АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-21753/2022
г. Казань Дело № А49-7868/2021
28 сентября 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусмановой А.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Пензенской области представителя:
ответчика – ФИО1, доверенность от 21.11.2021,
в отсутствие истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
заинтересованного лица – извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пачелмское хозяйство»
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022
по делу № А49-7868/2021
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Пачелмское хозяйство» (ОГРН <***>) о признании отсутствующим право собственности, признании незаконной постановку земельных участков на кадастровый учет, третьи лица: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, администрация Сосновоборского района Пензенской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг»,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее – истец, Департамент лесного хозяйства), обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Пачелмское хозяйство» (далее – ответчик, общество «Пачелмское хозяйство», общество) о признании отсутствующим право собственности общества на земельные участки с кадастровыми номерами 58:26:0070401:117, 58:26:0031201:121, 58:26:0070401:132, признать незаконной постановку указанных участков на кадастровый учет, исключить сведения о них из Единого государственного реестра недвижимости, указав в решении суда, что оно является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Исковые требования Департамент мотивированы тем, что указанные земельные участки имеют пересечение (наложение) с землями лесного фонда – принадлежащим Российской Федерации земельным участком с кадастровым номером 58:26:0000000:99.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области; федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице Пензенского филиала (далее – Пензенский филиал ФГБУ «Рослесинфорг»), Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, Администрация Сосновоборского района Пензенской области.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05.04.2022, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 23.06.2022, исковые требования Департамента лесного хозяйства удовлетворены частично:
признано отсутствующим право собственности общества «Пачелмское хозяйство» на земельный участок с кадастровым номером 58:26:0070401:117 площадью 14 769 кв.м и признана незаконной постановка указанного земельного участка на кадастровый учет с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра недвижимости;
признано отсутствующим право собственности общества «Пачелмское хозяйство» на земельный участок с кадастровым номером 58:26:0070401:132 в части наложения указанного участка площадью 79 694 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 58:26:0000000:99 согласно границам и координатам (контуру), указанным в заключении Пензенского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 22.04.2021, площадь пересечения 79 694 кв.м;
признано отсутствующим право собственности общества «Пачелмское хозяйство» на земельный участок с кадастровым номером 58:26:0031201:121 в части наложения указанного земельного участка площадью 85 402 кв.м, на земельный участок с кадастровым номером 58:26:0000000:99 согласно границам и координатам (контурам), указанным в заключении Пензенского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 22.04.2021, а именно: площадь пересечения контура 6 421 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С общества «Пачелмское хозяйство» взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 21 000 руб.
В кассационной жалобе общество «Пачелмское хозяйство» просит решение и постановление отменить как незаконные и необоснованные по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Общество считает себя добросовестным приобретателем, поскольку на момент приобретения земельных участков не обладало сведениями о пересечении земельных участков с землями лесного фонда, утверждает, что межевые планы и кадастровые дела незаконными не признаны, спорные участки поставлены на кадастровый учет до 01.01.2016, ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пензенской области в порядке, предусмотренном статьей 153.1 АПК РФ.
Представитель общества «Пачелмское хозяйство» в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы по основаниям, приведенным в ней.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 07.03.2008 внесена запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка площадью 109 270 000 кв.м, с кадастровым номером 58:26:0000000:99, расположенного по адресу: Пензенская область, Сосновоборский район, Кададинское лесничество; категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства.
Данное право является ранее возникшим в силу статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то есть признается юридически действительным независимо от его государственной регистрации.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» указанный земельный участок признается ранее учтенным объектом недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН общество «Пачелмское хозяйство»03.04.2012, 06.04.2012, 11.04.2012 зарегистрировало право собственности на земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для производства сельскохозяйственной продукции:
с кадастровым номером 58:26:0031201:121, площадью 1 361 125+/-10 208 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир с. Малая Садовка, находится примерно в 6,0 км по направлению на юго-восток от ориентира; дата регистрации права – 03.04.2012;
с кадастровым номером 58:26:0070401:117, площадью 14 769+/- 1 063 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир с. Мордовский Качим, находится примерно в 2,9 км по направлению на северо-запад от ориентира; дата регистрации права – 06.04.2012;
с кадастровым номером 58:26:0070401:132, площадью 86 635+/- 2 575 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир с. Мордовский Качим, находится примерно в 1,4 км по направлению на запад от ориентира; дата регистрации права – 11.04.2012.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2014 № 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ «Рослесинфорг».
