ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А48-8014/2017 от 27.06.2018 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 июля 2018 года

город Воронеж

Дело № А48-8014/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 июля 2018 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

судей

Донцова П.В.,

Миронцевой Н.Д.,

Семенюта Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бутыриной Е.А., Бауман Л.В.,

при участии:

от Управления Федерального казначейства по Орловской области (ОГРН 1025700764320, ИНН 5751015786, город Орел, далее – УФК по Орловской области или заинтересованное лицо):

от Администрации города Орла (ОГРН 1025700831640, ИНН 5701000745, город Орел, далее – заявитель):

от Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (ОГРН 1095753001695, ИНН 5753049903, город Орел, далее – Департамент строительства):

Рубан С.Г., представитель по доверенности от 10.01.2018,

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФК по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 27.02.2018 по делу № А48-8014/2017 (судья Клименко Е.В.), принятое по заявлению Администрации города Орла к УФК по Орловской области о признании недействительными пунктов 2, 3 и 4 представления от 12.09.2017 № 54-12-39/23-6439,

третьи лица: Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Орла обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к УФК по Орловской области о признании недействительными пунктов 2, 3 и 4 представления от 12.09.2017 № 54-12-39/23-6439.

Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 27.02.2018 по делу № А48-8014/2017 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Признаны недействительными пункты 2, 3 и 4 представления УФК по Орловской области от 12.09.2017 № 54-12-39/23-6439.

Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.

Податель жалобы ссылается на то, что застройщиком, заключившим договор о развитии застроенной территории, должна быть осуществлена компенсация в виде уплаты выкупной стоимости за изъятые жилые помещения.

УФК Орловской области указывает, что надзорному органу не были представлены необходимые документы и материалы.

Податель жалобы считает, что срок реализации программы и срок исполнения обязательств по договору входят в рамки проверяемого периода.

Судебное разбирательство по делу откладывалось на 20.06.2018.

Определением суда апелляционной инстанции УФК по Орловской области предложено письменно пояснить способ исполнения спорного представления, нормативно обосновать его обязательность для Администрации города Орла.

Во исполнение определения суда УФК по Орловской области представлены письменные объяснения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФК по Орловской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить.

Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 27.06.2018.

В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.

Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Управлением Федерального казначейства по Орловской области в период с 17 августа 2017 года по 22 августа 2017 года проведена плановая выездная проверка на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области от 16 августа 2017 г. N 341 "О назначении проведения контрольного мероприятия в форме плановой выездной проверки" в соответствии с подпунктом 27.2 Плана контрольных мероприятий УФК по Орловской области на 2017 год и централизованным заданием, доведенным письмами Федерального казначейства от 24 января 2017 г. N 18-01-06/8, от 14 июля 2017 г. N 18-01-06/118, от 03 августа 2017 г. N 18-01-06/131.

По результатам проверки составлен Акт выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в виде имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" за 2016 год в Администрации города Орла от 22.08.2017 (т. 1, л.д. 19-41).

Из Акта проверки следует, что средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства были направлены в бюджет Орловской области в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для финансирования областных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2009, в 2011, в 2012-2013, 2013-2017 годах, утвержденных постановлениями Правительства Орловской области от 31.03.2009 N 3, от 01.04.2011 N 104, от 30.05.2012 N 169, от 30.04.2013 N 148.

В 2016 году средства Фонда были предоставлены в бюджет города Орла на основании соглашения 2-Д/16 от 28.01.2016 и дополнительных соглашений к нему N 1 от 26.07.2016, N 2 от 12.12.2016, N 3 от 20.12.2016 и использованы Администрацией города Орла на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с областной адресной программой, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2013 N 148 и в соответствии с условиями соглашения, заключенного с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.

За период с 2012 по 2016 годы Администрацией города Орла объявлены аукционы на право заключения договоров о развитии застроенных территорий, по результатам которых заключены соответствующие договоры с инвесторами - ООО "433 ВСУ "Инвест", АО "Корпорация "ГРИНН" и ЗАО "Зенит".

В ходе проверки выявлено, что частичное расселение аварийных многоквартирных домов, находящихся на застроенной территории, ограниченной улицами Полярной и Приборостроительной, застроенной территории, ограниченной находящихся на застроенной территории, расположенной на пересечении улиц 2-я Посадская и Карачевская, застроенной территории, ограниченной улицами Спивака, Ватной, Корчагина и Карачевским шоссе, осуществлено Администрацией города Орла в 2012-2014 годах в рамках областных адресных программ по переселению граждан, проживающих на территории города Орла, из аварийного жилищного фонда, до заключения договоров о развитии застроенной территории.

