ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-20005/2022 от 24.08.2023 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10558/2023

г. Челябинск

30 августа 2023 года

Дело № А47-20005/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2023 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05 июня 2023 года по делу № А47-20005/2022.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «СК УралПроект» – ФИО1 (паспорт, доверенность от 08.11.2022, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «СК УралПроект» (далее - истец, ООО «СК УралПроект», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковыми требованиями к некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» (далее – ответчик, Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области, Фонд) о взыскании суммы основного долга за выполнение работ по договорам подряда от 07.06.2019 № СМР-209/2019, от 12.07.2019 № СМР-261/2019 в общем размере 1 308 460 руб. 42 коп., проценты на сумму задолженности по договорам подряда от 07.06.2019 № СМР-209/2019, от 12.07.2019 № СМР-261/2019 за период с 18.12.2022 по дату вынесения решения по ключевой ставке ЦБ РФ на дату платежа, расходы по уплате государственной пошлины в размере 28 258 руб.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.06.2023 (резолютивная часть решения объявлена 31.05.2023) по делу № А47-20005/2022 исковые требования удовлетворены частично, с Фонда в пользу общества взысканы сумма основного долга за выполнение работ по договорам подряда от 07.06.2019 № СМР-209/2019, от 12.07.2019 № СМР-261/2019 в общем размере 1 308 460 руб. 42 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами по договорам подряда от 07.06.2019 № СМР-209/2019, от 12.07.2019 № СМР-261/2019 по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 20.12.2022 по 31.05.2023 в размере 43 824 руб. 46 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 26 517 руб. В остальной части исковых требований отказано. Обществу возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1719 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что истец подписал договор без протоколов разногласий в части пункта 4.1.2, которым предусмотрено исключение суммы НДС из базы для начисления окончательной цены, в актах выполненных работ, что означает согласование сторонами указанного условия, т.е. уменьшения цены на сумму НДС. Обязанности оплатить работы в ином размере, чем предусмотрено условиями договора, у заказчика не возникло. Податель апелляционной жалобы обращает внимание суда на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не дана оценка пункту 4.1.2 договора на предмет его действительности. Апеллянт утверждает, что поскольку судом пункт 4.1.2 не признан недействительным, исковые требования неправомерно удовлетворены частично. Указывает, что при вынесении обжалуемого решения Арбитражный суд Оренбургской области применил закон, не подлежащий применению к возникшим между сторонами правоотношениям, а именно Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Фонда модернизации ЖКХ Оренбургской области.

До начала судебного заседания от ООО «СК УралПроект» через систему «Мой Арбитр» поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву на апелляционную жалобу с доказательствами их направления в адрес лиц, участвующих в деле.

В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные ООО «СК УралПроект» документы приобщены к материалам дела.

От Фонда модернизации ЖКХ Оренбургской области поступили возражения на отзыв и дополнения к ним, которые приобщены к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ООО «СК УралПроект» в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонил изложенные в ней доводы и просил арбитражный апелляционный суд оставить решение без изменения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Фондом на официальном сайте http:www.zakupki.gov.ru размещена документация о проведении электронного аукциона СМР-209/2019 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предмет электронного аукциона: выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (т. 3 л.д. 101-138).

Согласно информационной карте электронного аукциона, начальная (максимальная) цена договора составляет 10 028 145 руб. 60 коп. с НДС (пункт 11); цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о выполнении работ (оказании услуг) объемов работ (услуг) (пункт 26).

Согласно пункту 4.1 проекта размещенного договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, общая стоимость услуг по настоящему договору составляет ___ руб., в том числе НДС и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).

Как следует из пункта 4.1.2 проекта размещенного проекта договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Заказчик компенсирует сумму НДС, уплаченного подрядчиком за материалы, изделия, конструкции и оказываемые услуги и отнесенную на издержки производства в целом по объекту согласно расчетам о порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения. При этом в актах выполненных работ накладные расходы определяются в процентном отношении ото ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,7, сметная прибыль определяется с процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,9.

В состав аукционной документации также включен утвержденный Фондом локальный сметный расчет на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, составленный с учетом НДС (т. 4 л.д. 67-79).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электроном аукционе от 22.05.2019 к участию в аукционе допущено три участника. В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 27.05.2019, победителем признано ООО «СК УралПроект» с предложением цены договора в размере 9 526 738 руб. 30 коп. (т. 3 л.д. 139-141).

