом обращения предприятия в апелляционный суд с жалобой.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.

В силу положений части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обязательным признаком объективной стороны состава названного правонарушения является законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), что обязательно подлежит проверке и оценке в каждом случае привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение.

Предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности предписания, неисполнение которого вменяется предприятию. Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Следовательно, предписание надзорного органа, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

На основании части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В спорных правоотношениях приоритет над другими федеральными законами и иными нормативными актами имеют положения ГрК РФ, исходя из положений статьи 3 указанного Кодекса, в соответствии с которой федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГрК РФ.

Под застройщиком понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта (часть 16 статьи 1 ГрК РФ).

Техническим заказчиком признается физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно (часть 22 статьи 1 ГрК РФ).

В соответствии пунктом 69 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 Минобороны России проводит государственную экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверку достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 69.1 поименованного Положения Минобороны России выдает разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил, объектов обороны и безопасности войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно положительному заключению государственной экспертизы проектной документации от 23.06.2017 № 77-1-4-0140-17 следует, что заказчиком является РУЗКС ЦВО – филиал ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» (раздел 1 экспертизы), и на экспертизу проектную документацию направляло именно предприятие.

Согласно статье 49 ГрК РФ направление документации на экспертизу является исключительной компетенцией застройщика, либо технического заказчика. При этом категории застройщика и заказчика тождественны, что следует из пункта 5.2 СП 48.13330.2011 «Организация строительства».

В соответствии с пунктом 4.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» базовыми функциями застройщика является получение разрешения на строительство; обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора, которому подконтролен данный объект; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.

Согласно пункту 7.3 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» строительный контроль заказчика (застройщика) выполняет проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия конструкций и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний; контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий конструкций и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель строительного контроля застройщика (заказчика) может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов; контроль соответствия выполняемого лицом, осуществляющим строительство, операционного контроля требованиям 7.1.6; контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированная приемка исправленной документации, передача ее лицу, осуществляющему строительство; контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства; оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов; заключительную оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.

Статус ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» как застройщика (заказчика) также подтверждается изданием предприятием (его филиалом) приказов о закреплении ответственных лиц по вопросу строительного контроля на рассматриваемом в деле объекте как в 2017, так и в 2018 годах (пункт 5.2 СП 48.13330.2011 «Организация строительства», пункт 4 Положения о проведении строительного контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468); сведения, содержащиеся в разрешении на строительство от 05.07.2018 № 55-55301000-1323-2018-153, где в качестве застройщика указано заинтересованное лицо.

Как усматривается из выданного Минобороны России по заявлению ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» разрешения на строительство от 05.07.2018 № 55-55301000-1323-2018-153, заинтересованное лицо является застройщиком (заказчиком) объекта капитального строительства «Строительство быстровозводимого городка из блочно-модульных кабин на территории военного городка № 35 (242 учебного центра) для постоянного проживания» (шифр Ц-42/16-5), расположенного в г. Омске, пос. Светлый, в/ч 64712.

По смыслу статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство является документом, который дает застройщику (заказчику) право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» является застройщиком (заказчиком) спорного объекта.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 272-р ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» поименовано в качестве единственного исполнителя, оказывающего услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 1119-р «О внесении изменений в устав федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 № 290-р» (далее – Устав) предприятие создано в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства (пункт 10 Устава).

Пункт 11 Устава свидетельствует о том, что для достижения цели, указанной в пункте 10 настоящего устава, ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: обеспечение проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организация проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства.

Согласно подпункту «д» пункта 12 Устава Предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.

Обязанности по осуществлению строительного контроля, организации, координации строительства в соответствии с действующими градостроительными требованиями, по контролю исполнения предписаний и обеспечению устранения нарушений возложены на ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» как на застройщика спорного объекта.

Проверив законность выводов административного органа в части пунктов 1, 2, 3, 4, 5 предписания от 02.08.2018 № 186/1, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что 29.03.2017 строительство объектов осуществлялось в отсутствие обязательной оценки соответствия зданий и сооружений в форме государственного строительного надзора, что прямо предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Ввиду того, что застройщик, как того требует закон, не известил орган государственного строительного надзора о фактически начавшемся строительстве. Данная обязанность возлагается именно на застройщика (технического заказчика, часть 5 статьи 52 ГрК РФ).

