ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
21 апреля 2022 года Дело № А48- 9741/2021
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2022 года
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2022 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Ботвинникова В.В.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от муниципального образования - Дмитровский район Орловской области в лице администрации Дмитровского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс»: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФИО2: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования - Дмитровский район Орловской области в лице администрации Дмитровского района Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 02.02.2022 по делу
№ А48-9741/2021 по иску муниципального образования - Дмитровский район Орловской области в лице администрации Дмитровского района Орловской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии третьего лица: ФИО2, об обязании произвести ремонтные работы по восстановлению канализационного колодца,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование - Дмитровский район Орловской области в лице администрации Дмитровского района Орловской области (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Жилстройсервис плюс» (далее - ООО «Жилстройсервис плюс», ответчик) об обязании в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонтные работы по восстановлению канализационного колодца.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 02.02.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, муниципальное образование - Дмитровский район Орловской области в лице администрации Дмитровского района Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного искового требования.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители муниципального образования - Дмитровский район Орловской области в лице администрации Дмитровского района Орловской области, ООО «Жилстройсервис плюс», ФИО2 не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения сторон и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.06.2016 между администрацией Дмитровского района Орловской области (концедент) и ООО «Жилстройсервис плюс» (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, представляющего собой объекты системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Дмитровска Орловской области.
В соответствии с п. 1.1 соглашения концессионер обязался за свой счет создать и (или) реконструировать, и осуществить замену морально устаревшего и физически изношенного имущества, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения (далее - объект), право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению холодной (питьевой) воды, приему, передаче и очистке сточных вод, созданию и развитию единой системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Дмитровска с использованием объекта соглашения, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п. 8.1 соглашения срок действия соглашения установлен до 31.12.2026.
В разделе 2 соглашения стороны определили, что объектом соглашения является муниципальное имущество, представляющее собой технологически связанные объекты системы коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Дмитровска, которое принадлежит концеденту на праве собственности и свободно от прав третьих лиц.
Сведения о составе и описании передаваемого объекта соглашения приведены в Приложении № 1.
В частности, в Приложении № 1 к соглашению содержится перечень имущества, являющегося объектом соглашения, в который включены водопровод, канализационные сети, коллектор, канализация и наружная канализация, самотечный трубопровод с указанием мест их расположения и протяженностью.
В Приложении № 4 согласован перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения, объем финансирования за свет средств концессионера, предусматривающий замену труб канализационных и водопроводных в указанном объеме.
Объект концессии передан концессионеру по акту приема-передачи от 02.06.2016.
12.04.2016 сторонами составлен и утвержден акт технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города Дмитровска для определения объема работ и описания объекта.
В техническом плане сооружения объекта «канализация» протяженностью 711 м, 1979 года постройки, к которому приложена схема расположения, не содержится отметки о существовании колодца на пересечении ул. Рабоче-крестьянская и ул. Советская в г. Дмитровске.
Истцом представлен акт от 31.03.2021 осмотра канализационного колодца по адресу: <...> (т. 1, л.д. 25), с фиксацией его местонахождения и состояния.
Ссылаясь на то обстоятельство, что вследствие ненадлежащего исполнения ООО «Жилстройсервис плюс» обязательств по концессионному соглашению канализационный колодец, расположенный на пересечении ул. Рабоче-крестьянская и ул. Советская в г. Дмитровске, находится в поврежденном состоянии, имеется угроза попадания в него людей и животных, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае обязательства сторон урегулированы концессионным соглашением в отношении муниципального имущества от 02.06.2016.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - ФЗ «О концессионных соглашениях») по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное п. 11 ч. 1 ст. 4 ФЗ «О концессионных соглашениях» (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем), подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 ФЗ «О концессионных соглашениях».
В статье 39 ФЗ «О концессионных соглашениях» определено, что по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
В случае если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, указанное имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию или бюджетному учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В статье 13 ФЗ «О концессионных соглашениях» указано, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 18 ФЗ «О концессионных соглашениях» при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, концессионеру гарантируется защита его прав и законных интересов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) органы в области регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы) и надбавки к ценам (тарифам) на производимые и реализуемые концессионером товары, выполняемые работы, оказываемые услуги исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также в модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств.
Переход права собственности на объект концессионного соглашения к другому собственнику не является основанием для изменения или прекращения концессионного соглашения.
Как следует из п. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом в силу п. 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Исходя из условий заключенного сторонами концессионного соглашения, в качестве объекта соглашения стороны определили водопроводные, канализационные сети (трубы), являющиеся муниципальной собственностью.
Следовательно, имущество, передаваемое по концессионному соглашению, должно принадлежать концеденту на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения.
В ходе судебного разбирательства дела арбитражный суд области предлагал истцу представить сведения о земельном участке, на котором расположены объекты.
Из пояснений истца судом области установлено, что земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. При этом из технического плана на канализацию следует, что она поставлена на учет, присвоен кадастровый номер сооружения 57:07:0000000:382, в техническом плане имеется ссылка на наличие свидетельства о государственной регистрации права.
Поскольку факт принадлежности истцу указанных в техническом плане и схемах к нему канализационных сетей протяженностью 711 м по ул. Советской в г. Дмитровске не оспаривался сторонами, суд первой инстанции правильно признал его установленным.