Фондом (заказчик) и ООО «СК УралПроект» (подрядчик) заключен договор от 07.06.2019 № СМР-209/2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, согласно пункту 2.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению в установленные настоящим договором сроки и стоимость комплекса работ по капитальному ремонту объекта: капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (Приложение № 11 к настоящему договору), включая подготовительные работы, и сдачу объекта в эксплуатацию, а также иные неразрывно связанные с объектом работы, в том числе в течение гарантийного срока в соответствии с требованиями и условиями настоящего договора, ПСД, НПА (далее - работы) (т. 1 л.д. 59-83).

Согласно пункту 4.1 договора № СМР-209/2019, общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 9 526 738,30 рублей и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).

Понижающий договорной коэффициент составил 0,949999998. Понижающий коэффициент определяется как частное от деления цены настоящего договора на начальную (максимальную) цену договора, указанную в документации о проведении аукциона (пункт 4.1.1. договора № СМР-209/2019).

Как следует из пункта 4.1.2 договора № СМР-209/2019, в случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Заказчик компенсирует сумму НДС, уплаченного подрядчиком за материалы, изделия, конструкции и оказываемые услуги и отнесенную на издержки производства в целом по объекту согласно расчетам о порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения. При этом в актах выполненных работ накладные расходы определяются в процентном отношении ото ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,7, сметная прибыль определяется с процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,9.

Общая стоимость работ по договору, указанная в пункте 4.1, а также стоимость работ по каждому объекту может изменяться в соответствии с требованиями действующего законодательства. Расчеты за выполненные работы между подрядчиком и заказчиком производятся с применением к стоимости работ по каждому объекту понижающего коэффициента, определенного по результатам торгов (пункт 4.2. договора № СМР-209/2019).

В соответствии с пунктом 4.9 договора № СМР-209/2019 расчет за фактически выполненные работы по объекту (виду работ по объекту) производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании актов выполненных работ (КС-2, КС-3), подписанных сторонами, в 30-ти дневный срок с даты подписания заказчиком указанных документов.

Заказчик и подрядчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору (пункт 10.1 договора № СМР-209/2019).

Сторонами 25.12.2019 подписано дополнительное соглашение к договору № СМР-209/2019, согласно пункту 1 которого, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению дополнительных объемов строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в соответствии с локальным сметным расчетом, прилагаемым к дополнительному соглашению (т. 1 л.д. 86).

Пунктом 2 дополнительного соглашения определено, что стоимость дополнительных работ по настоящему соглашению с учетом понижающего коэффициента, установленного в договоре № СМР-209/2019, составляет 852 778 руб. 18 коп., в том числе НДС.

Пунктом 3 дополнительного соглашения пункт 4.1. договор № СМР-209/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 10 379 516,48 рублей, в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).

Приложением к указанному дополнительному соглашению является разработанный ООО «СК УралПроект» и утвержденный Фондом 26.12.2019 года локальный сметный расчет на дополнительные работы на сумму 852 778,18 рублей (т. 1 л.д. 88-94).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 27.12.2019 года и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты работы на общую сумму 7 722 731,13 рублей (т. 1 л.д. 95-110).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 27.12.2019 года и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты дополнительные работы на общую сумму 852 778,18 рублей (т. 1 л.д. 111-124).

Всего обществом сданы, а Фондом приняты работы на сумму 8 575 5209,31 рублей.

Оплата принятых работ произведена ответчиком следующими платежными поручениями: от 19.07.2019 № 1886 на сумму 2 858 021,49 рублей, от 30.12.2019 № 4471 на сумму 5 717 487,82 рублей.

Фондом на официальном сайте http:www.zakupki.gov.ru размещена документация о проведении электронного аукциона СМР-261/2019 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предмет электронного аукциона: выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, рас положенных в Оренбургской области (т. 3, л.д. 143-180).

Согласно информационной карте электронного аукциона, начальная (максимальная) цена договора составляет 3 846 146,88 рублей с НДС (пункт 11); цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о выполнении работ (оказании услуг) может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о выполнении работ (оказании услуг) объемов работ (услуг) (пункт 26).

Согласно пункту 4.1. проекта размещенного договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, общая стоимость услуг по настоящему договору составляет ___ руб., в том числе НДС и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).

Как следует из пункта 4.1.2 проекта размещенного проекта договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Заказчик компенсирует сумму НДС, уплаченного подрядчиком за материалы, изделия, конструкции и оказываемые услуги и отнесенную на издержки производства в целом по объекту согласно расчетам о порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения. При этом в актах выполненных работ накладные расходы определяются в процентном отношении ото ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,7, сметная прибыль определяется с процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,9.

В состав аукционной документации также включены утвержденные Фондом локальные сметные расчеты на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, составленные с учетом НДС (т. 4 л.д. 80-149).

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электроном аукционе от 28.06.2019, к участию в аукционе допущен один участник ООО «СК УралПроект», аукцион признан несостоявшимся (т. 3 л.д. 181-182).

