ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, i№fo@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
28 декабря 2016 года | Дело № А46-8840/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.,
судей Зориной О.В., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Запорожец А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-14122/2016 ) Департамента имущественных отношений администрации г. Омска на решение Арбитражного суда Омской областиот 24 октября 2016 года по делу № А46-8840/2016 (судья В.И. Чернышев), принятое по исковому заявлению Департамента имущественных отношений администрации г. Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) о признании самовольной постройкой одноэтажного кирпичного строения распределительного пункта, обязании освободить самовольно занятый земельный участок,
при участии в судебном заседании (до и после перерыва):
от Департамента имущественных отношений администрации г. Омска – представитель ФИО1, доверенность от 22.07.2016, срок действия доверенности один год;
от публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - представитель ФИО2, доверенность от 21.12.2015, срок действия доверенности до 31.12.2018,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ответчик, общество, ПАО «МРСК Сибири») о признании самовольной постройкой одноэтажного кирпичного строения - здания распределительного пункта, площадью 128,6 кв. м по наружному обмеру; обязании ПАО «МРСК Сибири» освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный в 38 м северо- восточнее индивидуального жилого дома, имеющий почтовый адрес: <...>, площадь: 82,5 кв. м., вид разрешённого использования - земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения; расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.10.2016 по делу № А46-8840/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы истец привел следующие доводы:
- занятый зданием (распределительным пунктом) ответчика земельный участок № 1 площадью 82,5 кв. м, вид разрешенного использования – земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511, для строительства не предоставлялся, разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию в отношении здания распределительного пункта РП-10 кВ Красный Пахарь не выдавались, земельный участок под строительство не предоставлялся;
- установление на спорном земельном участке публичного сервитута на 49 лет для прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций (РП-10 кВ) не предусматривает возведение на нем объекта недвижимости. Поэтому выводы суда о том, что земельный участок, на котором располагается спорный распределительный пункт, был предоставлен ответчику на законных основаниях и используется им по целевому назначению, является необоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО «МРСК Сибири» просит оставить решение суда без изменения, указывает, что часть земельного участка под распределительным пунктом предоставлена ответчику по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:070403:3182 площадью 441 кв. м. Полагает также, что наложение границ распределительного пункта частично на земельный участок, обремененный публичным сервитутом в интересах ПАО «МРСК Сибири», не исключает законный режим постройки, учитывая цели установления сервитута – для прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций РП-10 кВ.
В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 15.12.2016, представитель Департамента поддержал апелляционную жалобу.
Представитель ПАО «МРСК Сибири» высказался согласно отзыву.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 22.12.2016.
После перерыва представители поддержали свои доводы по существу спора.
Представитель ответчика представил письменные пояснения б/н от 21.12.2016 к апелляционной жалобе с приложением исполнительной схемы расположения распределительного пункта РП-10 кВ. Утверждает, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны до близлежащих домов, установленный в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Роспотребнадзора по Омской области от 22.09.2008 (не менее 10 м) ответчиком соблюдается.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Омской области от 24.10.2016 по делу № А46-8840/2016 проверены на основании статей 266, 268 АПК РФ.
Повторно исследовав материалы дела по доводам апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции находит принятое решение подлежащим отмене с принятием нового судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.12.2015 комиссией в составе консультанта управления земельных отношений Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО3 и главного специалиста управления земельных отношений Департамента имущественных отношений администрации г. Омска ФИО4 произведено обследование земельного участка общей площадью 128,6 кв. м, расположенного в 38 м северо-восточнее индивидуального жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, по результатам которого составлен акт обследования земельного участка от 21.12.2015 № 504-ц (л.д. 22-23 т. 1).
По результатам проведенной проверки установлено следующее.
Обследуемый участок общей площадью 128,6 кв. м, расположенный в 38 м северо-восточнее индивидуального жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>, состоит из следующих участков:
1) участок, не сформированный в установленном законом порядке (далее - участок № 1):
- площадь: 82,5 кв. м;
- вид разрешенного использования - земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения;
-дополнительная информация: расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511;
2) участок, не сформированный в установленном законом порядке (далее - участок № 2):
- площадь: 46,1 кв. м;
- вид разрешенного использования - для строительства распределительного пункта РП-10 кВ Красный Пахарь;
-дополнительная информация: расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:070403:3182.