По результатам проверки Управление пришло к выводу о том, что Администрацией города Орла допущен ряд нарушений, выразившихся в том, что после заключения договоров о развитии застроенной территории Администрацией города Орла не были предъявлены требования к застройщикам о взыскании выкупной стоимости, расселенных в 2012-2014 годах с участием средств Фонда жилых помещений в аварийных домах, а именно:

- в нарушение пункта 5 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 30.12.2012), пунктов 4.4.2 и 4.4.3 договора о развитии застроенной территории от 09.01.2013 N 1/1 Администрацией города Орел не предъявлено требование о взыскании выкупной стоимости ООО "433 ВСУ "Инвест" за 3 расселенных в рамках областной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" в 2011-2012 годах, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 01.04.2011 N 104, квартиры из аварийного многоквартирного дома расположенного на застроенной территории, ограниченной улицами Полярной и Приборостроительной, общей стоимостью приобретенных помещений 2 233 875,00 руб., в том числе за счет средств Фонда - 1 726 772,00 руб.;

- в нарушение пункта 5 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 30.12.2012), пунктов 4.4.4 и 4.4.5 договора о развитии застроенной территории от 23.12.2013 N 292 Администрацией города Орел не предъявлено ЗАО "Зенит" требование о взыскании выкупной стоимости за 15 расселенных в рамках областной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" в 2011-2012 годах, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 01.04.2011 N 104, квартир из аварийных многоквартирных домов, расположенных на застроенной территории, в районе пересечения улиц ограниченной улицами Карачевская и 2-я Посадская, общей стоимостью приобретенных помещений 12 090 360,94 руб., в том числе за счет средств Фонда - 9 782 403,72 руб.;

- в нарушение пункта 5 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. от 30.12.2012), пунктов 4.4.2 и 4.4.3 договора о развитии застроенной территории от 28.10.2013 N 233 Администрацией города Орел не предъявлено ЗАО "Корпорация ГРИНН" требование о взыскании выкупной стоимости за 66 расселенных в рамках областных адресной программ квартир из аварийных многоквартирных домов, расположенных на застроенной территории, ограниченной улицами Спивака, Ватная, Корчагина и Карачевское шоссе, общей стоимостью приобретенных помещений 53 118 825,00 руб., в том числе за счет средств Фонда - 35 391 492,26 руб.

По результатам ознакомления с актом проверки Администрацией города Орла в адрес руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области Т.П. Степиной направлено письмо от 25.08.2017 (т. 1 л.д. 43), в котором содержались возражения по доводам, изложенным в акте проверки.

12 сентября 2017 года Управлением федерального казначейства вынесено Представление Администрации города Орла с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 30 дней со дня получения представления, а также об информировании о результатах его исполнения не позднее 3 дней с даты исполнения Представления.

В пункте 2 оспариваемого Представления в качестве нарушения указано на то, что аварийный многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Орел, ул. Корчагина, д. 56 общей площадью расселяемых помещений 174,8 кв. м, общей стоимостью приобретенных помещений 10251310 руб., в том числе средства Фонда 2254562, 26, включен в этап 2013-2014 годов областной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2013 N 148, и в договор о развитии застроенной территории в городе Орле от 28.10.2013 N 233, заключенный администрацией г. Орла с ЗАО "Корпорация ГРИНН", без внесения изменения финансового источника расселения в областной адресной программе "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2013 N 148. Нарушение в денежном выражении составляет 2 254 562 руб. 26 коп.

В соответствии с пунктом 3 Представления в качестве нарушения указано заключение 3-х договоров о развитии застроенной территории, при наличии на данных территориях частично расселенных Администрацией города Орла аварийных многоквартирных домов в рамках областных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В пункте 4 Представления в качестве нарушения указано, что Администрацией города Орла не были предъявлены требования к застройщикам о взыскании выкупной стоимости расселенных в 2012-2014 годах с участием средств Фонда жилых помещений в аварийных домах на общую сумму 46 900 667, 98 руб. в соответствиями с условиями договоров о развитии застроенной территории, заключенными администрацией города Орла с застройщиками. Нарушение в денежном выражении по данному пункту составляет 46 900 667 руб. 98 коп.

Не согласившись с названным представлением, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Администрации города Орла в сфере экономической деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд за судебной защитой.

Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что условия по уплате выкупной стоимости и по передаче квартир в муниципальную собственность по договорам развития территорий исполнены застройщиками. При этом в ходе проверки выявлено, что на территории Орловской области отсутствуют договоры развития застроенных территорий, заключенные до 1 января 2013 года, а в заключенных в 2013 году договорах развития застроенных территорий г. Орла в обязательства застройщиков не включены расходы на расселение аварийных домов.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.