Фондом (заказчик) и ООО «СК УралПроект» (подрядчик) заключен договор от 12.07.2019 № СМР-261/2019 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, согласно пункту 2.1. которого, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению в установленные настоящим договором сроки и стоимость комплекса работ по капитальному ремонту объекта: капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения МКД, расположенного по адресу: <...>; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>, (Приложение № 11 к настоящему договору), включая подготовительные работы, и сдачу объекта в эксплуатацию, а также иные неразрывно связанные с объектом работы, в том числе в течение гарантийного срока в соответствии с требованиями и условиями настоящего договора, ПСД, НПА (далее - работы) (т. 1 л.д. 127-150, т. 2 л.д. 1-2).

Согласно пункту 4.1 договора № СМР-261/2019, общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 846 146,88 рублей и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).

Понижающий договорной коэффициент составил 1. Понижающий коэффициент определяется как частное от деления цены настоящего договора на начальную (максимальную) цену договора, указанную в документации о проведении аукциона (пункт 4.1.1. договора № СМР-261/2019).

Как следует из пункта 4.1.2. договора № СМР-261/2019, в случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Заказчик компенсирует сумму НДС, уплаченного подрядчиком за материалы, изделия, конструкции и оказываемые услуги и отнесенную на издержки производства в целом по объекту согласно расчетам о порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения. При этом в актах выполненных работ накладные расходы определяются в процентном отношении ото ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,7, сметная прибыль определяется с процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,9.

Общая стоимость работ по договору, указанная в п. 4.1, а также стоимость работ по каждому объекту может изменяться в соответствии с требованиями действующего законодательства. Расчеты за выполненные работы между подрядчиком и заказчиком производятся с применением к стоимости работ по каждому объекту понижающего коэффициента, определенного по результатам торгов (пункт 4.2. договора № СМР-209/2019).

В соответствии с пунктом 4.9 договора № СМР-261/2019 расчет за фактически выполненные работы по объекту (виду работ по объекту) производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика на основании актов выполненных работ (КС-2, КС-3), подписанных сторонами, в 30-ти дневный срок с даты подписания заказчиком указанных документов.

Заказчик и подрядчик несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору (пункт 10.1 договора № СМР-261/2019).

Сторонами подписано дополнительное соглашение к договору от 24.12.2019 № СМР-261/2019, согласно пункту 1 которого, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению дополнительных объемов строительно-монтажных работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: Оренбургская область, г. Орск, <...> в соответствии с локальным сметным расчетом, прилагаемым к дополнительному соглашению (т. 2 л.д. 4).

Пунктом 2 дополнительного соглашения определено, что стоимость дополнительных работ по настоящему соглашению с учетом понижающего коэффициента, установленного в договоре № СМР-261/2019, составляет 76 432,20 рублей, в том числе НДС.

Пунктом 3 дополнительного соглашения пункт 4.1. договор № СМР-261/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 922 579,08 рублей, в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).

Приложением к указанному дополнительному соглашению являются разработанные ООО «СК УралПроект» и утвержденные Фондом локальные сметные расчеты на дополнительные работы на сумму 38 216,10 рублей (Оренбургская область, г. Орск, <...>), на сумму 38 216,10 рублей (Оренбургская область, г. Орск, <...>) (т. 2, л.д. 6-12).

Сторонами подписано дополнительное соглашение к договору от 17.07.2020 № СМР-261/2019, согласно пункту 1 которого, локальный сметный расчет на капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по адресу: <...>, заменен локальным сметным расчетом, являющимся приложением к настоящему дополнительному соглашению (т. 2 л.д. 15).

Согласно пункту 2 дополнительного соглашения заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению дополнительных объемов строительно-монтажных работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: <...> в соответствии с локальным сметным расчетом, прилагаемым к дополнительному соглашению.

Пунктом 3 дополнительного соглашения определено, что стоимость дополнительных работ по настоящему соглашению с учетом понижающего коэффициента, установленного в договоре № СМР-261/2019, составляет 246 848,78 рублей, в том числе НДС.

Пунктом 4 дополнительного соглашения пункт 4.1. договор № СМР-261/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 945 511,33 рублей, в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).

Приложением к указанному дополнительному соглашению являются разработанный ООО «СК УралПроект» и утвержденный Фондом локальный сметный расчет на дополнительные работы на сумму 49 677,84 рублей (<...>) (т. 4, л.д. 10-11), локальный сметный расчет на работы на сумму 197 170,94 рублей (<...> (т. 4 л.д. 12-19).