В период времени до 23.06.2017 строительство объекта осуществлялось в отсутствие обязательной оценки соответствия зданий и сооружений в форме государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации - положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и материалов инженерных изысканий получено 23.06.2017 – после завершения основного цикла строительно-монтажных работ, что прямо противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 39 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», части 4 статьи 52 ГрК РФ.

До 16.07.2018 на строительной площадке отсутствовала утвержденная и допущенная в производство работ путем простановки штампа на каждом листе с подписью ответственного лица заказчика (застройщика) ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» проектная документация, на основании которой выполнялись работы, при этом, в отсутствие указанных документов предприятием допущено выполнение строительно-монтажных работ, влияющих на безопасность и сооружений.

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (часть 1 статьи 5 поименованного выше Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).

Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения (часть 15 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).

Проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации (часть 15 статьи 48 ГрК РФ).

Проектная и рабочая документация должна быть принята к производству работ застройщиком (техническим заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе, что предусматривается пунктом 5.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства».

Между тем указанные документы получены предприятием после выполнения основного цикла строительно-монтажных работ.

В связи с фактическим возобновлением строительства в 2018 году при отсутствии мероприятий по консервации объекта капитального строительства (в течение 1,5 лет) ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» не произведено техническое обследование объекта с привлечением специализированной организации имеющей соответствующую государственную лицензию на предмет определения объема работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период простоя объекта конструктивных элементов и деталей объекта, не обеспечено внесение изменений по результатам такого обследования в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы указанные выше обязанности возлагаются на застройщика (заказчика, пункт 12 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 № 802).

С учетом приостановки строительства в 2016 – 2017 годах в отсутствие мероприятий по консервации застройщик обязан был принять принципиальные решения по данному вопросу, что следует из пункта 4.2 СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», где сказано, что одним из оснований для проведения обследования, является, в том числе, возобновление прерванного строительства зданий и сооружений при отсутствии консервации или по истечении трех лет после прекращения строительства при выполнении консервации.

Застройщиком также при проведении проверки не была представлена исполнительная документация на выполненные работы, отражающая фактическое исполнение проектных решений, общие и специальные журналы учета выполнения работ, документы о проведенных обследованиях, проверках, контрольных испытаниях, измерениях, документы поставщиков, подтверждающие соответствие материалов, работ, конструкций, технологического оборудования и инженерных систем объекта утвержденной проектной документации, прошедшей экспертизу, и требованиям нормативных документов, в том числе требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям не представлены, что также является существенным нарушением требований градостроительного законодательства. С учетом и фактической приостановки строительства в 2017 году застройщик был обязан обеспечить хранение и сохранность исполнительной документации, что прямо следует из пункта 4 РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации...», в ред. от 09.11.2018), пункта 6.15.2 СП 48.13330.2011 «Организация строительства».

Между тем и после возобновления строительства ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» не предпринято мер по комплектованию исполнительной документации, а последующие работы были продолжены, что запрещено пунктом 10 Положения о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468, поскольку проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями (пункт 12 Положения о проведении строительного контроля). В рамках строительного контроля ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» не принято решение о приостановке строительства до устранения нарушений, не выдавало предписания о запрете работ (пункт 4.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»). Напротив, предприятие подписывало справки о ходе выполнения работ, не предприняв никаких реальных действий, направленных на соблюдение указанных выше требований.

По установлении данных обстоятельств (отсутствие проектно-технической и исполнительной документации, возобновление прерванного строительства зданий и сооружений при отсутствии консервации, необходимость определения пригодности общественного здания для нормальной эксплуатации, а также жилых зданий для проживания в них) административным органом назначено проведение строительно-технической экспертизы (обследования) на предмет соответствия выполненных работ требованиям проектной документации и технических регламентов. Согласно пункту 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование назначается, в том числе, по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Предписание в данной части не исполнено, заключение по результатам строительно-технической экспертизы (обследования) в срок до 12.11.2018 не получено и не представлено.

