ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-8334/18 от 04.04.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-2958/2019

г. Челябинск

08 апреля 2019 года

Дело №А47-8334/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2019 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тимохина О.Б.,

судей Ермолаевой Л.П., Карпачевой М.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Соловьевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.01.2019 по делу №А47-8334/2018 (судья Кофанова Н.А.).

В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи принял участие представитель Администрации муниципального образования Соловьевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - ФИО1 (доверенность от 05.11.2018, паспорт).

Администрация муниципального образования Соловьевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Оренбургское» по племенной работе (далее - АО «Оренбургское» по племенной работе, общество, ответчик) о признании права собственности на первый этаж административного здания инв. №006, кадастровый номер 56:21:0201001:905, назначение объекта нежилое здание, площадь объекта 1 493,6 кв.м, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, сельсовет Соловьевский, <...>.

Решением суда от 15.01.2019 (резолютивная часть объявлена 10.01.2019) в удовлетворении исковых требований отказано.

С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В апелляционной жалобе её податель указывает на незаконность и необоснованность вынесенного судебного акта. Доводы этому не приведены.

Истцом 01.04.2019 представлены дополнительные пояснения к апелляционной жалобе с доказательствами их направления 29.03.2019 обществу, в которых приведены доводы несогласия с решением суда.

Апеллянт полагает, что при решении вопроса об определении уровня собственности необходимо руководствоваться постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление №3020-1). Так, в силу п. 1 Приложения №3 к Постановлению №3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, относятся к объектам муниципальной собственности.

Податель жалобы считает, что план приватизации не устанавливает передачу спорного административного здания в собственность общества.

По мнению администрации договоры аренды, являвшиеся предметом рассмотрения по делу №А47-9383/2017, не предусматривают сдачу в аренду АО «Оренбургское» по племенной работе первого этажа спорного объекта недвижимости администрации. Эти договоры аренды не имеют отношения к рассматриваемому делу и не могут подтверждать право собственности общества на первый этаж спорного объекта недвижимости, а решение суда от 27.12.2017 по делу №А47-9383/2017 и постановление апелляционного суда от 12.03.2018 не могут иметь преюдициальное значение в рамках рассмотрения данного спора.

Ответчик в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети «Интернет» - в судебное заседание представитель ответчика не явился.

С учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы и дополнений к ней, просил суд удовлетворить ее. Пояснил, что администрация занимает только часть первого этажа спорного объекта - там размещаются также отделение ФГУП «Почта России» и другие организации.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 28.09.2017 административное здание инв. №006, кадастровый номер 56:21:0201001:905, 1978 года постройки, расположенное по адресу: <...>, находится в собственности ОАО «Оренбургское» по племенной работе - право собственности зарегистрировано 27.09.2017 №56:21:0201001:905-56/001/2017-2; документами-основаниями указан план приватизации сельскохозяйственного предприятия «Оренбургское» по племенной работе, утвержденный Комитетом по управлению госимуществом Оренбургской области от 18.09.1992 №29/2 (т. 1, л.д. 63-64).

Из указанной выписки из ЕГРН административное здание с кадастровым номером 56:21:0201001:905 расположено на земельном участке с кадастровым номером 56:21:0201001:18.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.08.2006 №56АА 217212 земельный участок площадью с кадастровым номером 56:21:0201001:0018 является собственностью ОАО «Оренбургское» по племенной работе на основании договора от 09.12.1994, зарегистрированного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Оренбургского района Оренбургской области от 22.12.1994 №П-27-2 (т. 1, л.д. 103).

Соловьевский сельсовет образован на основании распоряжения администрации Оренбургского района от 19.10.1995 №1409-р «Об разукрупнении Подгороне-Покровского сельсовета и образовании Соловьевского сельсовета» (т. 1, оборотная сторона л.д. 65).

В соответствии с архивной справкой администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от 24.10.2018 №544 распоряжением администрации Оренбургской области от 22.10.1996 №835-р администрация Соловьевского сельсовета преобразована в администрацию муниципального образования Соловьевский сельсовет.

В соответствии с законом Оренбургской области от 22.02.1999 №198/31-ОЗ «О территориях муниципальных образований и порядке их образования, объединения, установления и изменения границ» распоряжением администрации Оренбургской области «О ликвидации администрации Оренбургского района» от 11.10.2000 №1124-р, распоряжением администрации муниципального образования Соловьевский сельсовет от 05.10.2000 №29-р администрация с 20.12.2000 ликвидирована.