Сторонами подписано дополнительное соглашение к договору от 10.09.2020 № СМР-261/2019, согласно пункту 1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению дополнительных объемов строительно-монтажных работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения, водоотведения многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: <...>, <...> в соответствии с локальными сметными расчетами, прилагаемыми к дополнительному соглашению (т. 4 л.д. 20)

Пунктом 3 дополнительного соглашения определено, что стоимость дополнительных работ по настоящему соглашению с учетом понижающего коэффициента, установленного в договоре № СМР-261/2019, составляет 114 487,75 рублей, в том числе НДС.

Пунктом 4 дополнительного соглашения пункт 4.1 договор № СМР-261/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 985 989,86 рублей, в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).

Приложением к указанному дополнительному соглашению являются разработанные ООО «СК УралПроект» и утвержденные Фондом локальные сметные расчеты на дополнительные работы на сумму 26 405,47 рублей (<...>), на сумму 88 082,28 рублей (<...> (т. 4, л.д. 20оборот-24).

Сторонами 10.09.2020 года подписано дополнительное соглашение к договору № СМР-261/2019, согласно пункту 1 которого, локальный сметный расчет на капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: <...>, д. 20, заменены локальными сметными расчетами, являющимися приложениями к настоящему дополнительному соглашению (т. 4 л.д. 25).

Согласно пункту 2 дополнительного соглашения стоимость работ по настоящему дополнительному соглашению с учетом понижающего коэффициента составляет 1 367 220,66 рублей.

Пунктом 3 дополнительного соглашения пункт 4.1 договор № СМР-261/2019 изложен в новой редакции: общая стоимость услуг по настоящему договору составляет 3 871 502,11 рублей, в том числе НДС, и определяется на основании публичных процедур с применением понижающего коэффициента к конкурсной смете. Стоимость работ по каждому объекту указана в Адресном перечне МКД (Приложение № 11).

Приложениями к указанному дополнительному соглашению являются разработанные ООО «СК УралПроект» и утвержденные Фондом локальные сметные расчеты на работы на сумму 683 548,53 рублей (<...>) (т. 4 л.д. 26-33), на работы на сумму 683 672,13 рублей (<...>) (т. 4 л.д. 33 оборот-40).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 24.07.2020 и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 24.07.2020 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 238 763,88 рублей (т. 2, л.д. 35-43).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 24.07.2020 и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 24.07.2020 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты дополнительные работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 49 677,84 рублей (т. 2 л.д. 44-49).

По акту № 3 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 24.07.2020 и справке № 3 о стоимости выполненных работ и затрат формы от 24.07.2020 № КС-3 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 197 170 руб. 94 коп. (т. 2 л.д. 18-34).

По акту № 3 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 24.09.2020 и справке № 3 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 24.09.2020 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 88 082 руб. 28 коп. (т. 2 л.д. 50-53).

По акту № 3 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 24.09.2020 и справке № 3 о стоимости выполненных работ и затрат формы от 24.09.2020 № КС-3 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты дополнительные работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 88 082 руб. 28 коп. (т. 2 л.д. 50-53).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 24.09.2020 и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 24.09.2020 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 683 548 руб. 53 коп. (т. 2 л.д. 54-65).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 24.09.2020 и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы от 24.09.2020 № КС-3 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения МКД, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 683 672 руб. 13 коп. (т. 2 л.д. 66-77).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 11.11.2020 и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 11.11.2020 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения МКД, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 173 872 руб. 07 коп. (т. 2 л.д. 78-83).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 11.11.2020 и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы от 11.11.2020 № КС-3 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты дополнительные работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения МКД, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 26 405 руб. 47 коп. (т. 2 л.д. 84-87).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 26.12.2019 и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 26.12.2019 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения МКД, расположенного по следующему адресу: <...> на общую сумму 197 079 руб. 03 коп. (т. 2 л.д. 88-96).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 26.12.2019 и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 26.12.2019 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: Оренбургская область, г. Орск, <...> на общую сумму 235 476 руб. 80 коп. (т. 2 л.д. 106-120).

По акту № 2 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 26.12.2019 и справке № 2 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 26.12.2019 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты дополнительные работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: Оренбургская область, г. Орск, <...> на общую сумму 38 216 руб. 10 коп. (т. 2 л.д. 126-130).

По акту № 1 о приемке выполненных работ формы КС-2 от 26.12.2019 и справке № 1 о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 от 26.12.2019 ООО «СК УралПроект» сданы и Фондом приняты дополнительные работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения многоквартирного дома, расположенного по следующему адресу: Оренбургская область, г. Орск, <...> на общую сумму 38 216 руб. 10 коп. (т. 2 л.д. 121-125).