Заключениями Пензенского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 22.04.2021 установлено, что границы принадлежащих обществу«Пачелмское хозяйство»земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 58:26:0031201:121, 58:26:0070401:117, 58:26:0070401:132 пересекают границы принадлежащего Российской Федерации земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 58:26:0000000:99.
Так, согласно представленному в материалы дела заключению Пензенского филиала ФГБУ «Рослесинфоторг» земельный участок с кадастровым номером 58:26:0031201:121 имеет частичное пересечение (наложение) с лесным участком, расположенным по адресу: Пензенская область, Кададинское лесничество, Сосновоборское-Николо-Барнуковское-Маркинское участковое лесничество, Николо-Барнауковский участок, леса с/х формирований (СПК «Сюзюмский») – квартал 6, выделы 25, 27, 29, 30, 32, площадью 85 402 кв.м согласно указанным в заключении Пензенского филиала ФГБУ «Рослесинфоторг» от 22.04.2021 координатам, в том числе по контурам: 1 – 6 421 кв.м, 2 – 18 548 кв.м, 3 – 49 924 кв.м, 4 – 10 509 кв.м.
На лесной участок, расположенный по адресу: Пензенская область, Кададинское лесничество, Качимско-Шугурское участковое лесничество, Качимский участок, квартал 8, выделы 5, 12, а также леса с/х формирований (колхоз «Светлый путь») – квартал 2 (впоследствии квартал 5) выделы 3, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 23, накладываются земельный участок с кадастровым номером 58:26:0070401:117 (площадь пересечения 14 769 кв.м) и земельный участок с кадастровым номером 58:26:0070401:132 (площадь пересечения 79 694 кв.м) (согласно координатам и 5 контурам, указанным в заключении Пензенского филиала ФГБУ «Рослесинфоторг» от 22.04.2021).
Как следует из заключений Пензенского филиала ФГБУ «Рослесинфоторг» от 22.04.2021, а также пояснений его представителя в судебном заседании, ФГБУ «Рослесинфоторг», устанавливая границы земель лесного фонда, исходило из материалов лесоустройства СПК «Сюзюмский» 1994 г., материалов лесоустройства колхоза «Светлый путь» 1993 г. и планшетов лесоустройства 2003 г., оригиналы которых обозревались в судебных заседаниях, а копии представлены в материалы дела.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в материалы дела были представлены: материалы лесоустройства (план лесонасаждений) Кададинского лесничества, СПК «Сюзюмский», лесные кварталы 4, 5, 6, 1994 г.; материалы лесоустройства (план лесонасаждений) Кададинского лесничества, колхоз «Светлый путь» 1993 г.; выкопировка из планшета лесоустройства 2003 г. – квартал 8; выкопировка из планшета лесоустройства 1991 г. – квартал 8, картограмма содержания обменного калия из документа, названного как «Система земледелия и землеустройство колхоза «Светлый путь» Сосновоборского района Пензенской области», датированного 1986 годом. На указанной картограмме видно, в частности, что территория, соответствующая кварталу 8, обозначена как государственный лесной фонд (ГЛФ). Эта территория, как и территория, относящаяся к лесам с/х формирований (колхоз «Светлый путь») – квартал 2 (впоследствии квартал 5), в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, никак не окрашена.