В соответствии со ст. 1 закона Оренбургской области от 23.08.2000 №639/181-ОЗ «Об образовании муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области» Соловьевский сельсовет вошел в состав вновь образованного муниципального образования «Оренбургский район» и образована администрация Соловьевского сельсовета - территориальный органа муниципального образования «Оренбургский район».

Во исполнение распоряжения главы муниципального образования «Оренбургский район» Оренбургской области от 24.10.2005 №3819 «О ликвидации администрации сель(пос)советов - территориальных органов муниципального образования «Оренбургский район» Оренбургской области» ликвидирована администрация Соловьевского сельсовета - территориальный орган муниципального образования «Оренбургский район» и 01.01.2006 образована администрация муниципального образования Соловьевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, которая является правопреемником вышеуказанной администрации (т. 1, л.д. 93).

Советом депутатов Соловьевского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области принято решение от 13.10.1997 о передаче основных средств социальной сферы от АО «Оренбургское» по племенной работе на баланс Соловьевского сельсовета с 01.01.1998 (приложение 1) (т. 1, л.д. 6).

Согласно справке об остаточной стоимости основных средств социальной сферы, передаваемых от АО «Оренбургское» по племенной работе на баланс Соловьевского сельсовета, в перечень включен первый этаж здания конторы, 1978 года постройки (т. 1, л.д. 7).

Согласно акту приема-передачи от 14.10.1997 на баланс Соловьевского сельсовета от АО «Оренбурсгкое» по племенной работе приняты основные средства социальной сферы по остаточной стоимости на 01.01.1998, в том числе первый этаж здания конторы 1978 года постройки (т. 1, л.д. 8, 9).

Распоряжением администрации Соловьевского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области от 26.12.1997 №39 в соответствии с Постановлением №3020-1, утвержден перечень основных средств и объектов социальной сферы, передаваемых в муниципальную собственность Соловьевского сельсовета.

В перечень объектов, передаваемых Соловьевскому сельсовету, включен первый этаж здания конторы АО «Оренбургское» по племенной работе под сельсовет, расположенный п. Соловьевка Оренбургского района Оренбургской области (т. 1, л.д. 10-13).

Согласно акту приема-передачи от 01.06.2001 ОАО «Оренбургское» по племенной работе передало на баланс Соловьевского сельсовета основные средства социальной сферы по остаточной стоимости, в том числе первый этаж здания, 1978 года постройки (позиция в перечне 11, т. 1, л.д. 14).

Ссылаясь на данные обстоятельства, истец полагает, что у него возникла право собственности на спорный объект в силу закона.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из их незаконности и необоснованности.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, выслушав представителя истца, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Статья 4 АПК РФ предоставляет право заинтересованному лицу обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав. Условиями предоставления лицу судебной защиты является установление наличие у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом при формулировании требования основания иска должны соответствовать его предмету.

Согласно п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление №10/22) лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

В соответствии с п. 59 Постановления №10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п. 1, 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ (утратил силу с 1 марта 2013 года - Федеральный закон от 30.12.2012 №302-ФЗ).

В силу названного, иск о признании права на объект недвижимости является надлежащим способом защиты в случае, если объект недвижимости находится во владении истца, а право на такой объект в ЕГРП зарегистрировано за ответчиком (определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2017 №4-КГ17-8).

Иск о признании права собственности является способом восстановления и защиты нарушенного права собственности. В подтверждение наличия у истца прав собственности должны быть представлены доказательства, подтверждающие наличие юридических оснований возникновения данного права.

При рассмотрении исковых требований о признании права собственности к существенным обстоятельствам, подлежащим установлению и исследованию, относятся обстоятельства, касающиеся владения спорным имуществом.

В судебном порядке может быть признано лишь существующее право по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с п. 2 Постановления №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В силу п. 1 названного приложения Постановления №3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения относятся к объектам муниципальной собственности.

Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 №15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» объекты, указанные в приложении №3 к Постановлению №3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №235 «О порядке передачи объектов социально- культурного и бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (далее - Постановление №235), действовавшего на дату передачи в муниципальную собственность спорного объекта, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящиеся в ведении приватизируемых предприятий и не включенные в состав его имущества, подлежали передаче в государственную собственность, собственность Российской Федерации и муниципальную собственность.

В силу п. 5 Постановления №235 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема - передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.

Анализируя вышеназванное, при решении вопросов об определении уровня собственности спорного имущества необходимо установить, во владении и пользовании какого именно органа находилось спорное помещение на момент принятия Постановления №3020-1 (декабрь 1991 года) и владения им по настоящее время.