Сторонами договора № СМР-261/2019 05.04.2021 подписано дополнительное соглашение, согласно которому общая стоимость выполненных ООО «СК УралПроект» и принятых Фондом работ составляет 3 314 448 руб. 03 коп. (т. 2 л.д. 17).

Оплата принятых работ произведена ответчиком следующими платежными поручениями:

от 27.08.2019 № 2308 на сумму 69 185 руб. 52 коп.,

от 28.08.2019 № 2339 на сумму 1 084 658 руб. 54 коп.,

от 12.03.2020 № 601 на сумму 169 914 руб. 62 коп.,

от 13.03.2020 № 602 на сумму 168 756 руб. 62 коп.,

от 13.03.2020 № 611 на сумму 131 343 руб. 29 коп.,

от 06.08.2020 № 1715 на сумму 177 481 руб. 71 коп.,

от 14.09.2020 № 1950 на сумму 129 995 руб. 98 коп.,

от 13.11.2020 № 2927 на сумму 934 851 руб. 70 коп.,

от 18.11.2020 № 2970 на сумму 342 422 руб. 39 коп.,

от 25.11.2020 № 63048 на сумму 105 837 руб. 66 коп.,

всего на сумму 3 314 448 руб. 03 коп. (т. 2 л.д. 131-140).

ООО «СК УралПроект» составлены акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 по выполненным им и принятым Фондом по договорам № СМР-209/2019 и № СМР-261/2019 работам с учетом НДС (т. 2 л.д. 141-153, т. 3 л.д. 1-60).

Претензия от 10.11.2022 № 1467 с требованием подписания указанных актов и уплаты задолженности в размере 1 309 459 руб. 82 коп. (размер до уточнения исковых требований) 29.11.2022 направлена Фонду (т. 1 л.д. 57, т. 3 л.д. 61-63).

Ответом на претензию от 07.12.2022 № Исх-13224/22 Фонд отказался производить оплату в связи с тем, что задолженность по договорам № СМР-209/2019 и № СМР-261/2019 отсутствует.

Неудовлетворение ответчиком претензии общества послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их законности и обоснованности, поскольку ни действующее законодательство, ни правоприменительная практика не допускает снижение цены договора на сумму НДС в случае нахождения подрядчика на упрощенной системе налогообложения (далее также – УСН).

Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, органами государственной власти субъекта Российской Федерации в силу части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) принимаются нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.

Согласно части 1.1 статьи 180 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; указанный порядок должен предусматривать, в том числе конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Частью 5 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение № 615).

По смыслу пункта 2 Положения № 615 закупки в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются, в том числе, оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (далее – ремонт (замена, модернизация) лифтов) (подпункт «в» пункта 8 Положения № 615).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 615 к принципам привлечения подрядных организаций относятся создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов, добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.

Поскольку правоотношения сторон возникли на основании контракта, заключенного по результатам аукциона, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона № 44-ФЗ.

Согласно положениям статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

На основании статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В соответствии со статьей 711 ГК РФ заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

Из существа рассматриваемого дел усматривается, что в отсутствие спора об объеме и качестве выполненных работ, спор возник о сумме оплаты, причитающейся ООО «СК УралПроект» (включая сумму НДС, либо без нее).

Судом первой инстанции верно установлено, что ООО «СК УралПроект» находится на упрощенной системе налогообложения, в связи с чем не признается плательщиком НДС в силу пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Следовательно, не являясь плательщиком НДС, у ООО «СК УралПроект» отсутствует обязанность по уплате данного налога в бюджет.

Как отмечает истец, проект договора, приложенный к извещению о проведении электронного аукциона и экземпляр договора, направленный подрядной организации на подпись, имел существенные отличия, в частности в формулировке пункта 4.1.2.

Так, как указывает ответчик, цены договоров не являются твердыми, итоговые цены договоров, предложенные истцом, включены в договоры (пункты 4.1 договоров подряда № СМР-209/2019 от 07.06.2019, № СМР-261/2019 от 12.07.2019), окончательные цены договоров, подлежащие оплате за выполненные ООО «СК УралПроект» работы, подлежат определению в соответствии с пунктами 4.1.2, 4.2 договоров подряда № СМР-209/2019 от 07.06.2019, № СМР-261/2019 от 12.07.2019.

Закрепленные Фондом в пунктах 4.1.2. договоров подряда № СМР-209/2019 от 07.06.2019, № СМР-261/2019 от 12.07.2019 условия о том, что в случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, заказчик компенсирует сумму НДС, уплаченного подрядчиком за материалы, изделия, конструкции и оказываемые услуги и отнесенную на издержки производства в целом по объекту согласно расчетам о порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения. При этом в актах выполненных работ накладные расходы определяются в процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,7, сметная прибыль определяется с процентном отношении от ФОТ с применением понижающего коэффициента 0,9, противоречит существу законодательного регулирования.