По результатам строительно-технической экспертизы (обследования) требуется обеспечить внесение изменений в проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы измененных проектных решений, в случае невозможности внесения изменений в проектную документацию обеспечить, в том числе через лицо, непосредственно выполняющее работы, выполнение работ в изначально проектном варианте, что основано на части 15 статьи 48, части 7 статьи 52 ГрК РФ, пунктах 4.4, 5.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства», пункте 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145. По результатам этих действий застройщик должен был представить в орган государственного строительного надзора перечень разделов измененной проектной документации с приложением соответствующего заключения экспертизы проектной документации, а также саму измененную проектную документацию, что предусмотрено пунктом 10 РД-11-03-2006 «Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора», частью 5 статьи 52 ГрК РФ.

Между тем материалы дела свидетельствуют и предприятие не отрицает того обстоятельства, что пункты предписания 1 – 5 в установленный срок не исполнены.

Суд апелляционной инстанции поддерживает также выводы заявителя в части проверки исполнения пункта 6 предписания от 02.08.2018 № 186/1.

Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями (пункт 12 Положения о проведении строительного контроля).

В нарушение нормативно установленных требований ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» допущено выполнение последующих строительных работ до освидетельствования предыдущих (пункт 10 Положения о проведении строительного контроля). В рамках строительного контроля предприятие не приняло решений о приостановке строительства до устранения нарушений, не выдавало предписания о запрете работ (пункт 4.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»).

Оценивая действия предприятия в части неисполнения пункта 9 предписания, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.

Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области строительства (часть 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ). Должностные обязанности специалистов по организации строительства определены частью 5 статьи 55.5-1 Кодекса.

Представитель застройщика или технического заказчика по вопросам строительного контроля (в настоящем случае ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России»), а также представитель лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля (в настоящем случае ФГУП «ГВСУ № 14») должны состоять в национальном реестре специалистов (РД-11-02-2006 в редакции приказа Ростехнадзора от 09.11.2017 № 470). Аналогичные положения содержатся и в разъяснении Минстроя России в письме от 08.06.2017 № 20243-ТБ/02.

Относительно застройщика или технического заказчика в приложениях № 1-г- № 5 к РД РД-11-02-2006 имеется примечание в подстрочнике, согласно которому его представитель по вопросам строительного контроля должен состоять в национальном реестре специалистов в области строительства за исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.

В отношении представителя лица, осуществляющего строительство по вопросам строительного контроля, такой сноски не имеется, соответственно, такой представитель должен состоять в национальном реестре специалистов в области строительства в любом случае.

По данным публичного реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/) заинтересованное лицо (ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России») является членом саморегулируемой организации Ассоциация «Объединение организаций, выполняющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов атомной отрасли «СОЮЗАТОМСТРОИ» (Регистрационный номер члена в реестре СРО: 451).

Являясь членом СРО, представитель ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» по вопросам строительного контроля должен состоять в национальном реестре специалистов в области строительства. Вместе с тем, представители застройщика ФИО1, ФИО2, закрепленные за рассматриваемым в деле объекте по вопросам строительного контроля, не состоят в национальном реестре специалистов в области строительства (http://nrs.nostroy.ru/).

Согласно данным публичного реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/) ФГУП «ГВСУ № 14» является членом саморегулируемой организации Союз «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (Регистрационный номер члена в реестре СРО: 79). Однако работник ФГУП «ГВСУ № 14» ФИО3, закрепленный за рассматриваемым в деле объектом по вопросам строительного контроля, не состоит в национальном реестре специалистов в области строительства (http://nrs.nostrov.ru/). Обратное не следует из материалов дела.

Безопасность зданий и сооружений, а также связанных и сооружениями процессов проектирования строительства, монтажа, наладки, эксплуатации обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).

Проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения (часть 15 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ).

В силу части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 15 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.

