ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-1653/18 от 16.08.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10254/2018

г. Челябинск

23 августа 2018 года

Дело № А47-1653/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2018 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Скобелкина А.П., Костина В.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.06.2018 по делу № А47-1653/2018 (судья Вернигорова О.А.).

Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» (далее – заявитель, Учреждение, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Оренбургской области, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, фонд, Управление, страховщик) о признании недействительным решения от 15.12.2017 № 1330 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.06.2018 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Оренбургской области (далее также – податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта допущено неправильное применение норм материального права. В частности страхователь полагает, что судом не принят тот факт, что заявителем представлена в Управление исходная форма СЗВ-М за май 2016 года 03.06.2016, то есть в пределах срока. 05.07.2016 СИЗО-1 самостоятельно была направлена форма СЗВ-М «доп» с наличием ФИО1 и ФИО2, но ошибочно. 19.12.2016 сотрудники пенсионного фонда направили уведомление по итогам квартальной сверки с требованием убрать 2-х застрахованных лиц. 26.12.2016 сотрудниками СИЗО-1 направлена форма СЗВ-М «доп» не за май, а за апрель 2016 года, после страхователем самостоятельно направлено уточнение сведений 24.11.2017. На основании изложенного, апеллянт полагает, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Оренбургской области воспользовалось правом на уточнение сведений, действующим законодательством не предусмотрена ответственность за нарушение двухнедельного срока предоставления скорректированных данных о застрахованных лицах.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет– сайте, уполномоченных представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из имеющихся в деле доказательств, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Оренбургской области зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1035605500501 (т. 1, л.д. 36-47).

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Оренбургской области (регистрационный номер в ПФР 066-364-011009) в форме электронного документа, представил 03.06.2016 в Управление форму СЗВ-М за май 2016 года (т. 1, л.д. 20-21).

05.07.2016 страхователь направил отчет СЗВ-М за май 2016г. по типу «дополняющая» со сведениями на ФИО1 и ФИО2 (т. 1, л.д. 24).

Уведомлением от 19.12.2016 № 1426 (т. 1, л.д. 68-69) фонд сообщил страхователю о наличии расхождения в представленных страхователем сведений персонифицированного учета, отраженных в формах СЗВ-М за отчетные периоды - май 2016 года и разделе 6 формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц:

ФИО1 (127-473-586 81) - информация о сведениях персонифицированного учета за данное застрахованное лицо содержится в разделе 6 формы РСВ-ПФР-1, представленной за отчетный период - полугодие (06) 2016 (стажевый период в представленных сведениях с 01.04.2016 по 22.04.2016), одновременно на застрахованное лицо представлена ежемесячная отчетность - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды - май (06) 2016 года;

ФИО2 (146-044-021 81) - информация о сведениях персонифицированного учета за данное застрахованное лицо содержится в разделе 6 формы РСВ-ПФР-1, представленной за отчетный период — полугодие (06) 2016 (стажевый период в представленных сведениях с 01.04.2016 по 22.04.2016), одновременно на застрахованное лицо представлена ежемесячная отчетность - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетные периоды - май (06) 2016 года.

Учреждению предложено в течение 14 дней со дня вручения настоящего уведомления представить уточняющие сведения персонифицированного учета.

Указанное уведомление получено страхователем 23.12.2016 по программе Контур-Экстерн.

26.12.2016 страхователем представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, приводящие в соответствие выявленные расхождения только в отношении застрахованного лица ФИО3 за апрель 2016 года (отменяющая форма СЗВ-М) (т. 1, л.д. 73).

08.11.2017 года страхователем представлена корректирующая форма РСВ-1 ПФР за полугодие 2016 года, в которой приведена в соответствие с формой СЗВ-М информация по стажу ФИО4 за апрель 2016 года и ФИО5 за апрель, май, июнь 2016 года (т. 1, л.д. 107, 109).

24.11.2017 страхователем представлены сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М за май 2016, с типом формы «отменяющая» на застрахованных лиц ФИО1, ФИО6 (т. 1, л.д. 112).

Сделав вывод о том, что первично представленный отчет формы СЗВ-М за май 2016 года не содержит достоверную информацию о застрахованных лицах, работающих у страхователя, в связи с чем, является содержащим неполные и (или) недостоверные сведения, что подтверждается отчетом формы СЗВ-М за май 2016 года и отчетом формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2016 года, фонд вынес решение о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.01.1996 № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1000 руб. (т. 1 л.д. 12).

Посчитав, что вынесенные решение страховщика нарушают права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма представления сведений в форме электронного документа определяется Пенсионным фондом Российской Федерации (абзац 3 части 2 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ).

Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Пунктом 4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.

Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 года № 83п, за май 2016 года приходился на 10.06.2016.

В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.

Всего предусмотрено три типа:

1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ к правам органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего: требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

К обязанностям органов Пенсионного фонда Российской Федерации отнесено в числе прочего, осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), действовавшая в спорный период.

В силу пункта 34 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Согласно пункту 41 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Исходя из разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ» если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Как следует из материалов дела, исходные сведения за май 2016 года были представлены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Оренбургской области 03.06.2016.

Вместе с тем, в процессе сверки представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, отраженных в формах СЗВ-М за май 2016 года и разделе 6 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица» формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2016 года, выявлены расхождения в отношении двух застрахованных лиц - ФИО1 и ФИО2: стажевый период данных лиц указан с 01.04.2016 по 22.04.2016 в разделе 6 формы РСВ-1 ПФР за полугодие 2016 года, однако, на данных застрахованных лиц также представлена ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М за май 2016 года.

Управление полагает, что поскольку двухнедельный срок на исправление выявленной ошибки был пропущен страхователем, то он подлежит привлечению к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Действительно, уведомление от 19.12.2016 № 1426 об устранении имеющихся расхождений получено Учреждением 23.12.2016, и последним не оспаривается.

Вместе с тем, изложенные в уведомлении расхождения фактически устранены страхователем посредством представления отчета формы СЗВ-М за май 2016 года с типом формы «отменяющая» на ФИО1 и ФИО2 только лишь 24.11.2017, то есть за пределами установленного двухнедельного срока.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного, основания для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.06.2018 по делу № А47-1653/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Н.А. Иванова

Судьи: А.П. Скобелкин

В.Ю. Костин