В силу части 3 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.

Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда закреплены в Федеральном законе от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда представляет собой предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории региона постановлением Правительства Орловской области от 30.04.2013 N 148 "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы" утверждена областная адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы" (далее - Программа от 30.04.2013 N 148).

Разделом IV Программы от 30.04.2013 N 148 утвержден перечень муниципальных образований, участвующих в Программе, согласно которому муниципальное образование "город Орел" было включено во все этапы реализации Программы, в том числе этап 2016-2017 годов.

Постановлением Правительства Орловской области от 08.06.2010 N 199 "Об организации работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Орловской области и порядке предоставления местным бюджетам средств, направляемых на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества, и переселения граждан из аварийного жилищного фонда" утвержден Порядок предоставления местным бюджетам средств, направляемых на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на специальных счетах, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества, и переселения граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Порядок от 08.06.2010 N 199).

В целях осуществления мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Орла постановлением Администрации города Орла от 27.06.2014 N 2500 утверждена ведомственная целевая программа "Переселение граждан, проживающих на территории города Орла, из жилищного фонда, признанного в период с 01.01.2012 до 01.01.2013 в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу" на 2016-2018 годы" (в ред. от 21.12.2016) (далее - Ведомственная программа от 27.06.2014 N 2500).

Ведомственной программой от 27.06.2014 N 2500 (в редакции от 21.12.2016) установлен Перечень аварийных многоквартирных домов, претендующих на финансовую поддержку Фонда и областного бюджета, а также участвующих в договорах развития застроенных территорий города Орла (далее - Перечень), согласно которому в этап 2016-2017 годов включены 22 аварийных многоквартирных дома.

В целях реализации Программы в 2016 году между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и Администрацией города Орла было заключено Соглашение от 30.04.2013 N 148 о предоставлении в 2016 году бюджету муниципального образования "город Орел" средств, направляемых на финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда от 28.01.2016 N 2-Д/16.

Объем средств с учетом всех источников финансирования переселения граждан, проживающих на территории города Орла, из аварийного жилищного фонда по этапу 2016-2017 годов в 2016 году составил 172 386 910,59 руб.

В 2016 году в соответствии с заключенным Соглашением от 28.01.2016 N 2-Д/16 Департаментом в финансово-экономическое управление администрации г. Орла на лицевой счет администратора доходов бюджета перечислено 127 639 973,07 руб., из них 106 498 853,99 руб. - средства Фонда и 21 141 119,08 руб. - средства областного бюджета.

В 2016 году в соответствии с представленными заявками на выделение денежных средств финансово-экономическим управлением администрации города Орла согласно расходным расписаниям перечислено 141 645 900,70 руб. (в том числе: 87 884 789,90 руб. средств Фонда, 16 446 202,88 руб. средств областного бюджета, 37 314 907,92 руб. средств бюджета города Орла), в том числе Администрации города Орла по заявке от 27.12.2016 N 12/989 с/з профинансировано в общей сумме 14 468 730,59 рублей (в том числе: 4 279 001,84 руб. средств Фонда, 849 425,92 руб. средств областного бюджета, 9 340 302,83 руб. средств бюджета города Орла) или 100% заявленной суммы.

В результате расходования и целевого использования средств, направленных на выполнении мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Администрацией города Орла 5 собственникам жилых помещений, признанными аварийными и включенными в областную адресную программу, в соответствии с исполнительными листами перечислены компенсационные выплаты за изъятие жилых помещений и земельных участков в общей сумме 14 468 730,56 руб., из которых 4 279 001,84 руб. - средства Фонда, 849 425,92 руб. - средства областного бюджета, 9 340 302,83 руб. - средства бюджета города Орла).

Таким образом, указанные средства были использованы в соответствии с их целевым назначением.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 28.06.2007 N 18/285-1С принято Положение "О порядке развития застроенных территорий в городе Орле".

Постановлением Администрации города Орла от 10.10.2012 N 3375 "О развитии застроенных территорий" утверждены Регламент подготовки решения о развитии застроенной территории и Регламент проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории.

В соответствии с законом Орловской области от 10.11.2014 N 1686-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области" с 01.01.2015 полномочия по принятию решений о развитии застроенных территорий в части определения их местоположения, площади территории, перечня адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции; организации и проведению аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (за исключением принятия решения о проведении аукциона), в том числе в части определения цены права на заключение договора о развитии застроенных территорий были переданы уполномоченным органам исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области.

