ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-6515/14 от 24.03.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1445/15

Екатеринбург

30 марта 2015 г.

Дело № А50-6515/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лазарева С.В.,

судей Сулейменовой Т.В., Татариновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания, проведенного посредством видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Пермского края, помощником судьи Фахрисламовой А.И., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сбоева Андрея Александровича (далее – предприниматель) на решение  Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2014 по делу № А50-6515/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители:

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае  (далее - Территориальное управление) - ФИО2 (доверенность от 12.01.2015 № 07);

предпринимателя – ФИО3 (доверенность от 16.07.2013).

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство), Российской Федерации в лице Территориального управления об исключении земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980009:3120 общей площадью 18 603 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский р-н, Култаевское с/п, в 0,125 км юго-восточнее с. Култаево, находящегося по материалам лесоустройства в кварталах 2 часть выдела 40 Пермского лесничества (Култаевское участковое лесничество (СХПК «Россия») из реестра земель лесного фонда.

В порядке ст. 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.09.2014 протокольным определением суда принят встречный иск Территориального управления к предпринимателю о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:3120 отсутствующим.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: Государственное казенное учреждение Пермского края «Пермское лесничество», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям).

Решением суда от 29.09.2014 (судья Гусельникова С.В.) в удовлетворении исковых требований предпринимателя отказано. Исковые требования Территориального управления удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:3120, с указанием на то, что решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 (судьи Гладких Е.О., Виноградова Л.Ф., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Заявитель жалобы считает, что к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не был привлечен предыдущий собственник спорного земельного участка ФИО4, который мог представить в суд соответствующие доказательства, подтверждающие законность возникновения у него, как у прежнего собственника, прав на спорный участок. Заявитель полагает, что суды, нарушая принцип состязательности, основывались только на доказательствах Территориального управления и третьих лиц. По мнению предпринимателя,  свидетельство о государственной регистрации права от 01.07.2005, представленное в качестве доказательства, подтверждающего право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 59:32:0000000:424, не может быть принято судами, поскольку в нем отражены неактуальные сведения, такое свидетельство не подтверждает основание возникновения права. Кроме того, как поясняет заявитель, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 25.08.2014 не содержатся сведения о об указанном земельном участке. Поквартальная ведомость лесного фонда, согласованная федеральным казенным учреждением «Пермьсельлес» в лесхозе Пермский сельский СХПК «Россия», а также письмо государственного казенного учреждения «Пермское лесничество» от 11.02.2014 № 168, на который суд сослался как на доказательство, позволяющее идентифицировать земельный участок по территориальности, не могут, по мнению заявителя, являться таковыми доказательствами, поскольку являются внутренними документами органов, представивших данные документы. Заявитель ссылается на необоснованное отклонение судами заключения кадастрового инженера ФИО5 от 01.09.2014 № 157, подтверждающее доводы предпринимателя о том, что спорный земельный участок не расположен в границах лесного фонда. Согласно доводам предпринимателя, в отношении земельного участка Российской Федерации с  условным номером 59:32:0000000:424 кадастровые работы не проводились, межевание не осуществлялось, границы не устанавливались, следовательно, данный участок не является объектом земельных правоотношений. Заявитель не согласен с выводом судов о предъявлении исковых требований к ненадлежащему ответчику. Как полагает предприниматель, иск об исключении спорного земельного участка из реестра земель лесного фонда предъявлен к Министерству как к органу, осуществляющему на территории Пермского края ведение лесного реестра.

В отзывах на кассационную жалобу Министертсво, Территориальное управление просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на общем собрании участников долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Пермская обл., Пермский р-н, колхоз «Россия» принято решение о выделении земельного участка площадью 3,2 га по адресу: Пермский край Пермский р-н, Кулаевское с/п в 0,44 км юго-восточнее с. Култаево (выписка из протокола от 09.12.2006).