Ссылаясь на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 58:26:0031201:121, 58:26:0070401:117, 58:26:0070401:132 в части наложения на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 58:26:0000000:99 в границах, определенных координатами, незаконно находятся в собственности общества «Пачелмское хозяйство», Департамент лесного хозяйства обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные части земельных участков (в соответствующих частях координат) изначально относились и относятся к землям лесного фонда, в силу прямого указания закона могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации и не могут использоваться для сельскохозяйственного производства, установив факт нарушения прав Российской Федерации как собственника земель лесного фонда в результате регистрации права собственности общества «Пачелмское хозяйство» на части земельных участков (в соответствующих частях координат) с кадастровыми номерами 58:26:0031201:121, 58:26:0070401:117, 58:26:0070401:132, относящихся к землям лесного фонда, и руководствуясь статьями 9, 17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8, 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, статьями 4.1, 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ), статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статьями 4, 21 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 № 5906-IX, статьями 131, 214 и 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, приведенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – постановление № 10/22), признали право собственности общества «Пачелмское хозяйство» в отношении частей земельных участков отсутствующим, удовлетворили требования департамента в указанной части, отказав в удовлетворении иска в остальной части. Суды отклонили заявление ответчика о пропуске срока исковой давности с учетом негаторного характера этих требований (статья 208 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно правовой позиции, изложеннойв пункте 52 постановления № 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу указанных разъяснений иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (в частности, в случаях, обозначенных в этом пункте постановления).
Иск о признании права собственности отсутствующим может быть предъявлен владеющим собственником к лицу, не владеющему спорным имуществом, но право которого на это же имущество незаконно зарегистрировано.
Признавая право собственности общества «Пачелмское хозяйство» в отношении частей земельных участков лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации, отсутствующим, и, удовлетворяя требования Департамента в указанной части, суды обоснованно отклонили доводы общества со ссылкой на положения Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ), о приоритете сведений ЕГРН над данными государственного лесного реестра и исходили при этом из следующего.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период и до 01.07.2019), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 этого же кодекса установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 3 Закона № 201-ФЗ также предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из приведенных правовых норм следует, что лесные участки из земель лесного фонда, в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности и не могут быть переданы в собственность граждан или юридических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу части 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
На основании приведенных правовых положений отнесение земельных участков к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесопроектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства; документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
С учетом изложенного суды исходили из того, что доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок и таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом № 201-ФЗ.
В части 1 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Согласно части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее - Закон № 280-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В силу части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 № 1795-О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая, прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП).
При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Приведенная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 302-ЭС20-13098.
Как следует из материалов дела и установлено судами, принадлежащий Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 58:26:0000000:99 является ранее учтенным земельным участком лесного фонда и включает в себя, в том числе, лесной участок (территорию), расположенный по адресу: Пензенская область, Кададинское лесничество, Сосновоборское-Николо-Барнуковское-Маркинское участковое лесничество, Николо-Барнауковский участок, леса с/х формирований (СПК «Сюзюмский»), квартал 6, выделы 25, 27, 29, 30, 32, и лесные участки (территории), по адресу: Пензенская область, Кададинское лесничество, Качимско-Шугурское участковое лесничество, Качимский участок, квартал 8, выделы 5, 12 и леса с/х формирований (колхоз «Светлый путь»), квартал 2 (впоследствии квартал 5), выделы 3, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 23.
Имеющиеся в ГЛР материалы лесоустройства в отношении лесов с/х формирований СПК «Сюзюмский» общей площадью 851 га – Карта-схема лесного участка, переданного в аренду СПК «Сюзюмский» и колхоза «Светлый путь» общей площадью 526 га – План лесонасаждений датированы 1994 и 1993 годами соответственно.
Данные участки лесного фонда в дальнейшем были включены в постановление Губернатора – Председателя Правительства Пензенской области от 10.11.1998 № 833 «О передаче участков лесного фонда в безвозмездное пользование сельхозорганизациям», а также в постановление Правительства Пензенской области от 15.06.2004 № 313-пП «О передаче участков лесного фонда в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям». То есть эти участки (территории) относились к так называемым колхозным лесам, находящимся на землях, предоставленных сельхозорганизациям в бессрочное пользование.
На основании постановления Губернатора – Председателя Правительства Пензенской области от 10.11.1998 № 833 между ГБУ ПО «Кададинское лесничество» и ТОО «Сюзюмский» в отношении участка лесного фонда площадью 851 га был заключен договор безвозмездного пользования участком лесного фонда от 26.01.1999 для заготовки древесины на 19 лет.