Границы участка на местности обозначены стенами строения - здания распределительного пункта. Доступ на участок, на котором расположено строение, возможен только через оборудованные в строении металлические ворота и двери,
На участке расположено одноэтажное кирпичное строение - здание распределительного пункта, площадью 128,6 кв. м по наружному обмеру. Данное строение является объектом, прочно связанным с землей, перемещение которого без несоизмеримого ущерба его назначению невозможно.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1511 находится в собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области (свидетельство о государственной регистрации права от 18.04.2012 серии 55 АА№ 389402).
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:070403:3182 находится в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:070403:3182 предоставлен по договору аренды земельного участка от 05.11.2009 № ДГУ-Ц-33-1699 ПАО «МРСК Сибири», для строительства распределительного пункта РП-10 кВ Красный Пахарь.
Участок № 1 для строительства не предоставлялся, по информации представленной департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска разрешение на строительство объекта капитального строительства -здания распределительного пункта РП-10 кВ Красный Пахарь и ввод его в эксплуатацию не выдавались.
Судом также установлено, что 05.11.2009 между ПАО «МРСК Сибири» (Арендатор) и Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (Арендодатель) заключён договор аренды земельного участка № ДГУ-Ц-33-1699, собственность на который не разграничена, сроком на 3 года, с кадастровым номером 55:36:070403:3182, площадью 441 кв.м, с местоположением: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 11-я Северная – Красный пахарь.
Пунктом 1.4 Договора предусмотрено, что целевое назначение аренды Участка: для строительства распределительного пункта РП-10кВ Красный Пахарь. В рамках рассмотрения дела А46-7490/2015 арбитражный суд, признавая отсутствие у Департамента законных оснований для отказа от договора аренды № ДГУ-Ц-33-1699, указал, что на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070403:3182 ПАО «МРСК Сибири» возведён объект капитального строительства в соответствии с целевым назначением и условиями договора аренды № ДГУ-Ц-33-1699. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда от 14.10.2015 по делу №А46-7490/2015.
Таким образом, частично спорное здание распределительного пункта расположено на части земельного участка под спорным распределительным пунктом (в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:070403:3182), предоставленном ответчику в соответствии с условиями договора аренды № ДГУ-Ц-33-1699.
Департамент, ссылаясь на то, что спорный объект (здание распределительного пункта) в другой своей части расположен на земельном участке № 1 (часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511 в полосе отвода автомобильной дороги местного значения), и в отношении него не выдавалось разрешение на строительство, обратился в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки.
В соответствии с п. 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (п. 2 статьи 222 ГК РФ).
В пункте 22 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) разъяснено, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В данном случае Департамент обратился с названным иском как орган, уполномоченный выступать от имени муниципального образования городской округ г. Омск, поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1511 находится в собственности города, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55-АА 389402 от 18.04.2012 (л.д. 8 оборот, т. 1).
Спорный объект, в отношении которого предъявлен иск, со всей очевидностью представляет собой объект недвижимости, что усматривается из его фотографий и технического описания, приведенного в акте обследования земельного участка от 15.12.2015. Ответчик это обстоятельство не отрицает.
В пункте 2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 595-О-П разъяснено, что вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; возведение постройки без получения необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из указанных.
Из положений статьи 222 ГК РФ следует, что к признанию постройки самовольной приводит либо частноправовое нарушение (строительство на земельном участке в отсутствие соответствующего гражданского права на землю), либо публично-правовые нарушения: формальное (отсутствие необходимых разрешений) или содержательное (нарушение градостроительных и строительных норм и правил) (Определение Верховного Суда РФ от 10.03.2016 № 308-ЭС15-15458).
По смыслу пункта совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 лицо, обращающееся в суд с иском о сносе самовольной постройки, должно обладать определенным материально-правовым интересом в защите принадлежащего ему гражданского права либо, в соответствии с установленной компетенцией, - в защите публичного порядка строительства, прав и охраняемых законом интересов других лиц, жизни и здоровья граждан.