Вместе с тем на схеме к техническому плану отсутствует обозначение спорного колодца по адресу: <...>.
Кроме того, из представленной в материалы дела переписки сторон усматривается, что право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на канализационный колодец, расположенный на пересечении ул. Советской и ул. Рабоче-Крестьянской, истцу не принадлежит, соответствующие правоустанавливающие и правоподтверждающие документы отсутствуют.
Из письма ФИО2 в адрес Главы Дмитровского района Орловской области от 15.04.2021 (т. 1, л.д. 40) следует, что строительство лини канализации по ул. Советская до пересечения с ул. Рабоче-Крестьянской производилось ФИО2 собственными силами, документов о праве собственности не имеется. Всего им было установлено два колодца.
В отзыве на исковое заявление ООО «Жилстройсервис плюс» указало, что ФИО2 не обращался к управляющей компании по вопросу получения разрешения на строительство канализационного смотрового колодца, расположенного на пересечении ул. Советской и ул. Рабоче-Крестьянской, работы по изготовлению колодца и подходящих к нему канализационных сетей, а также по подключению к центральным сетям водоотведения осуществлены ФИО2 самовольно, без согласования с ООО «Жилстройсервис плюс».
В соответствии со ст.ст. 216, 218 ГК РФ и разъяснениями, приведенными в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №№ 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», моментом возникновения соответствующего права для последующего распоряжения им является момент государственной регистрации.
В данном случае у истца отсутствуют какие-либо доказательства наличия у него прав на спорный объект.
В судебном порядке, как истец, так и третье лицо ФИО2 права на спорный объект не признали, права не зарегистрированы в установленном порядке.
Поскольку объектом концессионного соглашения от 02.06.2016 в силу формулировок самого соглашения является муниципальное имущество в границах территории муниципального образования, то для защиты нарушенных прав истцу необходимо было представить доказательства принятия в муниципальную собственность спорного имущества и внесения изменений в приложения к концессионному соглашению относительно перечня его объектов.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца об обязании ответчика произвести ремонтные работы по восстановлению канализационного колодца не подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в силу концессионного соглашения на ответчика возложена обязанность по обеспечению ремонта и эксплуатации бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения, подлежат отклонению.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п.п. 4.2, 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Положениями ст.ст. 6, 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») на органы местного самоуправления возложены полномочия по определению для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующей организации и установлении зоны ее деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из смысла вышесказанных норм права, на орган местного самоуправления при выявлении бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения возложена обязанность по определению гарантирующей организации (организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, имеющей присоединенные к указанным бесхозяйным объектам сети), а также передачи ей данных объектов с целью эксплуатации с соблюдением установленных указанными нормами условий.
Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Физические свойства спорного канализационного колодца свидетельствуют о том, что последний является сооружением, которое прочно связано с землей, в связи с чем его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Поэтому данный объект обладает предусмотренными ст. 130 ГК РФ признаками недвижимого имущества.
Таким образом, изложенные выше положения ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса РФ устанавливают, что основанием для передачи бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, гарантирующей организации, является факт постановки на учет данных сетей органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и подписание передаточного акта органом местного самоуправления.
Положениями ч. 6 ст. 51 ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что в случае, если в течение срока реализации концессионного соглашения выявлены технологически связанные с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйные объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения, допускается передача концедентом прав владения и (или) пользования такими объектами, приобретаемыми в собственность концедента в порядке, предусмотренном требованиями Гражданского кодекса РФ, концессионеру, наделенному статусом гарантирующей организации или единой теплоснабжающей организации, без проведения торгов путем изменения условий действующего концессионного соглашения без учета требований, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи.
Положения ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» указывают на тот факт, что ответчик, исполняя обязанности по надлежащему содержанию участка сети водоотведения, должен нести соответствующие затраты (расходы), которые подлежат учету органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о признании бесхозяйным спорного канализационного колодца, а также соответствующего передаточного акта, данный объект не поставлен на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Кроме того, исходя из переписки сторон следует, что изготовление и подключение к центральным сетям спорного смотрового колодца ФИО2 произвел самовольно, без согласования с ООО «Жилстройсервис плюс».
При этом ООО «Жилстройсервис плюс» указывает, что для работы отдела ВКХ ООО «Жилстройсервис плюс» данный колодец не востребован и не нужен.
Из письма ФИО2 от 15.04.2021 следует, что им было установлено два колодца.
Положения ч. 5 ст. 8 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривают, что обязанность гарантирующей организации по обслуживанию обнаруженных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения/водоотведения возникает, если водоснабжение и (или) водоотведение производится в случае их непосредственной эксплуатации соответствующей организацией.
Доводы ответчика о невостребованности спорного канализационного колодца в результате осуществляемой ООО «Жилстройсервис плюс» деятельности истцом не опровергнуты (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, оснований для возложения на ООО «Жилстройсервис плюс» обязанности по производству ремонтных работ по восстановлению канализационного колодца не имеется.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Истец освобожден от оплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 02.02.2022 по делу № А48- 9741/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий
Е.В. Маховая
Судьи
В.В. Ботвинников
ФИО1