В дальнейшем в соответствии со статьей 4 Закона № 201-ФЗ, а также приказом Министерства природных ресурсов России от 04.10.2007 № 258 «Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации» Управлением лесами Пензенской области был принят приказ № 116 от 30.12.2008 о приведении договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 26.01.1999 в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, на основании которого ГБУ ПО «Кададинское лесничество» и СПК «Сюзюмский» заключили договор аренды лесного участка от 30.12.2008 № 15 сроком действия с 30.12.2008 по 30.12.2018.
По договору уступки от 16.05.2012 права и обязанности арендатора лесного участка перешли от СПК «Сюзюмский» к ИП ФИО2
Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статье 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 № 4616-1, части 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, оставаясь при этом в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем государственной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 № 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; площадь колхозных лесов определяется при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданными колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и таксации.
После реорганизации сельхозпредприятий колхозные леса продолжали оставаться в государственной собственности.
Имеющиеся в ГЛР планшеты лесоустройства квартала 8, выделы 5, 12 Качимского участка Качимско-Шугурского участкового лесничества Кададинского лесничества датированы 1991 и 2003 годами.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей Минлесхоза в судебных заседаниях, этот участок всегда относился к землям государственного лесного фонда (ГЛФ).
Согласно имеющимся в ГЛР таксационным описаниям лес, расположенный на Николо-Барнауковском участке Сосновоборского-Николо-Барнуковского-Маркинского участкового лесничества Кададинского лесничества в квартале 6 на выделах 25, 27, 29, 30, 32 (леса с/х формирований – СПК «Сюзюмский»), на момент таксации имел в составе сосну и березу, возврат леса 25-60 лет; лес, расположенный на Качимском участке Качимско-Шугурского участкового лесничества Кадинского лесничества в квартале 8 на выделах 5, 12, на момент таксации имел в составе сосну, возраст леса 50- 55 лет; лес в квартале 2 (ныне квартал 5) указанного участка того же лесничества на выделах 3, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 23 (леса с/х формирований – колхоз «Светлый путь») имел составе сосну, возраст леса 25-60 лет.
Согласно материалам дела и пояснениям представителей Минлесхоза в судебных заседаниях на спорных территориях пересечения (наложения) участков произрастали и произрастают леса.
В отношении выделов 25, 27, 29, 30, 32 квартала 6 Сосновоборского-Николо-Барнуковского-Маркинского участкового лесничества Кададинского лесничества это можно увидеть также на предоставленном Минлесхозом фотоплане с нанесенной 13 сеткой лесоустройства.
Согласно пояснениям представителя ФГБУ «Рослесинфорг» космические снимки были получены 22.04.2021 в день подготовки заключений.
При этом, суд первой инстанции верно указал, что ответчик эти сведения ничем не опроверг, доказательства использования этих территорий в сельскохозяйственной деятельности не представил.
Как следует из материалов дел правоустанавливающих документов, земельный участок с кадастровым номером 58:26:0031201:121 принадлежал ФИО3 на основании свидетельства о праве собственности на землю от 08.12.1994, постановления главы Администрации Сосновоборского района Пензенской области от 20.07.1994 № 119, договора купли-продажи № 10 от 18.03.2009 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок.
С 2011 года собственником земельного участка с кадастровым номером 58:26:0031201:121 являлось общество с ограниченной ответственностью «ПензаМолИнвест», которое в 2012 году передало его в собственность ответчика.
Земельный участок с кадастровым номером 58:26:0070401:117 и земельный участок с кадастровым номером 58:26:0070401:132 были образованы 08.07.2008 путем выдела земельных долей в праве общей собственности из земельного участка ТОО «Светлый путь». Собственником этих участков была ФИО4 на основании свидетельства о праве собственности на землю от 29.12.1994, постановления главы Администрации Сосновоборского района Пензенской области от 20.07.1994 № 119, договора купли-продажи № 1 от 17.04.2008 доли в праве общей собственности на земельный участок. С 2011 года собственником этих участков являлось общество с ограниченной ответственностью «ПензаМолИнвест», которое в 2012 году передало их в собственность ответчика.
