ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-8107/15 от 17.10.2017 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11762/2017

г. Челябинск

24 октября 2017 года

Дело № А47-8107/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2017 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Махровой Н.В.,

судей Бабиной О.Е., Баканова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс» на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.08.2017 по делу № А47-8107/2015 (судья Кофанова Н.А.).

Открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее – ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением о замене ответчика - администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (далее - администрация МО Тюльпанский сельсовет, ответчик) на администрацию муниципального образования Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области (далее - администрация МО Фурмановского сельсовета, правопреемник, л.д. 83).

Определением суда первой инстанции от 10.08.2017 отказано в удовлетворении заявления истца о процессуальном правопреемстве (л.д. 103-105).

В апелляционной жалобе ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» просило определение суда отменить и разрешить вопрос по существу спора (л.д. 113-114).

В обоснование доводов апелляционной жалобы ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ссылалось на то, что в рамках настоящего дела должником является муниципальное образование Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в лице администрации, которое в соответствии со ст. 13 Закона о местном самоуправлении преобразовано путем объединения с иным муниципальным образованием с созданием вновь образованного МО Фурмановского сельсовета, к которому в свою очередь перешли не только права на принадлежавшее преобразованным муниципальным образованием имущество, но и их долговые обязательства. Указывает, что нахождение администрации МО Тюльпанский сельсовет в стадии ликвидации не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о правопреемстве.

К апелляционной жалобе апеллянтом представлены в качестве дополнительных доказательств: уведомление кредитору о начале ликвидации организации от 09.07.2015, письма ООО «Криница» № 01 от 26.01.2016, Администрации Фурмановского сельсовета № 31 от 21.01.2016, Решение Совета депутатов МО Тюльпанский сельсовета № 195 от 26.05.2015.

В соответствии с п. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.

Согласно п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 (ред. от 10.11.2011) «О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.

Учитывая, что невозможность представления дополнительных документов: уведомления кредитору о начале ликвидации организации от 09.07.2015, писем ООО «Криница» № 01 от 26.01.2016, Администрации Фурмановского сельсовета № 31 от 21.01.2016 в суд первой инстанции истец ничем не мотивировал, доказательств наличия уважительных причин невозможности представления в суд первой инстанции истец не представил, суд апелляционной инстанции, руководствуясь требованиями части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», приходит к выводу об отсутствии оснований для принятия указанных выше документов в качестве дополнительного доказательства на стадии апелляционного производства.

В приобщении Решения Совета депутатов МО Тюльпанский сельсовета № 195 от 26.05.2015 суд апелляционной инстанции на основании ст. 159, ч. 2 ст. 268 АПК РФ отказывает, поскольку указанный документ имеется в материалах дела.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации МО Тюльпанский сельсовет о взыскании 373 618 руб. 78 коп.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.11.2015 исковые требования удовлетворены частично: с администрации МО Тюльпанский сельсовет в пользу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» взыскано 361 819 руб. 21 коп. основного долга и 8 501 руб. 88 коп. процентов. В удовлетворении остальной части требований отказано.

На основании указанного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист серия № ФС 006634997, который впоследствии предъявлен к исполнению в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области.

В принятии к исполнению указанного документа было отказано со ссылкой на пункт 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и на Закон Оренбургской области «О преобразовании муниципальных образований Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области и Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области» (далее – Закон от 22.04.2015 № 3228).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.

Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции исходил из того, что МО Тюльпанский сельсовет не ликвидирован, передаточный акт отсутствует.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области принят Закон от 22.04.2015 № 3228.

В соответствии со статьей 1 которого Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области и Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области преобразовываются путем объединения, влекущего за собой образование муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, которое наделяется статусом сельского поселения.

Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Фурмановский сельсовет в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Фурмановского сельсовета и Тюльпанского сельсовета по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

26.05.2015 Совет депутатов муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области принял решение № 195 «О ликвидации администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области», согласно которому администрация ликвидируется с 01.01.2016.

Этим же решением назначена ликвидационная комиссия.

Решением Совета депутатов муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области № 23 от 05.11.2015 создана администрация Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области с правами юридического лица.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13 Закона о местном самоуправлении).

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, влечет создание вновь образованных муниципальных образований (пункты 3, 8 статьи 13 Закона о местном самоуправлении).

В силу части 10 статьи 85 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

Следовательно, вновь созданный орган местного самоуправления несет ответственность по всем обязательствам правопредшественника.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.

В пункте 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.

Согласно п. 1, подп. 5 п. 3 ст. 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным данной статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, вновь образованное муниципальное образование Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области является правопреемником по долговым обязательствам преобразованных муниципальных образований.

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 84 Закона о местном самоуправлении наделение законом субъекта Российской Федерации городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием, статусом городских, сельских поселений не является изменением границ, преобразования указанного района.

Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 4 Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 903, такое наделение не является основанием для разграничения долговых обязательств между муниципальным районом и расположенными в его границах поселениями. Таким образом, наличие передаточного (разделительного) акта в данном случае не является необходимым.

Учитывая, что преобразование муниципального образования произошло в порядке ст. 13 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, положения ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации о ликвидации без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, на которые ссылается администрация Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области, в рассматриваемом случае неприменимы.

Следовательно в рамках настоящего дела должником является муниципальное образование Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в лице администрации, которое в соответствии со статьей 13 Закона о местном самоуправлении преобразовано путем объединения с иным муниципальным образованием с созданием вновь образованного муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, к которому, в свою очередь, перешли не только права на принадлежавшее преобразованным муниципальным образованиям имущество, но и их долговые обязательства.

Судебный акт до настоящего времени не исполнен. Доказательств иного материалы дела не содержат.

По смыслу ст. 48 АПК РФ и ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в правоотношение, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны правоотношения, которую правопреемник заменил.

Ввиду фактического выбытия муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области из правоотношений по данному делу в связи с исполнением этапов преобразования, утратой статуса муниципального образования муниципальным образованием Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на основании Закона Оренбургской области от 22.04.2015 № 3228, заявление подлежит удовлетворению.

При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче данной апелляционной жалобы государственная пошлина не уплачивается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.08.2017 по делу № А47-8107/2015 отменить.

Заявление открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о процессуальном правопреемстве удовлетворить.

Произвести замену ответчика по настоящему делу администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на его правопреемника - администрацию муниципального образования Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Н.В. Махрова

Судьи

О.Е. Бабина

В.В. Баканов