Из совокупности представленных в дело доказательств следует, что спорное здание (первый этаж которого истец считает своей собственностью) введено в эксплуатацию в 1978 году. На дату вступления в силу Постановления №3020-1 спорное здание находилось во владении государственного предприятия «Оренбургское» по племенной работе, имущество которого приватизировано в 1992 году.

Комитетом по управлению государственным имуществом Оренбургской области от 18.09.1992 №29/2 принято решение об утверждении плана приватизации и акта оценки имущества государственного предприятия «Оренбургское» по племенной работе и преобразовании государственного предприятия «Оренбургское» по племенной работе в акционерное общество открытого типа «Оренбургское» по племенной работе, утвержден устав общества.

Согласно указанному решению АО «Оренбургское» по племенной работе является правопреемником прав и обязанностей государственного предприятия, имеющихся на момент преобразования, в том числе прав пользования землей (т. 1, л.д. 78).

Из представленных в материалы дела плана приватизации сельскохозяйственного государственного предприятия «Оренбургское» по племенной работе и акта оценки стоимости зданий сооружений по состоянию на 01.07.1992 АО «Оренбургское» по племенной работе усматривается, что в состав имущества включено административное здание 1978 года (т. 1, л.д. 79-90).

Последующее владение ответчиком административным зданием, расположенным в п. Соловьевка Оренбургской области, подтверждается заключением ответчиком договоров на оказание коммунальных услуг, в подтверждение чего ответчиком представлены дополнительное соглашение от 09.02.2009 к договору поставки газа №56-4-0767/08 от 11.09.2007, техническое соглашение между ООО «Оренбургрегионгаз» (поставщик), газораспределительной организацией ОАО «Оренбургоблгаз» (ГРО) и ОАО «Оренбургское» по племенной работе (покупатель) по техническому исполнению договора №56-4-0395/07 от 18.10.2006, договор №16 от 01.03.2004 на оказание услуг по водоснабжению.

В настоящее время право собственности на административное трехэтажное здание с кадастровым номером 56:21:0201001:905, в том числе первый этаж, зарегистрировано за АО «Оренбургское» по племенной работе 27.09.2017 №56:21:0201001:905-56/001/2017-2 на основании плана приватизации сельскохозяйственного предприятия «Оренбургское» по племенной работе, утвержденного Комитетом по управлению госимуществом Оренбургской области от 18.09.1992 №29/2.

Также из пояснений свидетелей ФИО2, и ФИО3 следует, что с момента передачи спорного имущества и по настоящее время администрация занимает первый этаж частично, коммунальные услуги оплачиваются ответчику-собственнику здания.

Из материалов дела усматривается, что с 2001 года по 2012 год, между истцом и ответчиком заключались договоры аренды части административного здания на первом этаже, исходя из потребностей арендатора (администрации) предоставлялась площадь от 76 кв.м до 118 кв.м, что подтверждается решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2017 по делу №А47-9383/2017, вступившим в законную силу.

Как верно установил арбитражный суд первой инстанции, какие-либо ссылки на передачу в муниципальную собственность спорного объекта недвижимости в решении от 13.10.1997 Совета народных депутатов Соловьевского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области, в акте приема-передачи от 14.10.1997, в распоряжении администрации Соловьевского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области от 26.12.1997 №39, а также в акте приема-передачи от 01.06.2001, отсутствуют.

Также истцом не представлены доказательства оформления технической документации с учетом требований Постановления №235, как и документы, подтверждающие внесение спорного объекта в перечень муниципальной собственности муниципального образования Соловьевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1, 3 ст. 69 Закона 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Судебная коллегия отмечает, что согласно представленным документам спорный объект недвижимости (административное здание), во-первых, нельзя отнести к объектам социально-бытовой, культурной сферы; во-вторых, решение о передаче основных средств социальной сферы общества на баланс Соловьёвского сельсовета от 13.10.1997 с приложением, акт приема-передачи таких средств от 14.10.1997 и распоряжение от 26.12.1997 №39 приняты после начала действия на территории Оренбургской области Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 59 Постановления №10/22) - такое право нельзя признать ранее возникшим.

В силу изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с отсутствием доказательств возникновения у истца права собственности на спорный объект недвижимости.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.

В силу изложенного апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.01.2019 по делу №А47-8334/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Соловьевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

О.Б. Тимохин

Судьи:

Л.П. Ермолаева

М.И. Карпачева