За период с 2012 по 2016 годы Администрацией города Орла объявлены аукционы на право заключения договоров о развитии застроенных территорий по результатам которых были заключены соответствующие договоры с ООО "433 ВСУ "Инвест", АО "Корпорация "ГРИНН" и ЗАО "Зенит".

09.01.2013 Администрацией г. Орла заключен договор с ООО "433 ВСУ "Инвест" (ИНН 5048029247) от 09.01.2013 N 1/1 о развитии застроенной территории, ограниченной улицами Полярной и Приборостроительной, площадью 5 515,7 кв. м, на которой расположены жилые дома, подлежащие сносу, по адресам: ул. Полярная, дома 2, 4, 6, 10; ул. Приборостроительная, дом 14.

В соответствии с пунктом 4.2.8 договора о развитии застроенной территории от 09.01.2013 N 1/1 Администрация города Орел обязана предоставить благоустроенные жилые помещения гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории.

В соответствии с пунктом 4.2.7 договора о развитии застроенной территории от 09.01.2013 N 1/1 Администрация города Орел обязана принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных на застроенной территории, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, в срок, установленный Планом-графиком.

В соответствии с пунктом 4.2.3 договора от 09.01.2013 N 1/1 застройщик обязан в срок, установленный Планом-графиком, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании постановления администрации города Орла, принятого в соответствии с действующим законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, указанных в приложении N 2 к договору, а также за земельные участки, на которых расположены эти многоквартирные дома.

В соответствии с условиями соглашений о перечислении выкупной цены за жилые помещения ООО "433 ВСУ "Инвест" осуществлены соответствующие выкупные платежи, что подтверждается, представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 1 л.д. 106-115).

28.10.2013 Администрацией г. Орла заключен договор с АО "Корпорация "ГРИНН" (ИНН 4629045050) от 28.10.2013 N 233 (т. 2, л.д. 147-168, т3, л.д. 1-14) о развитии застроенной территории ограниченной улицами Спивака, Ватной, Корчагина и Карачевским шоссе, площадью 33 557 кв. м, на которой расположены жилые дома, подлежащие сносу, по адресам: ул. Спивака, дома 73/8,77; ул. Ватная, дома 3,5,7; ул. Корчагина, дома 56,58; ул. Карачевское шоссе, дома 70, 72,74,76; ул. Федотовой, дома 2,3,4,5,6,7/75.

В соответствии с пунктом 4.2.7 договора о развитии застроенной территории от 28.10.2013 N 233 Администрация города Орел обязана предоставить благоустроенные жилые помещения гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории.

Согласно пункту 4.2.6 договора о развитии застроенной территории от 28.10.2013 N 233 Администрация города Орел обязана принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных на застроенной территории, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, в срок, установленный Планом-графиком.

В соответствии с условиями соглашений о перечислении выкупной цены за жилые помещения АО "Корпорация "ГРИНН" осуществлены соответствующие выкупные платежи, что подтверждается, представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 3 л.д. 15).

23.12.2013 Администрацией г. Орла заключен договор с ЗАО "Зенит" (ИНН 5751035630) от 23.12.2013 N 292 (т. 2 л.д. 4-43) о развитии застроенной территории, расположенной на пересечении улиц 2-я Посадская и Карачевская, площадью 7 887 кв. м, на которой расположены жилые дома, подлежащие сносу, по адресам: ул. Карачевская, дом 44, ул. Карачевская, дом 46, ул. Карачевская, дом 46г, ул. 2-я Посадская, дома 14, 16.

В соответствии с пунктом 4.2.9 договора о развитии застроенной территории от 23.12.2013 N 292 Администрация города Орел обязана предоставить благоустроенные жилые помещения гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории.

В соответствии с пунктом 4.2.8 договора о развитии застроенной территории от 23.12.2013 N 292 Администрация города Орел обязана принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных на застроенной территории, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, в срок, установленный Планом-графиком.

В соответствии с условиями соглашений о перечислении выкупной цены за жилые помещения ЗАО "Зенит" осуществлены соответствующие выкупные платежи, что подтверждается, представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 2 л.д. 45-120).

Во исполнение условий договоров о развитии застроенной территории между Администрацией города Орла и собственниками жилых помещений заключены соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований заявленных требований, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что оспариваемое представление не соответствует закону.

Материалами дела подтверждается, что условия по уплате выкупной стоимости и по передаче квартир в муниципальную собственность по договорам развития территорий исполнены застройщиками - ООО "433 ВСУ "Инвест", АО "Корпорация "ГРИНН", ЗАО "Зенит".