В соответствии с частью 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (часть 1 статьи 421 ГК РФ).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Абзацем 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» установлено, что судам необходимо учитывать, что само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 № 8467/1 установлено, что отсутствие оспаривания положений договора и действия заказчика не исключает обязанность суда исследовать вопрос о содержании условий договора, в том числе установить реальное, соответствующее аукционной документации, содержание пункта 4.1.2 договора с учетом положений действующих нормативных документов, действий сторон.

В соответствии с пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).

При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование).

Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).

Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.

Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ).

Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).

Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств,

Следует отметить, что при заключении и исполнении договоров необходимо учитывать установленную в пункте 5 статьи 10 ГК РФ презумпцию разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений.

Фактически, ответчик нарушает пункт 3 Положения № 615, из которого следует, что принципами привлечения подрядных организаций являются:

- создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;

- добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;

- создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в работах (услугах) с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Участником электронного аукциона может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора об оказании услуг. Подать заявку на участие в электронных аукционах может только лицо, включенное в реестр квалифицированных подрядных организаций и прошедшее регистрацию на электронной площадке (пункт 102 Положения № 615).

В соответствии с Положением № 615 заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе, которая должна содержать, среди прочих документов, проект договора о проведении капитального ремонта, ПСД (составной частью которой является и локально-сметный расчет), которые должны соответствовать требованиям действующего законодательства.

Извещение о проведении электронного аукциона размещается на сайте оператора электронной площадки не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении электронного аукциона.

Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке Заказчиком в течение 30 минут после окончания такого аукциона. Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона проект договора о проведении капитального ремонта, который составляется путем включения цены договора о проведении капитального ремонта, предложенной победителем электронного аукциона при проведении электронного аукциона, в проект договора о проведении капитального ремонта, прилагаемый к документации об электронном аукционе.

Таким образом, согласно Положению № 615 договор должен быть заключен на условиях, изложенных в документации об электронном аукционе (в частности, в проекте договора, который является частью такой документации) и по цене, предложенной победителем электронного аукциона.

Схожее нормативное регулирование существует и в Законе о контрактной системе, согласно которому контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Факт выполнения истцом работ, их объем и качество Фондом не оспариваются. Разногласия сторон по размеру оплаты обусловлены лишь несогласием ответчика со стоимостью выполненных работ, которая, по его мнению, должна быть уменьшена на сумму налога на добавленную стоимость, не уплаченного истцу, ответчик настаивает на применении пункта 4.1.2 договоров подряда (в редакции дополнительных соглашений) при расчете стоимости выполненных работ.

Между тем, данная позиция ответчика противоречит закону в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с названным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен Положением № 615.

В силу пункта 2 статьи 346.11 НК РФ по общему правилу организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

С учетом приведенных положений любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения (пункт 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021).

Истец применяет упрощенную систему налогообложения, в связи с чем общество имело право принять участие в аукционе, проводимом фондом, на заключение договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, при этом изменение цены договора после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В силу пункта 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем аукциона. Цена контракта является твердой и подлежит изменению лишь в случаях, предусмотренных статьями 34, 95 данного закона.

При этом в указанном Федеральном законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения, возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС ввиду применения победителем аукциона упрощенной системы налогообложения не предусмотрена.

Пунктом 222 Постановления № 615 предусмотрена возможность изменения цены договора (исчерпывающий перечень оснований):

- цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ.

- цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или)работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.11.2014 № 304-КП4-3239, установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Сумма, предусмотренная контрактом, должна быть уплачена победителю торгов в установленном контрактом размере.

Как указано в пункте 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2021 № 46-АД21-67-К6, согласно которой поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте, корректировка заказчиком цены контракта при заключении государственного или муниципального контракта с участником, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем исключения из стоимости товаров (работ, услуг) НДС не допускается.

Исходя из изложенного, применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (определения от 30.05.2019 № 305-ЭС19-391, от 15.11.2017 № 308-ЭС17-13912, от 01.10.2015 №303-ЭС15-11466).

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения твердой цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель аукциона применяет упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение законодательства, регулирующего сходные правоотношения (аналогия закона), допускается только в тех случаях, когда спорные отношения сторон прямо не урегулированы действующим законодательством, то есть имеется пробел в законодательном регулировании конкретного правоотношения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 04.02.2014 № 13004/13 указал, что применение норм права по аналогии согласно статьи 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускается в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

В рассматриваемом случае, исходя из анализа Положения № 615, основания для изменения цены договора урегулированы пунктом 222.