По мнению апелляционного суда, в рамках данного иска Департамент привел достаточные доказательства наличия условий, установленных в статье 222 ГК РФ, а также того, что иск о сносе постройки направлен на защиту публичных интересов и устранение угрозы, которую создает ее сохранение.
Материально-правовая заинтересованность в предъявлении иска о сносе самовольной постройки Департаментом обоснована, о чем будет дополнительно приведено ниже.
Ответчик не оспаривает, что спорный объект возведен без полученного в установленном порядке разрешения на строительство, а также используется без соблюдения административного порядка ввода объекта в эксплуатацию.
Между тем, ответчик считает, что имел правовые основания для возведения распределительного пункта, в том числе, частично на земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:1511 (в полосе отвода дороги местного значения).
Как усматривается из материалов дела, после заключения договора аренды земельного участка №ДГУ-Ц-33-1699 ПАО «МРСК Сибири» обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска с заявлением от 22.10.2012 о выдаче разрешения на строительство РП-10 кВ. На обращение ПАО «МРСК Сибири» был получен отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 31.10.2012 №09/12655 по причине не соблюдения норм санитарно-защитной зоны при строительстве РП-10 кВ - расстояние менее 10 метров от РП-10 кВ до ближайших жилых домов. Основанием послужило санитарно-эпидемиологическое заключение №55.01.04.000 ТОО 1802.09.08 от 22.09.2008.
О необходимости соблюдения ПАО «МРСК Сибири» санитарно-эпидемиологического заключения №55.01.04.000 Т001802.09.08 от 22.09.2008 при оформлении разрешения на строительство РП-10 кВ ранее также указывал ГУЗР Омской области в письме от 18.12.2008 №0402/1305.
Как указал ответчик, до строительства РП-10 кВ, в соответствии с санитарно- эпидемиологическим заключением №55.01.04.000 Т001802.09.08 от 22.09.2008, планировался снос (вывод из эксплуатации) жилых домов по ул. 11 Северная, 166, 168 с расселением жильцов, что позволило бы соблюсти санитарно-защитную зону до ближайших жилых домов. ООО «Сибнефтесбыт» письмом от 15.02.2009 гарантировало снос указанных жилых домов с расселением жильцов в срок до 01.03.2010. Вместе с тем, в результате ликвидации ООО «Сибнефтесбыт» снос домов осуществлён не был.
В связи с этим расстояние от ближайших жилых домов до РП-10кВ не соответствовало санитарно-защитной зоне, установленной для размещения такого распределительного пункта, что послужило препятствием в получении разрешения для строительства РП-10 кВ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО «МРСК Сибири» за выбором дополнительного (смежного) земельного участка для строительства РП- 10 кВ.
При выборе дополнительного земельного участка для размещения распределительного пункта (РП-10 кВ) по улице 11-я Северная - ул. Красный пахарь в ЦАО г. Омска выполнены следующие мероприятия: вопрос рассмотрен на Комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска; получены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; проведено информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка через газету «Третья столица» от 07.03.2013 №10; получено согласование департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска от 04.03.2013 № 48, УГИБДД полиции УМВД России по Омской области от 05.03.2013; получено экспертное заключение по выбору земельного участка Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» о соответствии санитарно- эпидемиологическим нормам и правилам от 15.08.2013 №2552КГ/3; строительство распределительного пункта предусмотрено для электроснабжения планируемого к застройке жилого квартала по ул. 11-я Северная - ул. Красный Пахарь - ул. Герцена с учётом его перспективного развития.
08.07.2013 Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска вынесено распоряжение № 1450-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по ул. 11-я Северная в ЦАО города Омска».
Впоследствии Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска вынесено распоряжение от 30.10.2013 № 2869-р «О предварительном согласовании места размещения распределительного пункта (РП-10 кВ) по улице 11-я Северная в ЦАО г. Омска», которым утверждён Акт выбора дополнительного земельного участка для строительства РП-10 кВ.
Дополнительный земельный участок с кадастровым номером 55:36:070403:9234 площадью 441 кв.м. сформирован и внесён в государственный кадастр недвижимости 05.12.2013 года с разрешённым использованием - для строительства распределительного пункта (РП 10 кВ).
