ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-10806/2017
г. Челябинск | |
03 октября 2017 года | Дело № А47-3412/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2017 года .
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2017 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.07.2017 по делу № А47-3412/2017 (судья Сиваракша В. И.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» - ФИО1 (доверенность от 16.12.2016, паспорт);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – ФИО2 (доверенность от 14.09.2017, удостоверение);
акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург – ФИО3 (доверенность от 09.12.2016, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью «Рубикон» (далее – заявитель, ООО «Рубикон», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, Оренбургское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными действия Оренбургского УФАС России по отказу (письмо №2562 от 17.03.2017) в возбуждении дела в отношении акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург», обязании повторно рассмотреть заявление (с учетом уточнения заявленных требования, принятого арбитражным судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: акционерное общество «Газпром газораспределение Оренбург», ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, общество с ограниченной ответственностью «Форвард».
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.07.2017 (резолютивная часть объявлена 11.07.2017) отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО «Рубикон» указывает, что Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 (далее – Правила №83) применяются также в случаях, когда в результате строительства сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Правила №83 регулируют как отношения, связанные с определением и предоставлением технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства (строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных), так и отношения связанные с подключением сетей инженерно-технического обеспечения (при их строительстве или реконструкции) к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Общество также указывает, что из системного толкования Правил №83 следует, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана определить и предоставить технические условия для: 1) органов местного самоуправления либо правообладателей земельных участков в случае подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) иных лиц, если в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314 (далее – Правила №1314) определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения только объектов капитального строительства. При этом, порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных сетей инженерно-технического обеспечения Правилами №1314 не регулируется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 введено в Правила №1314 понятие подключения «сети к сети». Это же Постановление внесло изменения в Правила №83 – исключено слово «газ». Изменения в Правила №1314 вступили в силу 30.06.2017. Соответственно до 30.06.2017 Правила №83 действовали в части определения и предоставления технических условий подключения к сети газораспределения.
Податель жалобы считает, что вывод суда не соответствует действующему на тот момент времени законодательству.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Оренбургского УФАС России с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель АО «Газпром газораспределение Оренбург» считает, что основания для отмены решения суда отсутствуют.
Лица, участвующие в деле уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей не явившихся лиц участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом (сторона 1) и гражданами ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 (сторона 2) 12.12.2016 заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, согласно разделу 1 которого, его предметом является взаимодействие сторон при строительстве газопровода по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, с/с Весенний, п.Весенний, на земельных участках с кадастровыми номерами 56:21:0000000:18390, 56:21:3005001:115, 56:21:3005001:116, 56:21:3005001:117 (далее - объект) (п. 1.1. соглашения).
Результатом деятельности сторон соглашения будет являться приобретение в собственность стороны-1 объекта и создание условий для газификации участков стороны-2.
Функции стороны-1: обеспечение строительства и ввода в эксплуатацию объекта; сбор и подготовка документов для государственной регистрации права собственности на построенный объект (п. 2.1 соглашения). Функции стороны-2: при необходимости для строительства объекта - предоставление стороне-1 в безвозмездное, временное пользование и владение земельных участков, указанных в п. 1.1 настоящего договора, с целью: для получения технических условий по газификации вышеназванных земельных участков, отведенных под строительство инженерных сетей согласно проекту и строительства газопровода; оказание содействия в получении разрешительной документации на строительство объекта в органах государственной власти и органах местного самоуправления при необходимости её получения; иное содействие строительству объекта по согласованию со стороной-1 (п. 2.2. соглашения).
Как указывает общество, во исполнение соглашения о взаимодействии и сотрудничестве от 12.12.2016 оно 15.12.2016 обратилось в организацию с запросом о предоставлении технических условий следующего содержания: "На основании абз. 2 п. 1 Правил № 83 прошу: Предоставить технические условия (ТУ) подключения сети газораспределения к действующему распределительному газопроводу высокого давления (1.2 Мпа) Ду 530 мм, с предполагаемой точкой подключения по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, Весенний сельсовет, в районе земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:3008001:138, 56:21:3002001:109. Указать в ТУ информацию, предусмотренную п. 10 Правил. В соответствии с п. 8 Правил предоставляю следующую информацию: наименование заявителя - ООО "Рубикон", 460018, <...>; нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос - прилагаются; правоустанавливающие документы на земельный участок - отсутствуют; информация о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства - отсутствует; информация о разрешенном использовании земельного участка - отсутствует; информация о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку - отсутствует; необходимые виды ресурсов: природный газ; виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения - газораспределительная сеть; планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства - не известен; планируемая величина необходимой подключаемой нагрузки: 10000 м.куб./час.».
