ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-2933/18 от 24.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

31 июля 2018 года

Дело № А46-2933/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2018 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6716/2018) Омского городского совета на решение Арбитражного суда Омской области от 08.05.2018 по делу № А46-2933/2018 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Омскому городскому совету (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным Постановления № 69 от 22.11.2017,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации города Омска,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» ФИО1 по доверенности от 05.09.2017 сроком действия 2 года;

в отсутствие представителей Омского городского совета и Администрации города Омска, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ВЕГА» (далее – ООО «Вега», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омскому городскому совету (далее – заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления Омского городского совета от 22.11.2017 № 69 «О направлении на доработку проекта Решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201». Также заявитель просил обязать Омский городской совет в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу совершить действие, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а именно - утвердить положения дефиса 17 подпункта «а» пункта 4 статьи 1 и приложения № 17 из проекта решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201», направленного Мэром города Омска в Омский городской совет сопроводительным письмом от 30.06.2015 исх. № Исх-АГ/07-4005 и приложенным к нему заключением от 04.06.2015 о результатах публичных слушаний.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Омска (далее – Администрация, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Омской области от 08.05.2018 по делу № А46-2933/2018 заявление ООО «Вега» удовлетворено. Признано недействительным постановление Омского городского совета от 22.11.2017 № 69 «О направлении на доработку проекта решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201». На Омский городской совет возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу совершить действие, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 ГрК РФ, а именно - утвердить положения дефиса 17 подпункта «а» пункта 4 статьи 1 и приложения № 17 из проекта решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201», направленного Мэром города Омска в Омский городской совет сопроводительным письмом от 30.06.2015 исх. № Исх-АГ/07-4005 и приложенным к нему заключением от 04.06.2015 о результатах публичных слушаний. Этим же судебным актом в Омского городского совета в пользу ООО «Вега» взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возражая против принятого по делу судебного акта, Омский городской совет в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, предъявленных Обществом.

В обоснование жалобы апеллянт заявляет о законности оспариваемого правового акта и соответствии действий Омского городского совета по его принятию положениям законодательства, регламентирующим компетенцию представительных органов муниципального образования.

В письменном отзыве на жалобу Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, полагая доводы, приводимые заинтересованным лицом, несостоятельными.

Омский городской совет и Администрация, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО «Вега» поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на апелляционную жалобу Омского городского совета.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ООО «Вега» являлось правообладателем земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229, площадью 5 000 кв. м, местоположение которого установлено примерно в 35 м по направлению на север относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Волгоградская, д. 8, по договору аренды от 10.07.2013 № Д-КР-31-10182, зарегистрированного 09.09.2013, для строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном. Указанный земельный участок имеет соответствующий вид разрешенного использования.

Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - Правила землепользования и застройки г. Омска), в соответствии с которыми территория, включающая предоставленный Обществу в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:36:110110:4229, отнесена к зоне городской рекреации.

Постановлением Администрации от 10.09.2010 № 805-п «Об утверждении проектов планировки левобережной части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утвержден проект планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - ФИО2 - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска (далее - проект планировки), в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 55:36:110110:4229 входит в зону планируемого размещения объектов городской рекреации.

Установив факт несоответствия данных, содержащихся в Правилах землепользования и застройки г. Омска и в проекте планировки территории левобережной части муниципального образования городской округ город Омск Омской области и касающихся зонирования территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - ФИО2 – левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, фактическому разрешенному использованию арендуемого земельного участка и зонированию указанной территории, предусмотренному Генеральным планом г. Омска от 25.07.2007, ООО «Вега» 28.03.2013, а впоследствии 28.11.2013 обращалось в адрес Департамента с предложением внести коррективы в Правила землепользования и застройки г. Омска в части изменения территориальной зоны Р1-385 путем выделения из нее территориальной зоны ЖЗ (в которой фактический вид разрешенного использования земельного участка является основным видом использования территории) с присвоением номера в границах арендуемого земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229, а также внести изменения в проект планировки территории, путем выделения в зоне планируемого размещения объектов городской рекреации зоны размещения спортивных сооружений, в целях строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110110:4229.

Письмом от 22.04.2013 № 06/4127 Департамент известил ООО «Вега» об отклонении комиссией по подготовке проекта Правил землепользования и застройки территории города Омска предложенного Обществом изменения в связи с несоответствием такого изменения проекту планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - ФИО2 - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска. Письмом от 31.12.2013 № 06/15879 Департамент продублировал предоставленный им ранее ответ на аналогичное обращение Общества.

03.03.2014 Администрацией вынесено постановление «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», согласно которому указанное выше предложение ООО «Вега» о внесении изменений в Правила землепользования и застройки отклонено в связи с тем, что предложенное изменение не соответствует проекту планировки территории, расположенной в границах улиц Лукашевича - Волгоградской - ФИО2 - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омск.

