ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-14389/2017 от 14.05.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-4877/2018

г. Челябинск

21 мая 2018 года

Дело № А47-14389/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2018 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А. судей Бояршиновой Е.В. и Скобелкина А.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.02.2018 по делу № А47-14389/2017 (судья Мирошник А.С.),

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Оренбургской области 22.11.2017 обратился Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга (далее - Департамент, заявитель) с заявлением к Счетной палате города Оренбурга (далее - ответчик, Счетная палата) о признании незаконным предписания № 4-654 от 30.10.2017 об устранении нарушений законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств, уведомления № 4-653 от 30.10.2017 о применении мер бюджетного принуждения.

Счетной палатой проведена проверка обоснованности и эффективности использования бюджетных средств в 2012-2016 годах. Установлено нецелевое использование 95 тыс. руб. в виде расходов на рецензирование экспертных заключений по оценке объектов недвижимости, которые не были предусмотрены Муниципальной программой, вынесено предписание об устранении нарушений.

Предписание и уведомление являются незаконными, действия получателя бюджетных средств правомерными, спорные рецензии на отчеты об оценке земельных участков необходимы для представления в суд при возникновении споров, они связаны с проводимой Муниципальной программой (т.1 л.д. 17-21, т.2 л.д. 1-4).

Счетная палата возражала против заявленных требований, ссылалась на законность вынесенных решений (т.1 л.д. 83-89).

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Финансовое Управление Администрации города Оренбурга, поддержавшее заявленные требования (т.1 л.д. 182-184).

Решением арбитражного суда от 27.12.2017 в удовлетворении требований отказано.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые предписание и уведомление вынесены в рамках полномочий контролирующего органа.

Согласно выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств № 066001 за 16.07.2015 оплата по муниципальному контракту от 21.05.2015 № 13МК/15д произведена по коду раздела 0412, коду целевой статьи 1000000, соответствующих Муниципальной программе, коду вида расходов 244 – прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в рамках Муниципальной программы.

Фактически спорные расходы являются судебными расходами и могут быть возмещены заявителю в случае удовлетворения исковых требований. Отсутствует связь между расходами и исполнением Муниципальной программы, поскольку изменения в результаты кадастровой оценки по результатам рецензирования не вносились. При таких обстоятельствах вывод Счетной палаты о нецелевом использовании бюджетных средств является верным (т.2 л.д. 75-78).

04.04.2018 от Департамента поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении требований.

Суд первой инстанции ошибочно не установил связи между мероприятиями Муниципальной программой и спорными расходами. Не учтено, что проведение оценки рыночной стоимости земельного участка включает в себя, в том числе, мероприятия по оспариванию ее результатов, рецензирование экспертных заключений производится в целях недопущения снижения поступлений от уплаты земельного налога, установления соответствия кадастровой и рыночной стоимости земельных участков.

Департаментом правильно определена бюджетная квалификация расходов, они относятся к «прочим закупкам товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд в рамках муниципальной программы».

При отсутствии рассмотренных судебных дел расходы не могут рассматриваться как «судебные», следует учесть позицию Финансового управления г. Оренбурга, которое поддержало доводы заявителя (т.2 л.д. 83-87).

Счетная палата в отзыве возражает против заявленных требований, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.

Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.

Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга зарегистрирован в качестве юридического лица свидетельством от 11.10.1993 (т.1 л.д. 60-66).

Постановлением администрации города Оренбурга от 31.10.2011 № 6900-п была утверждена «Муниципальная программа «Совершенствование системы кадастра недвижимости и системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования «город Оренбург» на 2012 - 2016 годы» (далее по тексту - Муниципальная программа).Ответственным исполнителем программы определен Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга.

Целью Муниципальной программы является совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования «город Оренбург», а основными задачами:обеспечение эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах потребностей общества и граждан;информационное наполнение государственного кадастра недвижимости, обеспечение пополнения доходной части бюджета г. Оренбурга, проведение разграничения государственной собственности на землю, регистрация права муниципальной собственности на земельные участки, обоснованное установление платы за землю, обеспечение условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли. По п.12 программы проводится государственная оценка земель по решению органа местного самоуправления.

В рамках реализации Муниципальной программы департаментом был заключен муниципальный контракт № 13МК/15д на оказание услуг от 21.05.2015 с Союзом «Торгово-промышленная палата Оренбургской области» (исполнитель). По условиям муниципального контракта от 21.05.2015 исполнитель обязался оказать услуги по рецензированию заключений об оценке № 11-02-15фз, составленное 08.05.2015, № 04/1-02-15фз, составленное 13.03.2015, № 04-02-15фз, составленное 13.03.2015, № 2472/12 от 10.12.2014, № 015051 от 20.03.2015 № 158/2015 от 10.02.2015. Стоимость оказанных услуг составила 95 000 руб., оплата произведена платежным поручением от 16.07.2015 № 0137317 (т.1 л.д. 54-57, 104-138, 146).

В соответствии с планом работы Счетной палаты города Оренбурга на 2017 год в отношении департамента было проведено контрольное мероприятие «Проверка обоснованности, результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы «Совершенствование системы кадастра недвижимости и системы управления земельно-имущественным комплексом на территории муниципального образования «город Оренбург» на 2012 - 2016 годы», сделан вывод о нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 95 000 руб., поскольку мероприятия по рецензированию экспертных заключений на отчеты по оценке объектов недвижимости не были предусмотрены условиями Муниципальной программы и соответствующих изменений в состав мероприятий не вносилось.

В связи с выявленными нарушениями Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга были выданы предписание от 30.10.2017 № 4-654 и уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 30.10.2017 № 4-653 (т.1 л.д. 22-23).

По утверждению подателя жалобы – Департамента суд первой инстанции пришел к неверному выводу об отсутствии связи между расходами и выполнением муниципальной программы, нет оснований считать расходы «судебными».

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.

Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 306.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Счетная палата города Оренбурга (далее - Счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Оренбургским городским Советом и подотчетным ему (п. 1.1 Положения).В соответствии с полномочиями, определенными в п. 8.1 Положения Счетная палата осуществляет контроль за исполнением бюджета города Оренбурга; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета города Оренбурга, она вправе выносить предписания и выдавать уведомления.

Согласно выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств № 066001 за 16.07.2015 оплата по муниципальному контракту от 21.05.2015 № 13МК/15д произведена по коду раздела 0412, коду целевой статьи 1000000, соответствующих Муниципальной программе, коду вида расходов 244 – прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в рамках муниципальной программы. В Программе такие виды расходов не отражены.

Счетная палата также пришла к выводу, что соответствующие меры по изменению или дополнению программных мероприятий Муниципальной программы департаментов не были предприняты. Судом сделан верный вывод, что спорные расходы не относятся к выполнению Муниципальной программы, и имеет место нецелевое использование бюджетных средств.

Основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.02.2018 по делу № А47-14389/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Ю.А.Кузнецов

Судьи: Е.В.Бояршинова

А.П.Скобелкин