После принятия распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 30.10.2013 №2869-р, которым утверждён акт выбора дополнительного земельного участка, ПАО «МРСК Сибири» 15.08.2014 обратилось в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявлением (исх. №1.5/15-16/12708) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:070403:9234 из земель населённых пунктов, местоположение которого: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. 11 Северная, разрешённое использование - для строительства распределительного пункта (РП 10 кВ).
Вместе с тем, постановлением Администрации города Омска от 08.04.2015 № 545-п «О признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов города Омска» признаны утратившими силу указанные распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 15.09.2015 по делу №А46-5029/2015 суд ответчику отказано в признании недействительным указанного Постановления Администрации города Омска от 08.04.2015 № 545-п.
Таким образом, у ответчика не было оснований размещать объект недвижимости как в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:070403:9234, так и в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511 ( спорный участок №1), по причине отсутствия права пользования этими участками в целях строительства объекта недвижимости, а также по причине отсутствия разрешения на строительство (касающегося вопросов параметров строительства, безопасности объекта, соблюдения иных требований, обеспечения в связи со строительством различных прав и законных интересов неопределенного круга лиц).
В целях прокладки и эксплуатации линий электропередачи для электроснабжения распределительного пункта РП-10 кВ распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 02.10.2013 №4921-р на срок 49 лет в интересах ПАО «МРСК Сибири» в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1337 из состава земель населённых пунктов, площадью 36308 кв.м., местоположение: Омская область, г.Омск, ЦАО г.Омска, установлен публичный сервитут; отмечено, что на земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица Красный пахарь (от ул. 6-я Северная до ул. 24-я Северная), идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 318 (л.д. 124-125 т.1).
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 06.04.2015 № 1148в целях прокладки коммуникаций инженерной инфраструктуры (КЛ-10 кВ) ОАО «МРСК Сибири» предоставлен публичный сервитут в отношении части земельного участка (учетный номер части 2) площадью 1084 кв. м, находящейся в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511 из состава земель населенных пунктов с разрешенным использованием: земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения площадью 42842 кв.м местоположения которого установлено: Омская область, г. Омск, ЦАО. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 11-я Северная (от ул. 2-я Дачная до ул. Красный Пахарь), идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 293 (л.д. 111-112 т.1).
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 21.04.2016 № 834 в целях прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций (РП-10 кВ) ПАО «МРСК Сибири» предоставлен публичный сервитут в отношении земель площадью 116 кв. м, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511 из состава земель населенных пунктов с разрешенным использованием: земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения площадью 42842 кв. м, местоположения которого установлено: Омская область, г. Омск, ЦАО. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 11-я Северная (от ул. 2-я Дачная до ул. Красный Пахарь), идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 293 (л.д. 98-99 т.1).
21.07.2016 между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска и ПАО «МРСК Сибири» заключено соглашение, предусматривающее размер платы за публичный сервитут, предметом которого является предоставлению пользователю земель площадью 116 кв. м, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511 из состава земель населенных пунктов с разрешенным использованием: земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения площадью 42842 кв. м, местоположения которого установлено: Омская область, г. Омск, ЦАО. На земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица 11-я Северная (от ул. 2-я Дачная до ул. Красный Пахарь), идентификационный номер 52-401-382 ОП МГ 293, для установления публичного сервитута в целях прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций (РП-10 кВ) (л.д. 95 т.1).
ПАО «МРСК Сибири» полагает правомерным строительство распределительного пункта с частичным занятием им земельного участка 55:36:000000:1511, поскольку последний обременен публичными сервитутами для установления публичного сервитута в целях прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций (РП-10 кВ).
Суд апелляционной инстанции находит эту позицию необоснованной ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов, и должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещено размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с частью 4.2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.
Установление публичного сервитута является альтернативным способом титульного пользования земельным участком в границах полос отвода автомобильных дорог в целях осуществления ограниченного перечня работ.