Заявив, что бездействие Департамента, выразившееся в непринятии решения о подготовке документации по планировке территории по предложению Общества, является незаконным, а указанное выше постановление Администрации от 03.03.2014 № 286-п не основано на нормах действующего законодательства, и такое бездействие и акт нарушают права Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Вега» обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующими требованиями. Арбитражным судом по данному заявлению возбуждено производство по делу № 46-3663/2014.

Решением Арбитражного суда Омской области от 09.06.2014 по делу № А46-3663/2014 в удовлетворении требований Общества отказано. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 по делу № А46-3663/2014 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об удовлетворении требований ООО «Вега». При этом в качестве способа восстановления нарушенного права апелляционный суд возложил на Департамент обязанность в месячный срок со дня принятия данного постановления: 1) принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск путем подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта, в котором определить границы соответствующей территории в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229; 2) обеспечить подготовку документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229.

Этим же постановлением на Администрацию возложена обязанность в течение двух месяцев со дня принятия данного постановления принять решение о подготовке проекта решения Омского городского совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, включающим поправку об изменении границ территориальной зоны Р1-385, выделяя из нее территориальную зону ЖЗ в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229.

Во исполнение судебного акта Администрацией подготовлен проект решения Омского городского совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Омска, содержащий в своем составе приложение об изменении границ территориальной зоны Р1-385 и выделения из нее территориальной зоны ЖЗ с номером 2850 в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229. Проект вынесен на публичные слушания, которые состоялись 21.05.2015; замечаний, предложений или возражений на проведенных публичных слушаниях не поступило, о чем свидетельствует заключение о результатах публичных слушаний от 04.06.2015.

По итогам проведенных публичных слушаний проект решения сопроводительным письмом Мэра города Омска от 30.06.2015 исх. № Исх-АГ/07-4005 направлен в Омский городской совет для утверждения.

При рассмотрении и утверждении указанного проекта решения некоторые положения, предусматривающие изменения границ некоторых территориальных зон, в том числе положение, подготовленное на основании предложения общества, были исключены из проекта с нарушением установленной ГрК РФ процедуры.

Указав на действия Омского городского совета, ООО «Вега» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании таковых незаконными. Заявление принято к производству, делу присвоен номер № А46-12677/2015.

Решением Арбитражного суда Омской области от 01.03.2016, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.08.2016 по делу № А46-12677/2015, признаны незаконными действия Омского городского совета по исключению дефиса 17 подпункта «а» пункта 4 статьи 1 и приложения № 17 из проекта решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201», направленного Мэром города Омска в Омский городской совет сопроводительным письмом от 30.06.2015 исх. № Исх-АГ/07-4005 и приложенным к нему заключением от 04.06.2015 о результатах публичных слушаний. На Омский городской совет возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения, рассмотреть в соответствии с пунктом 2 статьи 32 ГрК РФ положение дефиса 17 подпункта «а» пункта 4 статьи 1 и приложение № 17 проекта решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201», направленного Мэром города Омска в Омский городской совет сопроводительным письмом от 30.06.2015 исх. № Исх-АГ/07-4005 и приложенным к нему заключением от 04.06.2015 о результатах публичных слушаний.

14.12.2016 Омским городским советом принято постановление № 1744 «О направлении на доработку проекта Решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201».

Считая направление на доработку необоснованным и незаконным, а постановление Омского городского совета № 1744 - недействительным, нарушающим права и законные интересы заявителя как правообладателя земельного участка, ООО «Вега» обратилось в суд с соответствующим заявлением. Арбитражным судом Омской области по данному заявлению возбуждено производство № А46-2487/2017.

Решением суда от 12.09.2017 по указанному выше делу, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2017, заявление Общества удовлетворено. На заинтересованное лицо возложена обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу совершить действие, предусмотренное пунктом статьи 32 ГрК РФ, а именно - рассмотреть положения дефиса 17 подпункта «а» пункта 4 статьи 1 и приложения № 17 из проекта Решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201», направленного Мэром г. Омска в Омский городской совет сопроводительным письмом от 30.06.2015 № ФИО3/07-4005 и приложенным к нему заключением от 04.06.2015 о результатах публичных слушаний.

Омским городским советом вынесено постановление № 69 от 22.11.2017 «О направлении на доработку проекта Решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждение решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201».

Принятое решение обосновано представительным органом его противоречием целям и задачам территориального планирования (в части создания благоприятной среды жизнедеятельности, повышения качестве городской среды и устойчивого градостроительного развития), установленным Генеральным планом города Омска, утвержденным Решением Омского городского совета от 25.07.2007 № 43.

Указывая, что повторное направление на доработку проекта решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждение Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201» противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, ООО «Вега» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Требования Общества удовлетворены судом первой инстанции, что явилось поводом для обращения Омского городского совета с настоящей апелляционной жалобой на решение по делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены, исходя из следующего.

Согласно статье 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

При подготовке правил землепользования и застройки в части установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов должна быть обеспечена возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов).

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.

Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.

По результатам указанной в части 9 рассматриваемой статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 настоящей статьи. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа.