При этом, как следует из материалов дела, в частности представленных филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области, копий описаний земельных участков, а также копий кадастровых дел и указано самим ответчиком в дополнении к отзыву на исковое заявление, межевание спорных земельных участков проходило в период 2008-2010 г.г., то есть позднее лесоустройства лесных участков. Однако лесоустроительная документация при проведении кадастровых работ в отношении спорных земельных участков не была учтена, их границы с собственником земель лесного фонда – Российской Федерацией не согласованы. Из материалов дела следует и арбитражным судом установлено, что в нарушение требований законодательства формирование спорных земельных участков по факту было произведено, в том числе, за счет земель лесного фонда, при этом перевод земель из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в установленном порядке не производился.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Как указывалось ранее, согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 302-ЭС20-13098, проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, недопустимо; формирование земельных участков за счет земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, в отсутствие полномочий является незаконным.
Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что тот факт, что государственный кадастровый учет лесных участков до 01.01.2017 подлежал осуществлению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), а с 01.01.2017 – Законом № 218-ФЗ, но ранее не осуществлялся и земли лесного фонда, расположенные в указанных истцом выделах, на момент образования спорных участков не были поставлены на кадастровый учет, не умаляет прав Российской Федерации на принадлежащий государству лесной участок.
Подлежат отклонению доводы ответчика о невозможности достоверно установить наложение границ принадлежащих ему земельных участков и границ спорного лесного участка, поскольку последний не проходил межевание, его границы не поставлены на государственный кадастровый учет.
Сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации, указанные сведения используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров. К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определялись границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 47 Закона № 221-ФЗ участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план лесного участка; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
План лесонасаждений в материалы дела представлен, был предметом исследования судов, право собственности Российской Федерации на лесной участок, зарегистрировано, о чем выдано свидетельство от 07.03.2008.
При таких обстоятельствах суды верно исходили из того, что приоритет имеющихся в ЕГРН сведений по спорным участкам отсутствует, наложение границ подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 52 постановления № 10/22, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим; такой иск (требование) может заявить владеющий собственник в отношении не владеющего имуществом лица, право которого было зарегистрировано незаконно.
Установив, что отмеченные в заключениях Пензенского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 22.04.2021 площади пересечения (наложения) земельных участков относятся к земельному участку лесного фонда Российской Федерации и на них находятся принадлежащие Российской Федерации леса, суды обоснованно исходили из того, что данные территории из фактического владения Российской Федерации (площади) не выбывали, способ защиты права избран надлежащий.
Удовлетворяя исковые требования Департамента о признании отсутствующим права собственности общества на земельный участок с кадастровым номером 58:26:0070401:117 площадью 14 769 кв.м, признании незаконной постановку указанного участка на кадастровый учет и исключении его из ЕГРН, суды правомерно исходили из того, что он полностью накладывается на принадлежащий Российской Федерации лесной участок. То есть, фактически на одну и ту же часть поверхности земли право собственности было зарегистрировано дважды: за Российской Федерацией в составе земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 58:26:0000000:99 и за обществом «Пачелмское хозяйство» – на земельный участок земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:26:0070401:117.
Установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 58:26:0031201:121 площадью 1 361 125 кв.м и 58:26:0070401:132 площадью 86 635 кв.м накладываются на лесной участок Российской Федерации частично, в части площади и границ (контуров), указанных в заключениях Пензенского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» от 22.04.2021, суды правомерно пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае правопритязания и охраняемый законом интерес истца касается не всей площади (площадей) указанных земельных участков, а только соответствующих частей пресечения (наложения) их с земельным участком лесного фонда; в остальной части истец земельными участками фактически не владеет.
Поэтому с учетом установленных по делу обстоятельств в указанной части, суды обоснованно признали отсутствующим право собственности общества только в части наложения этих участков на земли лесного фонда, то есть в тех площадях, границах и координатах (контурах), которые указаны в заключениях ФГБУ «Рослесинфорг» от 22.04.2021, что не противоречит сложившейся судебной практике.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемое решение и постановление приняты с соблюдением норм материального права. Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, повторяют доводы, изложенные суду первой и апелляционной инстанции, которым была дана надлежащая оценка, в связи с чем оснований для отмены решения и постановления не имеется.
Поскольку в части отказа в иске кассационная жалоба доводов не содержит, судом кассационной инстанции проверке не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.04.2022 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 по делу № А49-7868/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Ф.В. Хайруллина
Судьи Р.В. Ананьев
С.Ю. Муравьев