В соответствии с частью 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Между тем, размещением на земельном участке объекта недвижимости нарушено требование указанной выше нормы, поскольку земельный участок, являющийся частью полосы отводы автодороги фактически изъят исключительно ответчиком в своих интересах без надлежащих правовых оснований из владения, пользования и распоряжения всех иных лиц, включая собственника, что в целом не соответствует понятию сервитута, противоречит законному режиму земель, занятых полосами отвода автодорог.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (часть 5 статьи 23 ЗК РФ).
В рассматриваемом случае ответчик ссылается на установление в его интересах публичных сервитутов для прокладки инженерных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 9 статьи 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Доказательств государственной регистрации отмеченных выше сервитутов материалы дела не содержат.
Если предположить наличие такой государственной регистрации, факт предоставления сервитута для указанных выше целей не наделает сервитуария правом полной или частичной застройки такого земельного участка. Существо этого ограниченного вещного права не наделает пользователя, в чьих интересах установлен публичный сервитут, обременять земельный участок таким способом, при котором иные заинтересованные лица из числа неопределенного круга отстраняются от пользования земельным участком. Сервитут не предоставляет никаких эксклюзивных прав пользователю, при реализации которых земельный участок становится полностью недоступным для его использования собственником и иными заинтересованными лицами. Застройка обремененного сервитутом (в конкретно названных иных целях) земельного участка сводит это обременение к нулю, поскольку сервитуарий фактически приобретает право полного владения и хозяйственного господства над вещью, что противоречит первичным целям установления соответствующего публичного сервитута.
Правом на застройку части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511 ПАО «МРСК Сибири» не располагало.
Отмечаемые ответчиком причины, по которым спорный объект оказался частично возведен на земельном участке с кадастровым номером 55:36:000000:1511, не создают правовых оснований его застройки: отмена распоряжения, которым был утвержден акт выбора дополнительного земельного участка под распределительный пункт 10 кВ, не дает право вовлекать смежный земельный участок (наряду с арендуемым) для строительной деятельности.
Сервитут такого права не дает.
Более того, уполномоченными в области санитарного благополучия органами против строительства этого объекта выдвигались требования об обеспечении соблюдения санитарно-гигиенических норм (в связи с близостью жилых домов, снос которых в установленном порядке не состоялся) , необходимостью обеспечения собственной для спорного распределительного пункта защитной зоны.
Соблюдение таких требований посредством представления положительных заключений компетентных органов ответчиком не доказано.
Подменять их компетенцию в области санитарного благополучия населения и положительно , вопреки их мнению, решить вопрос о безопасности постройки (как объекта недвижимости, а также как объекта для специфических целей эксплуатации) для окружающих, суд не имеет никаких правовых оснований.
Кроме того, назначение публичных сервитутов – прокладка инженерных коммуникаций.
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сетью инженерно-технического обеспечения является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к объектам электросетевого хозяйства относится оборудование, задействованное в процессе передачи электрической энергии - электрические сети, линии электропередач, трансформаторные подстанции, распределительные пункты.
В соответствии с подпунктом 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204, под электрической сетью понимается совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
В соответствии с пунктом 3 приложения 1 к Инструкции по проектированию городских электрических сетей РД 34.20.185-94, утвержденных РАО ЕЭС, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 31.05.1994, Распределительным пунктом (РП) городской электрической сети называется распределительное устройство напряжением 10 (6) кВ, предназначенное для приема электроэнергии от ЦП и передачи ее в распределительную сеть.
Центром питания (ЦП) городской сети называется электростанция или подстанция, от РУ 10 (6) кВ которой электрическая энергия распределяется по сети (п. 5 приложения 1 РД 34.20.185-94).
В соответствии с подпунктом 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 № 204, под электрической сетью понимается совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
Спорная постройка сама является зданием, объектом электросетевого хозяйства и предназначена для приема электрической энергии от иных объектов электросетевого хозяйства (электростанций или подстанций) соответствующего уровня.
Собственно инженерной коммуникацией по определению , данному в пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», спорное здание распределительного пункта не является.
Соответственно ссылка на публичный сервитут, как основание для его строительства не правомерна.
Передача электроэнергии осуществляется через воздушные и кабельные линии, работающие на определенной территории.