По договору купли-продажи от 28.03.2007 ФИО6 продала ФИО7 земельную долю 3,2 га без выдела в натуре в земельном участке, предоставленном для использования в сельскохозяйственном производстве, находящемся по адресу: Пермская область, Пермский р-н, колхоз «Россия». Продаваемая земельная доля принадлежит ФИО6 на основании свидетельства на право собственности на землю серии РФ 111 ПМО- 246-813 № 577118, выданного 20.07.1994, регистрационная запись от 14.07.1994 № 3356.

На кадастровый учет 11.04.2013 поставлен земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:3120 общей площадью 18 603 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, местоположение участка: Пермский край, Пермский р-н, Култаевское с/п в 0,125 км юго-восточнее с. Култаево. Данный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:304.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.09.2014 права на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:3120 зарегистрированы за ФИО8 17.05.2013 по договору дарения, ФИО4 06.06.2013 по договору купли-продажи, предпринимателем 05.08.2013 по договору купли-продажи.

Предприниматель обратился в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям) с заявлением о переводе принадлежащего ему на праве собственности земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства функционального центра.

  Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям письмом от 19.02.2014 отказало предпринимателю в переводе спорного земельного участка из одной      категории в другую указав на то, что данный земельный участок находится на землях лесного фонда Пермского лесничества (Култаевское участковое лесничество СХПК «Россия») квартал 2 часть выдела 40.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.07.2005 Российской Федерации на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года (в упрощенном порядке) зарегистрированы на праве собственности участки лесного фонда леса 1-й, 2-й группы общей площадью 67 740 000 кв. м, расположенные по адресу: Пермский край, Пермский р-н, Пермский сельский лесхоз, СХПК «Россия»<...>.

Указанные лесные участки с категорией земли лесного фонда поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 59:32:0000000:424.

Согласно проекту плана ведения лесного хозяйства Пермского межсовхозного лесхоза (1972 г.) земельный баланс колхоза «Россия» (правопредшественник СХПК «Россия») по данным землеустройства составлял 21 155 га общей площади, в том числе лесная площадь покрытая лесом 6467 га.

Согласно плану лесонасаждений колхоза «Россия» по материалам лесоустройства 1994 г. общая площадь составляет 6774 га. По таксационному описанию колхоза «Россия» в квартал 2 защитные полосы автомобильных дорог выдел 40 входит 2,2 га леса (представлен в материалы дела).

На основании постановления Губернатора Пермской области от 14.01.1999 № 13 в соответствии со ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации участки лесного фонда переданы в безвозмездное пользование в Пермском районе колхозу «Россия» номера <...> площадью 6774 га лесного фонда.

Земельные участки, переданные колхозу «Россия», занятые лесами, были поставлены на государственный кадастровый учет как земли лесного фонда.

Согласно поквартальной ведомости лесного фонда, согласованной Федеральный государственным учреждением «Пермсельлес» в лесхозе Пермский сельский СХПК «Россия» лесным фондом занят второй квартал площадью 173 га, 5 га из которых - защитный вдоль дорог.

В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра Пермского края от 26.06.2014 № 03-2014-06/1.2 в состав Пермского лесничества входят Култаевское участковое лесничество, имеющее площадь 35 628 га, из них 6149 га - лесотаксационных выделов и СХПК «Россия» площадью 6774 га, в котором 26 лесных кварталов (с 1 по 26).

Согласно письму государственного казенного учреждения Пермского края «Пермское лесничество» от 11.02.2014 № 168 земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:3120 находится на землях лесного фонда Пермского лесничества (Култаевское участковое лесничество, СХПК «Россия», квартал 2 выдел 40).

Предприниматель, ссылаясь на отсутствие на спорном земельном участке лесных насаждений, полагая, что земельный участок не относится к землям лесного фонда Пермского лесничества и ошибочно продолжает учитываться в реестре земель лесного фонда, обратился в арбитражный суд с иском об исключении  земельного участка с кадастровым номером 59:32:3980009:3120 из реестра земель лесного фонда.