При этом изменение цены договора, определенной по результатам проведенного электронного аукциона, в связи с применением участником, с которым надлежит заключить договор, специальных налоговых режимов, в том числе упрощенного, Положением № 615 не предусмотрено, в связи с чем, применению в спорных правоотношениях в приоритетном порядке подлежат положения Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (статья 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.

Как следует из абзаца второго пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Таким образом, отсутствие возражений одной из сторон договора относительно включения в него тех или иных условий на стадии заключения договора, а равно наличие у стороны возможности заключения аналогичного договора с другими участниками оборота на иных условиях не исключает квалификацию соответствующего условия договора как недействительного (ничтожного), если спорное условие противоречит императивным нормам по своей сути, в том числе входит в противоречие с существом законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, приводя к грубому нарушению баланса интересов сторон договора.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2022 по делу № 303-ЭС21-29102 изложено, что закрепленное фондом в договоре на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, условие о том, что в случае, если подрядная организация, находится на упрощенной системе налогообложения, при закрытии выполненных работ подрядной организацией к итогам в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) применяется формула для расчета затрат на компенсацию НДС при УСН, противоречит действующему законодательству.

Принимая во внимание изложенное, условия, указанные в пункте 4.1.2 договоров подряда, не соответствуют положениям действующего законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что в рамках исполнения договора истец сам разработал и представил проектно-сметную документацию, в отношении дополнительных работ, исключающую 20 % НДС, в соответствии с которой произвели оплату, а также позиция о том, что у подрядчика, применяющего УСН, исключение НДС входит в обязанность в соответствии с пунктом 4.1.2 договора и также должны быть применены коэффициенты 0,7 и 0,9, не имеют правового значения, поскольку противоречат требованиям действующего законодательства и не подлежит принятию во внимание по следующим основаниям.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, обязательной частью которой являются сметы.

В Определении Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2023 № 308-ЭС23-3950 по делу № А32-6131/2022 разъяснил, что законодательство о контрактной системе, а равно градостроительное законодательство, регулирующее порядок подготовки смет на строительство, не предусматривают возможности корректировки локальных и сводных сметных расчетов в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения. Исключение из сумм. указанных в актах выполненных работ, НДС в размере 20 % и включение вместо него договорного коэффициента к итогам выполненных объемов работ, не предусмотренных первоначально составленными сводным сметным расчетом, локальными сметными расчетами, противоречит требованиям части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

При проведении аукциона в аукционной документации находился локально-сметный расчет, который был разработан в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который не предусматривал уменьшение цены договора при применении УСН подрядчиком, стоимость, определенная которым, не могла быть уменьшена.

При этом в указанных сметах отсутствовали понижающие коэффициенты 0,7 и 0,9. Данный локально-сметный расчет прошел проверку достоверности сметной стоимости – экспертизу и получил положительное заключение.

При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует (за исключением случаев внесения изменений в сметную документацию к контракту без проведения повторной экспертизы).

Наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости подтверждает соответствие расчетов, содержащихся в сметной документации, сметным нормативам, включенным в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Разработкой проектно-сметной документации занимался иной хозяйствующий субъект, не ООО «СК УралПроект», в соответствии с договором, заключенным в рамках иного электронного аукциона.

Кроме того, ГОСТ Р 21.101-2020 (СПДС) не регламентирует внесение изменений в проектную и рабочую документацию другой проектной или иной организацией.

В соответствии с пунктами 7.2.1, 7.2.2 ГОСТ Р 21.101-2020, изменение документа (в том числе его аннулирование) выполняют, на основании разрешения на внесение изменений, а разрешение утверждает руководитель организации -разработчика документа или другое уполномоченное им должностное лицо. При этом, разработчик документа несёт ответственность за несоответствие внесенных изменений техническим регламентам согласно положениям статей 58 - 60.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, новые сметы не прошли необходимую проверку достоверности сметной стоимости.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что подрядчик самостоятельно может откорректировать проектную документацию в рамках действующих правовой и нормативно-технической документации, не может быть признан обоснованным, поскольку по условиям договоров подряда на истца не возложена обязанность по корректировке, составлению и внесение изменений в разработанную ранее аукционную документацию (проектную документацию), что установлено постановлением двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2023 по делу № А23-8820/2019.

В силу пункта 5 статьи 743 ГК РФ при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам.

В материалах дела нет доказательств того, что выполнение проектных работ входит в профессиональную сферу деятельности подрядчика по договору на выполнение подрядных работ.

Довод апелляционной жалобы о необходимости применения при определении стоимости работ методических указаний МДС 81-33.2004 не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку Минюстом РФ отказано в регистрации данного документа (письмо Минюста РФ от 24.01.2005 № 01/471-ВЯ).