Проектная и рабочая документация должна быть принята к производству работ застройщиком (техническим заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе (пункт 5.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»). Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу, в том числе, при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства (пункт 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Из материалов дела следует, что ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» не представлено положительное заключение государственной экспертизы измененных проектных решений, равно как и листов с изменениями, допущенных им в производство работ, с учетом того, что допущенные отклонения затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

Следовательно, ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» обязано обеспечить выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, чего в полной мере обеспечено не было. Чтобы применить какие-либо иные технические решения, Предприятию необходимо было согласовать их с проектной организацией, в случае согласования направить их на экспертизу. При получении положительного заключения государственной экспертизы измененных проектных решений утвердить данные изменения в производство работ. И только после получения измененных листов (альбомов) проектной и рабочей документации со штампами «К производству работ» заинтересованное лицо могло бы применять данные решения в процессе производства строительно-монтажных работ.

В обязанности предприятия в настоящем случае входило принятие решений о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с ранее утвержденной и прошедшей экспертизу проектной документацией, либо о корректировке проектной документации с последующей оценкой внесенных изменений органом, проводившим экспертизу проектной документации. Между тем указанных решений предприятием не принималось, лицо, непосредственно выполняющее работы о принятом решении не уведомлялось, доказательства обратного представителями ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» ни при проведении проверки, ни при составлении протокола об правонарушении не представлено. Следовательно, соответствующие пункты предписания (11 и 12) не исполнены заинтересованным лицом в нарушение приведенных выше норм.

Оценивая соответствие закону выводов заявителя о неисполнении предприятием пунктов 13 – 16, 18 – 22 предписания, апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В силу требований части 1 и 2 статьи 53 ГрК РФ застройщик (заказчик, технический заказчик) и лицо, осуществляющее строительство, обязаны проводить строительный контроль в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Кроме того, как указано выше, пунктом 4.4 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» и пунктом 7.3 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» предусмотрены обязанности указанного выше субъекта. В соответствии с правовой позицией, приведенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 № 213-О-О, установление законодателем нормы, возлагающей обязанность осуществлять контроль и надзор за соответствием выполняемых строительных работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка не только на лиц, осуществляющих строительство, обусловлено необходимостью обеспечить безопасность градостроительной деятельности.

На основании приведенных положений застройщик (заказчик) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства обязан обеспечить, в том числе и через лиц, непосредственно выполняющих работы, соответствие строящегося или реконструируемого объекта обязательным законодательным требованиям, общую организацию строительного производства, ведение исполнительной документации, строительный контроль за выполнением строительно-монтажных работ, техническое сопровождение строительства, а также устранение выявленных государственными надзорными органами нарушений, поскольку действующим законодательством именно на застройщика (заказчика) возложена обязанность по предъявлению законченного строительством или реконструкцией объекта органам государственного строительного надзора (пункт 25 РД-11 -04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора...»).

Между тем, никакие меры, предусмотренные пунктами 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 предписания, предприятием не предприняты, и доказательств обратного в дело не представлено. В части пунктов 20 и 21 предписания законность вмененных нарушений выступала предметом проверки Арбитражного суда Западно-Сибирского округа (постановление от 03.08.2018 по делу № А46-22037/2017).

Являясь субъектом строительной деятельности и непосредственным участником строительства (п. 5.2 СП 48.13330.2011 «Организация строительства»), а также членом саморегулируемой организации в области строительства, следовательно, имеющий в своем штате квалифицированных специалистов с профильным образованием, застройщик (заказчик) обязан знать и добросовестно выполнять требования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.

Административная ответственность в данном случае следует не за неисполнение каких-либо норм гражданского законодательства, а за неисполнение публично-правовых норм, установленных законом.

В соответствии с пунктами 10.17-10.18 государственного контракта если заказчик (ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России») не удовлетворен ходом и качеством работ, он излагает свое мнение в журнале производства работ. Генподрядчик (ФГУП «ГВСУ № 14») обязуется в трехдневный срок принять меры к устранению недостатков, указанных заказчиком в журнале производства работ.

В силу пункта 11.8 государственного контракта, в случае если будут обнаружены ненадлежащим образом выполненные скрытые работы, подлежащие закрытию, заказчик (ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России») дает предписание об устранении выявленных недостатков, которые являются обязательными для исполнения генподрядчиком. Генподрядчик обязан своими силами и за свой счет в срок 3 рабочих дня, следующих за датой получения предписания, если иной срок не установлен заказчиком в предписании, переделать эти работы и повторно предъявить их к приемке. Если генподрядчик в кратчайший (технически возможный и согласованный с заказчиком) срок не исправит некачественно выполненные работы, заказчик вправе привлечь третьих лиц для исправления за соответствующую оплату некачественно выполненных работ.