Частичное расселение аварийных многоквартирных домов, находящихся на застроенной территории, ограниченной улицами Полярной и Приборостроительной, застроенной территории, ограниченной находящихся на застроенной территории, расположенной на пересечении улиц 2-я Посадская и Карачевская, застроенной территории, ограниченной улицами Спивака, Ватной, Корчагина и Карачевским шоссе, осуществлено Администрацией города Орла в 2012-2014 годах в рамках областных адресных программ по переселению граждан, проживающих на территории города Орла, из аварийного жилищного фонда, до заключения договоров о развитии застроенной территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 46.2 Градостроительного кодекса по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 названной статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 46.2 Градостроительного Кодекса РФ одним из существенных условий договора о развитии застроенной территории является обязательство лица, платить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части.

Указанная норма не устанавливает в качестве существенного обязательства для лица, заключившего договор о развитии застроенной территории с органом местного самоуправления уплатить выкупную цену за те жилые помещения, которые до заключения данного договора были изъяты в муниципальную собственность органом местного самоуправления в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

При этом нормы Градостроительного Кодекса РФ не содержат запрета на включение в границы застроенной территории, являющейся предметом договора о развитии застроенной территории аварийные дома, расселенные до заключения данного договора.

На момент заключения договоров о развитии застроенных территорий уже были заключены муниципальные контракты на приобретение квартир с целью расселения жителей.

В рассматриваемом случае спорные жилые помещения находились в собственности муниципального образования до заключения договоров о развитии застроенной территории. Таким образом, на них не распростаранялась норма об обязательства лица платить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории.

Разработчиком, руководителем и ответственным исполнителем областной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы от 30.04.2013 N 148 является Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.

В письменном отзыве на заявление Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области сообщает о том, что в соответствии с поручением Минстроя России от 23 октября 2017 года N 38144-ОД/06 в связи с выявлением фактов использования субъектами Российской Федерации средств финансовой поддержки Фонда, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2012 года, в отношении которого были заключены договоры развития застроенных территорий, проведена проверка программ переселения на территории Орловской области на предмет выявления указанных фактов. Информация о результатах проверки по Орловской области по установленной форме направлена в Фонд письмом от 9 ноября 2017 года N 1294013552.

В ходе проверки выявлено, что на территории Орловской области отсутствуют договоры развития застроенных территорий, заключенные до 1 января 2013 года, а в заключенных в 2013 году договорах развития застроенных территорий г. Орла в обязательства застройщиков не включены расходы на расселение аварийных домов, находящихся в границах застроенной территории и расселенных, в том числе ранее, в рамках областных адресных программ.

В соответствии с информацией о результатах контрольных мероприятий за 2017 год, размещенной на сайте Фонда 5 января 2017 года, в ряде субъектов Российской Федерации выявлены факты неправомерного включения аварийных домов, расположенных на застроенных территориях, решения о развитии которых были приняты до 1 января 2013 года, в расчет лимита средств финансовой поддержки Фонда, предназначенной для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Главам указанных регионов направлены письма для обеспечения возврата неправомерно включенных в расчет лимита средств. Требования о возврате средств Фонда к Орловской области не предъявлены, в перечне субъектов, допустивших указанные нарушения, Орловская область не значится.

На основании изложенного, является необоснованным вывод Управления о допущенных Администрацией города Орла нарушениях, связанных с необращением к застройщикам с требованиями о взыскании выкупной стоимости, расселенных в 2012-2014 годах жилых домах с участием средств Фонда жилых помещений в аварийных домах, а оспариваемое представление не соответствует закону и является неисполнимым.

Кроме того, из дополнительных пояснений Управления, данных в суде апелляционной инстанции, и всех материалов дела невозможно сделать категорический вывод о способе исполнения представления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Вместе с тем оспариваемое представление не содержит ссылки о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Таким образом, представление незаконно возлагает на Администрацию обязанности по устранению нарушений без их конкретизации применительно к положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По сути УФК по Орловской области при вынесении оспариваемого представления было не согласно с договорами о развитии застроенной территории, однако названные договоры не оспорены и недействительными не признавались.

В связи с этим суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое представление является неисполнимым, поскольку в нем отсутствуют конкретные ссылки о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, не указаны действия, необходимые к совершению заявителем для устранения выявленных нарушений, которые по существу будут противоречить обязательным условиям действующих договоров о развитии застроенной территории.

Неисполнимость представления, в свою очередь, является самостоятельным и безусловным основанием для признания его недействительным.

При таких обстоятельствах требования заявителя подлежали удовлетворению в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.

Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 27.02.2018 по делу № А48-8014/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу УФК по Орловской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

П.В. Донцов

Судьи

Н.Д. Миронцева

Е.А. Семенюта