В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

В соответствии со статьей 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Статьей 33 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если правилами землепользования и застройки не обеспечена в соответствии с частью 3.1 статьи 31 Кодекса возможность размещения на территориях поселения, городского округа предусмотренных документами территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района (за исключением линейных объектов), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района направляют главе поселения, главе городского округа требование о внесении изменений в правила землепользования и застройки в целях обеспечения размещения указанных объектов. В целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случае, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи, проведение публичных слушаний не требуется. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Системное толкование статей 31 - 33 ГрК РФ свидетельствует о том, что несоответствие проекта Правил землепользования и застройки результатам публичных слушаний является одним из оснований для направления проекта правил землепользования и застройки на доработку представительным органом.

Таким образом, по верному замечанию суда первой инстанции, при установлении противоречия проекта Правил землепользования и застройки региональным или местным нормативным актам представительный орган местного самоуправления имеет право направления на доработку такого проекта.

Между тем, в рассматриваемом случае Омским городским советом не подтверждено наличие объективных оснований для направления спорного проекта решения на доработку. Из оспариваемого Обществом постановления такие обстоятельства не следуют.

В качестве основания доработки рассматриваемого проекта решения заинтересованное лицо ссылается на то, что проект решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201», содержащий положение дефиса 17 подпункта «а» пункта 4 статьи 1 и приложение № 17 проекта решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201», направленный Мэром города Омска в Омский городской совет сопроводительным письмом от 30.06.2015 исх. № Исх-АГ/07-4005 и приложенным к нему заключением от 04.06.2015 о результатах публичных слушаний противоречит целям и задачам территориального планирования в части создания благоприятной среды жизнедеятельности, повышения качества городской среды и устойчивого градостроительного развития, установленным Генеральным планом города Омска, утвержденным решением Омского городского совета от 25.07.2007 № 43 (л.д. 89).

Ни из оспариваемого постановления, ни из иных представленных Омским городским советом документов не усматривается, как именно внесение предлагаемых в проекте решения изменений в Правила землепользования и застройки г. Омска противоречит целям и задачам территориального планирования, в чем конкретно заключается противоречие.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает данную судом первой инстанции постановлению от 22.11.2017 № 69 правовую оценку.

В то же время, коллегией апелляционного суда усматривается основание для отказа в удовлетворении предъявленных Обществом требований.

По смыслу главы 24 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий.

Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом законность и обоснованность вынесенных актов (совершенных действий) проверяются исходя из законодательства и обстоятельств, существовавших на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов (совершения действий). Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99 и в пункте 3 Постановления Пленума от 18.12.2007 № 65.

Как указано выше, обращение в суд с настоящим заявлением обосновывается ООО «Вега» в том числе правовым статусом (титулом) арендатора земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229, права которого нарушаются постановлением от 22.11.2017 № 69 «О направлении на доработку проекта Решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утверждение решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201».

При рассмотрении дела № А46-1226/2017 арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:110110:4229 использовался ООО «Вега» на основании договораот 01.08.2013 № Д-Кр-31-10182.

22.11.2016 Департамент письмом исх. № Исх-ДИО/17452 заявил об одностороннем отказе от договорных отношений и указал на необходимость освобождения арендованного земельного участка по истечении трехмесячного срока с даты направления настоящего извещения.

Решением Арбитражного суда Омской области от 11.04.2017 по делу № А46-1226/2017 в удовлетворении требований ООО «Вега» о признании недействительной односторонней сделки по отказу Департамента от договора аренды № Д-Кр-31-10182 и применении последствий недействительности сделки отказано. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.11.2017 и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2018 № 304-ЭС18-159.

Таким образом, правоотношения аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:110110:4229 прекратились по истечении трехмесячного срока после направления Департаментом в адрес Общества извещения от 22.11.2016 об одностороннем отказе от договора, в связи с чем по состоянию на дату принятия постановления права и охраняемые интересы заявителя не затрагивались постановлением № 69 от 22.11.2017.

Иные доказательства нарушения прав и интересов Общества оспариваемым постановлением в дело не представлены.

Как указано выше, отсутствие одного из элементов фактического состава, с которым положения главы 24 АПК РФ связывают основания для удовлетворения заявления, влечет отказ в признании недействительным правового акта.

В связи с изложенным в удовлетворении заявления ООО «Вега» надлежит отказать.

Решение Арбитражного суда Омской области от 08.05.2018 по делу № А46-2933/2018 подлежит отмене. Апелляционная жалоба Омского городского совета удовлетворена.

Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривается, поскольку Омский городской совет освобожден от обязанности по ее уплате в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Омского городского совета удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Омской области от 08.05.2018 по делу № А46-2933/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ВЕГА» к Омскому городскому совету о признании недействительным Постановления Омского городского совета № 69 от 22.11.2017 «О направлении на доработку проекта Решения Омского городского совета «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского совета от 10.12.2008 № 201» отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Л.А. Золотова

Н.А. Шиндлер