Заказчик (ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России») вправе потребовать произвести дополнительное освидетельствование не принятых им скрытых работ (пункт 11.10 государственного контракта).

Пунктом 13.1.6 контракта предусмотрено, что при неисполнении или отказе от исполнения генподрядчиком своих обязательств по устранению недостатков в сроки, указанные в акте или контракте, заказчик (предприятие) вправе поручить устранение недостатков работ другому лицу за счет генподрядчика, а также потребовать возмещение ущерба.

Следовательно, застройщик в настоящем случае обладает правом предъявления требования устранения нарушений генеральным подрядчиком, а также самостоятельное устранение выявленных нарушений вплоть до привлечения к работам иных лиц, следовательно, выданное предписание для предприятия реально исполнимо.

Вопреки доводам подателя жалобы, наличие на объекте строительства подрядчика, обязанного выполнять строительно-монтажные работы на основании государственного контракта, не освобождает ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» от обязанности выполнения полученного предписания с учетом того, что закон не требовал от Предприятия исключительно непосредственного («личного») выполнения предписания.

В рассматриваемом случае заинтересованное лицо не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего градостроительного законодательства (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

При этом полномочия 120 отдела ГАСН Минобороны России как административного органа в настоящем случае основаны на законе. В соответствии с частью 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса либо является модифицированной проектной документацией. В соответствии с частью 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора, в том числе, является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В силу части 3.1 статьи 54 Кодекса федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 69.1 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, является, в том числе, Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Административного регламента, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 № 2300, государственную функцию по осуществлению федерального государственного строительного надзора в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляют органы государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации: отделы государственного архитектурно-строительного надзора.

Согласно положениям части 5 статьи 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок: 1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок; 2) проверки проводятся на основании, в том числе, поступивших в орган государственного строительного надзора: а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства; 3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 1 настоящей части, является: а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора; б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

Полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, предусмотрены следующими нормативно-правовыми актами. Компетенция заявителя в качестве органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, установлена статьей 23.56 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.09.2012 № 2790 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Министерстве обороны Российской Федерации» и Положением об отделе государственного архитектурно-строительного надзора, утвержденного Приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации от 29.09.2014 № 54, должностные лица отделов государственного архитектурно-строительного надзора уполномочены осуществлять государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, а также составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органа исполнительный власти, осуществляющего государственный строительный надзор, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, 120 отдел ГАСН Минобороны России уполномочен осуществлять проверку соблюдения организационно-правового порядка строительства, выносить предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе такой проверки, требовать исполнения этого предписания, а в случае его невыполнения должностные лица отдела вправе составить протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что заинтересованным лицом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

Вина ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» в рассматриваемом случае заключается в том, что предприятие не выполнило обязанность по соблюдению требования общеобязательных норм и правил, технических регламентов при строительстве, выполнению законных требований контролирующих органов. Доказательств отсутствия объективной возможности исполнения предписания к установленному сроку заинтересованное лицо не представило.

В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – но истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения; а за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 6 статьи 54 ГрК РФ, пункту 14 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Положениями части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Невыполнение заинтересованным лицо рассматриваемого предписания представляет собой нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в связи с чем, к такому правонарушению подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности. Указанный вывод подтверждается пунктом 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.

Принимая во внимание объем и степень опасности выявленных нарушений, а также учитывая наличие отягчающих вину обстоятельств в виде неоднократности факта привлечения к административной ответственности судебными актами от 05.07.2018 по делу № А40-101700/2018, от 12.07.2018 по делу № А40-101713/2018, суд первой инстанции назначил предприятию наказание в виде административного штрафа в размере 65 000 руб.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с выводами суда первой инстанции в данной части.

При изложенных обстоятельствах, удовлетворив требования 120 отдела ГАСН Минобороны России, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба ФКП «Управление заказчика КС Минобороны России» не содержит.

Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2019 по делу № А46-22828/2018 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной
в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

А.С. Грязникова

Е.П. Кливер