Именно воздушные и кабельные линии в данном случае представляют собой инженерные коммуникации, предназначенные для транспортировки и передачи электрической энергии.
В силу прямого указания части 4.2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ использование участков в границах полос отвода автомобильных дорог допустимо только в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута.
В рассматриваемом случае ответчик, вопреки условиям публичных сервитутов, сведений о государственной регистрации которых материалы дела не содержат, на части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511 (в полосе отвода автодороги местного значения) осуществил строительство распределительного пункта. В то время как правовой режим публичных сервитутов такого рода и в таком месте (полоса отвода дороги) допускает только прокладку инженерных коммуникаций.
Кроме того, ни в коей мере ответчиком не доказано , что площадь и конфигурация частей земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511, в отношении которых имеются распоряжения об установлении публичных сервитутов, соответствуют площади и конфигурации части спорного здания, выходящей за пределы земельного участка, предоставленного ответчику на праве аренды.
Имеющиеся в деле схемы не дают оснований полагать, что при издании распоряжений об установлении публичных сервитутов учтены параметры и расположение на местности спорного здания.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется.
Вопреки требованиям закона об описании и индивидуализации сферы действия сервитута, распространяющегося не на весь земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1511, ПАО «МРСК Сибири» в нарушение статьи 65 АПК РФ (с учетом занятой им позиции о допустимости строительства при наличии отмеченных публичных сервитутов) не доказало, что распределительный пункт занимает часть земельного участка в границах, совпадающих с сервитутом.
Совпадение конфигурации сервитута с частью строения, расположенной на земельном участке 55:36:000000:1511, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, спорная постройка имеет признаки самовольной, поскольку возведена в отсутствие разрешения на строительство частично на земельном участке, не предназначенном для этих целей, более того, в нарушение режима использования: в полосе отвода автомобильной дороги строительство объектов капитального строительства не допускается.
Застройка полос отвода автомобильных дорог общего пользования строениями, не относящимся к эксплуатации автодороги, нарушает и нормы безопасности дорожного движения.
Правовой подход, в соответствии с которым нахождение постройки частично на участке, не принадлежащем ответчику и не предоставленном для этих целей, нарушает права собственника земельного участка и предоставляет ему право требовать снова такой постройки, сформирован Верховным Судом РФ в определении от 11.10.2016 № 50-КГ16-16.
При установленных здесь фактических обстоятельствах Департамент вправе защищать права города Омска, являющегося собственником земельного участка 55:36:000000:1511, путем предъявления требования о сносе самовольной постройки в соответствии со статьей 4 АПК РФ.
Действия Департамента по предъявлению иска направлены на защиту абсолютного права муниципальной собственности на спорную часть земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511, а равно направлены на защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц на безопасные среду обитания и дорожное движение.
Законную заинтересованность истца в предъявлении настоящего иска апелляционный суд усматривает в необходимости обеспечить надлежащий правовой режим использования части земельного участка, относящейся к полосе отвода автомобильной дороги местного значения.
При установленных фактических обстоятельствах и применимых нормах материального права у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении искового заявления Департамента, в связи с чем имеются установленные частью 2 статьи 270 АПК РФ основания для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 24.10.2016 по делу № А46-8840/2016.
Отменяя решение и принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции удовлетворяет исковые требования в полном объеме. Учитывая параметры и назначение постройки, специфику деятельности ответчика, текущее время года, апелляционный суд, руководствуясь ст. 174 АПК РФ, полагает необходимым и достаточным определить срок исполнения настоящего постановления в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Руководствуясь п. 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской областиот 24 октября 2016 года по делу № А46-8840/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать самовольной постройкой одноэтажное кирпичное строение - здание распределительного пункта, площадью 128,6 кв. м по наружному обмеру; обязать ПАО «МРСК Сибири» освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный в 38 м северо- восточнее индивидуального жилого дома, имеющий почтовый адрес: <...>, площадью 82,5 кв. м., вид разрешённого использования - земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1511, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта по существу спора.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий | Н.А. Шарова | |
Судьи | О.В. Зорина М.В. Смольникова |