ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-16217/14 от 20.01.2015 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  г. Хабаровск

21 января 2015 года № Ф03-6204/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи:   Головниной Е.Н.

Судей:   Никитина Е.О., Шведова А.А.

В заседании участвовали:

от истца  : Борисова Е.О. по доверенности от 12.12.2014

от ответчика:   Пузанова И.В. по доверенности от 05.11.2014

рассмотрев в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу   Министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на   решение Арбитражного суда Приморского края от 27.08.2014 (судья Падин Э.Э.), постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014 (судьи Глебов Д.А., Култышев С.Б., Скрипка Н.А.)

по делу №   А51-16217/2014

Арбитражного суда   Приморского края

по иску   администрации города Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690950, Приморский край, город Владивосток, проспект Океанский, 20)

к   Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, ИНН 2536052276, место нахождения: 690091, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 69)

о   взыскании убытков

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Владивостока (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин России, ответчик) о взыскании убытков в размере 7 473 942,50 руб., понесенных в связи с предоставлением жилых помещений военнослужащим по договорам социального найма жилого помещения.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.08.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2014, требования Администрации удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Минфин России просит данные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование заявитель указывает на то, что Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) не предусматривает того, что стоимость жилых помещений, переданных военнослужащим органами местного самоуправления, компенсируется последним за счет средств федерального бюджета. Полагает, что поскольку настоящий спор вытекает из межбюджетных правоотношений, он не относится к компетенции арбитражных судов. Ссылаясь на отсутствие в деле сведений о передаче спорных квартир военнослужащим в собственность и выбытия их из обладания Администрации, считает, что правовые основания для обращения с настоящим иском отсутствуют.

Администрация в отзыве с доводами жалобы не согласилась, просила оставить жалобу без удовлетворения.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика настаивал на доводах апелляционной жалобы. Представитель истца доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва и выступлений участников процесса, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, решениями Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 04.12.2013 и от 13.02.2014 за военнослужащими Петровым Александром Петровичем и Дигорян Олесей Андреевной и членами ее семьи признаны права пользования жилыми помещениями, расположенными в г. Владивостоке на о. Русский по адресам: пос. Рында, д. 73а, кв. 5 и пос. Канал, д. 49, кв. 2 соответственно; на Администрацию возложена обязанность заключить с названными лицами договор социального найма на жилые помещения.

Указанные выше жилые помещения переданы военнослужащим в бессрочное владение и пользование на основании заключенных между ними и Администрацией договоров социального найма жилого помещения от 24.04.2014 № 369 и от 30.04.2014 № 370.

Администрация, ссылаясь на то, что понесенные муниципальным образованием Владивостокского городского округа расходы, связанные с предоставлением жилых помещений военнослужащим на основании решений суда общей юрисдикции, в размере стоимости данных помещений, являются убытками и подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.

Указанное корреспондирует положениям части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенных норм права, арбитражные суды пришли к правильному выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Закона о статусе военнослужащих, в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащих и членов их семей, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.

Этот вывод согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 08.07.2004 № 303-О, от 15.02.2005 № 58-О.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражные суды правильно руководствовались вышеуказанными нормами права и исходили из того, что Администрация, предоставив по решениям суда общей юрисдикции жилые помещения из муниципального жилищного фонда исполнила возложенную на нее государственную функцию, в то время как федеральный орган государственной власти свою обязанность не выполнил, расходы истца на исполнение государственных полномочий не компенсировал. При этом суды приняли во внимание также то, что исчисленная истцом стоимость переданных по договорам социального найма жилых помещений подтверждена материалами дела и ответчиком не оспорена, в том числе документально. Указанное свидетельствует о доказанности истцом факта ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Минфина России обязанностей по обеспечению жильем военнослужащих, размер понесенных Администрацией расходов, а также причинно-следственную связь между этими обстоятельствами.

Позиция заявителя кассационной жалобы о том, что стоимость жилых помещений, переданных военнослужащим органами местного самоуправления, не подлежит компенсации за счет средств федерального бюджета, не соответствует действующим нормам права, названным выше.

Ссылка ответчика на отсутствие в деле сведений о передаче спорных квартир военнослужащим в собственность и выбытия их из обладания Администрации, не может быть признана обоснованной на основании следующего.

Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем участкового уполномоченного милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения военнослужащему и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение третьему лицу, истец в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости. Такая позиция изложена в постановлениях Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 2280/10, от 04.06.2013 № 499/13.

Довод заявителя жалобы о неподведомственности настоящего дела арбитражному суду также подлежит отклонению. Исковые требования основаны на нормах гражданского законодательства и Закона о статусе военнослужащих, спор носит экономический характер и его участниками являются юридические лица. Следовательно, в силу статьи 27 АПК РФ данный спор является подведомственным арбитражному суду (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23).

Поскольку судами правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям сторон, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов по части 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено, основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.08.2014, постановление от 13.11.2014 по делу № А51-16217/2014 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.Н. Головнина

Судьи Е.О. Никитин

А.А. Шведов