АО «Газпром газораспределение Оренбург» письмом от 20.12.2016 №(16) 09-14/3862 на основании п. 12 Правил № 1314 возвратило запрос общества без рассмотрения, указав на то, что с 01.03.2014 определение технической возможности и выдача технических условий регламентируется Правилами № 1314. В нарушение пунктов 7 и 8 Правил № 1314 обществом не предоставлены: информация о планируемой величине максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек; копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок); ситуационный план; расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров).
Усмотрев в действиях АО «Газпром газораспределение Оренбург», выразившихся в оставлении без рассмотрении запроса от 15.12.2016, признаки нарушения части 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, общество обратилось с заявлением от 23.12.2016 в Оренбургское УФАС России.
Оренбургское УФАС России, рассмотрев поступившее заявление общества, пришло к выводу о том, что Правила № 1314 полностью регулируют процесс подключения от начальной стадии (получение технических условий) до завершающей стадии (пуск газа), и при этом не содержат указаний на то, что к правоотношениям, регулируемым Правилами № 1314, должны в какой-либо части также применяться положения Правил №83. Запрос общества не соответствует Правилам № 1314, а также не приложены документы в соответствии с абз. "а". "б", "в" п. 8 Правил № 1314. Возврат организацией заявления без рассмотрения признан правомерным, в возбуждении дела отказано на основании п. 2 части 9 ст. 44 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с вынесенным отказом в возбуждении дела общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Для целей применения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: наличие у лица статуса хозяйствующего субъекта; занятие хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке; осуществление на этом рынке действий, влекущих наступление (или угрозу наступления) недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц в виде последствий, как прямо установленных этой нормой, так и иных последствий, поскольку приведенный этой нормой перечень таких последствий не является исчерпывающим.
АО «Газпром газораспределение Оренбург» осуществляет такую деятельность, она является хозяйствующим субъектом по смыслу Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частями 1 и 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 07.08.1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность субъектов по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
АО «Газпром газораспределение Оренбург» является доминирующим хозяйственным субъектом и обязано соблюдать ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа относится в том числе: возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
В силу части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является в том числе заявление юридического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Статьей 44 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона (ч. 8). Антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела в том числе в случае, если признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют (п. 2 ч. 9).
Частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.
В силу части 10 данной статьи, порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 Правил № 83, эти Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (абз. 1). Настоящие Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения (абзац 2).
В силу п. 2 Правил № 83 (в ред., действующей до принятия Правил №1314), в Правилах используются следующие понятия: "ресурсы" - холодная и горячая вода, сетевой газ и тепловая энергия, используемые для предоставления услуг по тепло-, газо- и водоснабжению; "сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения; "технологически связанные сети" - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
В Правила № 83 внесены изменения, в соответствии с которыми в том числе в абзаце втором пункта 2 (понятие "ресурсы") исключены слова "сетевой газ" и "газо-". С учетом этих изменений в состав ресурсов, в целях обеспечения снабжения которыми определяются и выдаются технические условия в порядке, предусмотренном Правилами № 83, включены холодная и горячая вода, тепловая энергия, используемые для предоставления услуг по тепло-и водоснабжению. Сетевой газ из состава таких ресурсов исключен.
Таким образом, сетевой газ больше не является тем ресурсом, в целях обеспечения снабжения которым определяются и выдаются технические условия подключения в рамках Правил №83.
Согласно п.3 Правил №1314 подключение (технологическое присоединение) это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Порядок заключения договора о подключении регламентирован разделом VI Правил №1314 и содержит необходимые существенные условия для осуществления подключения (технологического присоединения).
Обществом в запросе о предоставлении технических условий от 15.12.2016 не предоставлены информация о планируемой величине максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек; копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок); ситуационный план; расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров), чем нарушены положения пунктов 7 и 8 Правил № 1314 (в ред. действующей на момент рассмотрения организацией запроса заявителя).
С учетом изложенного, в действиях АО «Газпром газораспределение Оренбург» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а Оренбургским УФАС России правомерно принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Ссылка подателя жалобы на дело №А14-402/2016 судебной коллегией отклоняется.
По делу №А14-402/2016 исследовались иные обстоятельства отличные от рассматриваемой ситуации, начиная с субъектного состава сторон (спор рассматривался между двумя специализированными организациями, оказывающие услуги по транспортировке газа). Судами в рамках рассмотрения указанного дела не давалась оценка понятия «ресурсы», указанным в п.2 Правил №83.
Поскольку выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.07.2017 по делу № А47-3412/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи Е.В. Бояршинова
И.А. Малышева