Постановление Госстроя РФ о величине сметной прибыли строительных организаций МДС 81-25.2001 носит рекомендательный характер и нормативным актом не является.

В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

Цена договора определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, то смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (пункт 3 статьи 709 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае договор подряда подписан сторонами без возражений, в отсутствие протокола разногласий, при этом сторонами договора установлена твердая цена договора, оформлен локально-сметные расчеты, в которых определены индексы, применяемые к стоимости работ.

В рассматриваемой ситуации после определения победителя процедуры закупки рассчитан коэффициент снижения начальной (максимальной) цены договора к цене договора, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки.

Итоговая цена контракта пересчитана с учетом указанного коэффициента. Полученная итоговая цена внесена в договоры подряда и является твердой.

При согласовании условия о цене в договоре ответчик действовал в соответствии со своей волей и в своем интересе, был свободен в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Одностороннее изменение цены договором, определенной по результатам аукциона не предусмотрено и не допускается законом.

Поэтому оснований для применения коэффициентов 0,7 и 0,9 в соответствии с пунктом 4.1.2 договоров не имеется.

Таким образом, стороны при заключении договора на выполнение строительных работ исходили из:

- согласования твердой цены договора, не подлежащей изменению;

- договор подписан сторонами без возражений, в том числе, по стоимости работ, в отсутствие протоколов разногласий;

- МДС 81-33.2004 и МДС 81-25.2001 носят рекомендательный характер, равно, как и иные ненормативные документы, применяемые в области строительства при формировании стоимости работ, следовательно использование таких документов обусловлено исключительно волеизъявлением сторон при согласовании условий договора на стадии его заключения.

Помимо того, что цена договоров подряда определена с учетом указанного понижающего коэффициента, она также включает НДС.

При этом в соответствии с положениями пункта 1 статьи 421, 424, 767 ГК РФ, часть 2 статьи 34, статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, принимая во внимание аукционную документацию, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость, если поставщик (подрядчик, исполнитель) применяет иную систему налогообложения, при условии согласия поставщика (подрядчика, исполнителя) на снижение цены контракта.

Между тем, из материалов дела не следует, что сторонами согласована возможность снижения цены договора на сумму НДС.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании части 1 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 названного Федерального закона (часть 2 статьи 34 названного Федерального закона).

Судом установлено, что исполнитель применяет упрощенную систему налогообложения, в связи с чем у него отсутствует обязанность по уплате НДС, о системе налогообложения при заключении контракта заказчику было известно, о чем свидетельствует размещенное на торговой площадке уведомление ООО «СК УралПроект» о применяемой системе налогообложение.

В Законе о контрактной системе отсутствуют положения, предписывающие дифференциацию цены договора в зависимости от системы налогообложения контрагента. Равно отсутствуют положения, согласно которым цена договора должна быть обязательно уменьшена при заключении договора с лицом, находящимся на упрощенной системе налогообложения.

Следовательно, уменьшение твердой цены договора без изменения объемов работ невозможно без соглашения сторон, оформленных надлежащим образом. В данном случае доводов относительно меньшего, чем предусмотрено договором, выполнения объемов работ заказчиком не заявлено, доказательств не приведено.

Кроме того, в силу пункта 6 статьи 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик – ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. В соответствии с указанной нормой твердая цена подрядных работ не подлежит изменению в зависимости от их фактической стоимости.

Относительно довода о выделении в актах суммы НДС суд отмечает, что обязанности сторон договора по уплате НДС в бюджет вытекают из предусмотренных налоговым законодательством оснований, в то время как при заключении договоров гражданского характера стороны регулируют только гражданско-правовые отношения и не могут влиять на определение своих налоговых обязательств.

В силу положений статьи 2 НК РФ, пунктов 1, 3 статьи 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, а гражданские правоотношения, в свое очередь, не регулируются налоговым законодательством.

Требования налогового законодательства носят императивный характер и не могут быть отменены соглашением сторон (контракта).

Вопреки доводам апеллянта, предметом рассматриваемых в рамках настоящего дела требований являются гражданско-правовые отношения, но не публичные отношения по уплате налогов.

Для реализации имущества устанавливается цена, которая является величиной, формируемой рынком и не зависит от применяемой продавцом системы налогообложения. По умолчанию НДС всегда входит в рыночную цену.

Правовой подход изложен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2017 № 309-ЭС16-17994.

На основании изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика 1 308 460 руб. 42 коп. долга по договору.

Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

С учётом изложенного решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05 июня 2023 года по делу № А47-20005/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Г. Плаксина

Судьи А.А. Арямов

С.Е. Калашник