Территориальное управление, полагая, что спорный земельный участок, зарегистрированный на праве собственности за предпринимателем, является частью земельного участка с кадастровым номером 59:32:0000000:424, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности предпринимателя на испрашиваемый земельный участок отсутствующим.

  Отказывая в удовлетворении иска предпринимателя и удовлетворяя встречные исковые требования Территориального управления, суды исходили из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.

Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование. Безвозмездное пользование участками лесного фонда сельскохозяйственными организациями осуществляется в целях обеспечения их потребностей в древесине и других лесных ресурсах (ч. 1, 2 ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997).

Судами установлено, что постановлением губернатора Пермской области от 14.01.1999 № 13 «О передаче сельских лесов в безвозмездное пользование» в соответствии со ст. 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 участки лесного фонда переданы в безвозмездное пользование в Пермском районе колхозу «Россия», номера <...>, площадью 6774 га.

Земельные участки, переданные колхозу, в дальнейшем СХПК «Россия», занятые лесами, были поставлены на государственный кадастровый учет как земли лесного фонда.

На площадь 67 740 000 кв. м участок лесного фонда 1-й, 2-й группы по адресу: Пермская область, Пермский район, Пермский сельский лесхоз, СХПК «Россия»<...>, 01.07.2005 зарегистрировано на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации право Российской Федерации 1997 года (в упрощенном порядке) с присвоением кадастрового номера 59:32:0000000:424.

Таким образом, судами установлено, что земли, на которых расположены леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, относятся к землям лесного фонда. 

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО9 от 22.09.2014 № 15 на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3980009:3120 произрастают ивы, ольхи, осины, что отражено и в материалах лесонасаждений по материалам лесоустройства 1994 г. Заключение составлено путем осмотра на местности и фотографировании.

Основываясь на представленных фотографиях, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:3120 приближен к дороге, суды отклонили представленное предпринимателем заключение кадастрового инженера ФИО5 от 01.09.2014 № 157 о наличии идентичного земельного участка в радиусе 1 км от спорного земельного участка со схожей конфигурацией.

При этом суды не приняли во внимание выводы кадастрового инженера ФИО9, изложенные в заключении от 22.09.2014 № 15 о том, что земельный участок предпринимателя не относится к землям лесного фонда ввиду отсутствии санитарной обработки лесного массива, поскольку данным инженером не подтверждено наличие образования в области лесного хозяйства.

В соответствии с письмом государственного казенного учреждения Пермского края «Пермское лесничество» от 11.02.2014 № 168 земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:3120 находится на землях лесного фонда Пермского лесничества (Култаевское участковое лесничество, СХПК «Россия», квартал 2 выдел 40).

На основании установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:3120, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский муниципальный р-н, Пермское лесничество, Култаевское участковое лесничество (СХПК «Россия»), квартал 2 часть выдела 40, относится к категории земель лесного фонда, который расположен на земельном участке с кадастровым номером 59:32:0000000:424, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации.

В соответствии с подп. 1, 5 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации).

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из положений ст. 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как установлено судами, перевод земель лесного фонда (спорных земель) после 1995-1999 г.г. в другую категорию не осуществлялся.

На основании ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации  государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами.

В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации), в том числе лесные участки в составе земель лесного фонда (ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.

На основании п. 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Согласно п. 4 названного постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, надлежащее нахождение спорного земельного участка в реестре земель лесного фонда, зарегистрированное право собственности Российской Федерации с 2005 г., а также обращение предпринимателя с требованием к ненадлежащему ответчику - Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований предпринимателя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Установив, что сохранение в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности предпринимателя на спорный земельный участок не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права Территориального управления, как лица, уполномоченного на распоряжение земельным участок, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией, а также принимая во внимание, что Территориальное управление лишено другой возможности восстановить право публичного собственника, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Территориального управления о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 59:32:3980009:3120.

Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судов первой и  апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных судами на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2014 по делу                            № А50-6515/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                              С.В. Лазарев

Судьи                                                                           Т.В. Сулейменова

И.А. Татаринова